Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

4.3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. Политика в сфере образования на период до 2030 года будет определяться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в указах от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

С 2013 года осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р (далее - Государственная программа).

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013 - 2020 гг. в текущих ценах составляет 3992,2 млрд. рублей (в среднем около 0,85% ВВП в соответствующие годы). При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 446,9 млрд. рублей в 2013 году до 631,2 млрд. рублей в 2020 году.

В рамках государственной программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, развития общего образования и дополнительного образования детей; доступность образования; обновление качества образования.

Среди основных направлений развития профессионального образования в прогнозный период предусмотрены:

- оптимизация сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;

- модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;

- внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования;

- модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

- формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний;

- продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования;

- трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;

- осуществление государственной поддержки образовательного кредитования;

- переход на эффективный контракт с преподавателями;

- интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.

В результате оптимизации сети вузов сформируются следующие группы вузов: исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий; отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики; группа вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов; университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда; крупные центры заочного (дистанционного) образования и открытые университеты с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Оптимизация сети будет сопровождаться повышением требовательности к отбору абитуриентов (установление более высокого балла ЕГЭ, необходимого для поступления в вузы, по сравнению с минимальным баллом), введением независимой оценки качества подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования. За счет этих мер и на фоне демографических процессов будет происходить сокращение числа студентов на ряде программ.

Высвобождающиеся при сокращении численности обучающихся ресурсы системы профессионального образования предусматривается направлять на ее развитие, создание системы непрерывной профессиональной подготовки, повышение качества подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования.

Модернизация профессионального образования невозможна без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует перехода на эффективный контракт между преподавателями и учреждениями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. Он также предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта приоритетная задача предполагает перестройку системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, а также существенные меры по повышению качества управления, переподготовке руководителей системы профессионального образования.

Результатом модернизации профессионального образования в прогнозный период станут:

- удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 20% в 2020 году;

- изменение к 2020 году удельного веса численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников составит по программам прикладного бакалавриата 21%, на программах бакалавриата - 31,7%, на программах подготовки специалистов - 6,7%, на программах магистратуры - 10 процентов;

- удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 60% в 2020 году;

- удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в возрасте 25 - 65 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 55% в 2020 году;

- увеличится с 3% в 2011 году до 25% в 2020 году доля организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;

- удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 0,1% в 2011 году до 6% в 2020 году;

- для всех студентов учреждений профессионального образования, имеющих потребность в общежитии, будет обеспечена возможность проживания в современных общежитиях;

- не менее пяти российских университетов войдут в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу;

- увеличение числа федеральных государственных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих международный рекрутинг научно-педагогических работников (не менее 15 человек на протяжении 5 лет);

- увеличение до 30% численности студентов, обучающихся по приоритетным и капиталоемким направлениям, которые будут получать образование в вузах со значительным объемом контрактных исследований и разработок.

С учетом возрастающего спроса населения на услуги дошкольного образования будет продолжено внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах; оптимизация и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности и образовательных учреждений дополнительного образования детей; введение системы государственного (муниципального) задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным доступом к нему негосударственных организаций.

К 2016 году предполагается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Указанные меры будут способствовать раннему развитию детей, более успешному их обучению в общеобразовательной школе, ликвидации очереди в детские сады.

Определяющее влияние на развитие дошкольного, школьного и дополнительного образования окажут четыре внешние тенденции. Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста. Во-вторых, продолжится изменение структуры расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В-третьих, недостаток предложений на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая новые социальные, культурные, технологические возможности и риски как для детей и их семей, так и для образовательных организаций.

Будет продолжена модернизация системы общего образования путем создания эффективных механизмов обновления качества общего образования, разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех его уровней, внедрения современных образовательных технологий, обеспечения современных условий получения общего образования, расширения профильного образования в старшей школе, развития сильных школ и поддержки школ, работающих в трудных условиях, совершенствования системы единого государственного экзамена, обновления содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (технология, иностранные языки, социальные науки); поддержки опережающего развития областей потенциального лидерства (математическое образование, обучение чтению); формирования в школах высокотехнологической среды для преподавания (высокоскоростной интернет, цифровые ресурсы нового поколения, виртуальные учебные лаборатории и др.) и управления (электронный документооборот, порталы знаний и другие).

С целью повышения конкурентности и открытости общего образования предусматривается создание и развитие в общеобразовательных учреждениях общественно-государственных форм управления. Будет завершен переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования.

Кроме того, предусматривается модернизация системы профессиональной подготовки педагогических кадров с целью обеспечения ее адекватности новым методам и требованиям образовательных процессов, введение эффективного контракта с педагогическими работниками, повышение результатов обучения в общеобразовательной школе, создание условий для привлечения на работу в школы высококвалифицированных специалистов, расширение масштабов системы дополнительного образования школьников.

Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, медицинского обслуживания и другие).

В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

Указанные меры будут способствовать развитию сети общеобразовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования посредством формирования центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей, появлению конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия, а также позволят повысить прозрачность бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений, будут способствовать выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, позволят оптимизировать и сконцентрировать образовательные ресурсы, укрепить и модернизировать материально-техническую базу.

В результате модернизации сфер дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования детей предусматривается достичь следующих показателей: все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение 100% школ к высокоскоростному Интернету; средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций к 2013 году будет доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, а педагогических работников общеобразовательных организаций - до средней заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации; к 2020 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в общей численности детей этого возраста составит 75 процентов.

Увеличение финансирования сферы образования позволит осуществить ключевые общесистемные изменения в отрасли, обеспечить внедрение современной модели образования и достижение по основным показателям средних значений для стран ОЭСР. В начале прогнозного периода продолжится системное внедрение эффективных организационно-финансовых и проектных механизмов на всех уровнях образования, обеспечиваемое с помощью государственной программы на основе ее результатов, и в развитие приоритетного национального проекта "Образование".

Объем бюджетных средств, направляемых на финансирование сферы образования, предусматривает, в том числе, увеличение уровня оплаты труда работникам образования, повышение уровня стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования, перераспределения полномочий по финансовому обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (субвенции). Для повышения качества образовательных услуг предусматриваются дополнительные инвестиции в человеческий капитал преподавателей и обновление преподавательского корпуса. При условии перехода на новые системы оплаты труда произойдет рост фонда оплаты труда, при этом обеспечивается поддержание оплаты труда работников образовательных учреждений на уровне средней в экономике заработной платы, а также предусматривается внедрение дифференцированных стимулирующих выплат при переходе к системе "эффективного контракта" для квалифицированных преподавателей. При этом будет обеспечен конкурентоспособный уровень заработной платы работников образования всех уровней.

Кроме того, предусматривается модернизация материально-технической базы сферы образования, строительство новых школ, зданий детских дошкольных организаций, создание современных кампусов в системе высшего профессионального образования, а также оснащение их современным оборудованием и средствами обучения.

Инновационный сценарий развития сферы образования предполагает увеличение расходов на образование до 6,5% ВВП к 2030 году, в том числе бюджетной системы до 5,2% ВВП (в 2011 году - 4,9% и 4,1% ВВП соответственно).

Это позволит обеспечить повышение охвата детей дошкольным образованием, поддержку одаренных детей и дополнительного образования детей, поддержку ведущих университетов и создание кампусов, изменение структуры профессионального образования (завершение перехода к обучению по программам прикладного бакалавриата и магистратуры в вузах; выделение трехлетних программ прикладного бакалавриата, ориентированных на обучение прикладных квалификаций, реализуемых центрами прикладных квалификаций, на базе учреждений среднего профессионального образования.

К 2020 году увеличится численность воспитанников дошкольного и общего образования, одновременно с этим сократится численность обучающихся в учреждениях профессионального образования. Демографическая ситуация, которая будет способствовать росту численности воспитанников детских садов и школ в 2020 году, увеличит численность обучающихся в учреждениях профессионального образования к 2030 году.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличится на 12,3% с 13,7 млн. человек до 15,4 млн. человек в 2030 году.

Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования увеличится в 1,9 раза с 2,1 млн. человек в 2011 году до 4 млн. человек в 2030 году. В то же время численность студентов учреждений высшего профессионального образования сократится на 13% с 6,5 млн. человек до 5,6 млн. человек к 2030 году.

Консервативный сценарий отличается от инновационного изменениями, связанными с сокращением финансирования учреждений высшего профессионального образования и развитием системы среднего профессионального образования, предполагает рост численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования по сравнению с численностью обучающихся в высших профессиональных учреждениях, обусловленный доступностью образовательных программ среднего профессионального образования. Число обучающихся учреждений среднего профессионального образования к 2030 году составит 4,6 млн. человек (рост в 2,2 раза), а численность студентов учреждений высшего профессионального образования сократится на 22% с 6,5 млн. человек до 5 млн. человек к 2030 году.

Расходы на образование к 2030 году составят 6,0% ВВП, в том числе бюджетной системы - 5,1% ВВП.

Форсированный сценарий предполагает увеличение расходов на образование до 8,1% ВВП к 2030 году, в том числе бюджетной системы до 6,2% ВВП.

Это позволит осуществить ключевые общесистемные изменения в отрасли, обеспечить внедрение современной модели образования и достижение по основным показателям средних значений для стран ОЭСР.

Это позволит обеспечить в том числе: увеличение уровня оплаты труда работникам образования посредством перехода к системе эффективного контракта, что позволит обеспечить повышение престижности работы в сфере образования; осуществлен переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования; переход к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, определяющих выбор будущей профессии; поддержку ведущих университетов, создание современных кампусов в системе высшего профессионального образования; модернизацию материально-технической базы сферы образования; поддержку талантливых детей и дополнительного образования детей.