Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Реальный рост экономики, доходы, расходы, дефицит бюджета и государственный долг в % ВВП в 2012 году

Реальный рост экономики, доходы, расходы, дефицит бюджета

и государственный долг в % ВВП в 2012 году

Страна

Темп роста ВВП

Доходы бюджета <*>

Расходы бюджета <*>

Дефицит бюджета (-) <*>

Государственный долг <*>

Еврозона

-0,4

46,3

49,8

-3,5

93,1

Германия

0,9

45,2

45,1

0,1

81,6

Ирландия

0,4

34,6

42,3

-7,7

117,2

Греция

-6,0

42,3

51,8

-6,8

167

Испания

-1,5

36,3

46,4

-10,2

88,4

Франция

0,2

51,9

56,5

-4,6

90,3

Италия

-2,1

48,0

50,9

-2,8

127,1

Португалия

-3,0

40,6

45,6

-5,0

120,6

Великобритания

-0,2

42,1

48,4

-6,3

89,8

США

2,2

31,9

40,5

-8,5

107,6

--------------------------------

<*> Предварительная оценка.

Рецессия привела к тому, что большинству стран зоны евро не удалось добиться значительной консолидации, а в Греции, Испании, Португалии дефицит вновь вырос. Прогнозируется, что ощутимый эффект от консолидации большинство ведущих стран смогут получить не ранее 2015 года, когда страны евро, кроме Испании, войдут в норматив ЕС - 3 процента. Полностью же остановить рост государственного долга в большинстве стран прогнозируется после 2015 года. В 2020 - 2030 годах бюджеты стран зоны евро будут находиться в близком к сбалансированному состоянию. Дефицит консолидированного бюджета США должен последовательно снизиться с 8,5%, ВВП в 2012 году до 4,6% ВВП в 2015 году и до 3,4 - 3,8% в 2020 - 2030 годах.

Дефицит государственного бюджета Японии также будет сокращаться с нынешних 9,1% ВВП до 6,3% в 2015 году и 2 - 3% ВВП после 2025 года.

При этом в течение этого периода до 2015 года все развитые страны будут сохранять политику "дешевых денег". ФРС США уже дала понять, что ужесточение денежной политики произойдет не ранее 2015 года, когда начнут ослабляться бюджетные ограничения и произойдет снижение безработицы до приемлемых уровней. До конца 2014 - начала 2015 года будет также продолжаться программа трехлетнего кредитования ЕЦБ. Такая политика должна позволить менее болезненно осуществить консолидацию бюджета и плавно снижать долговую нагрузку.

Совокупный государственный долг зоны евро по итогам 2012 года составит 93,1% и в соответствии с прогнозом МВФ начнет снижаться с 2015 года. При этом показатель госдолга будет расти в подавляющем большинстве государств зоны евро, в частности, в Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. В то же время Германии удастся снизить уровень госдолга.

Несмотря на проводимую консолидацию, уровень государственного долга будет возрастать минимум до 2014 года, когда он достигнет максимума в Японии - 256% ВВП, Португалии - 125% ВВП, Испании - 101% ВВП, в Греции пик долговой нагрузки будет в 2013 году - 177%, а с 2014 года уже начнет сокращаться. При этом сокращение дефицитов и относительной величины долга в проблемных странах возможно только при возобновлении устойчивого экономического роста, а ускоренная бюджетная консолидация может повышать угрозу дефолтов. В итоге приблизиться к нормативу ЕС 60% к ВВП объем государственного долга зоны евро сможет лишь ближе к 2030 году. При этом отношение долга к ВВП в отдельных странах региона и в 2030 году останется выше Маастрихтских критериев: в Греции, Италии и Португалии уровень долга может сохраняться на уровне 65 - 80% ВПП.

В США рост долга продолжится дольше - до 127% ВВП в 2020 году, и его значительного сокращения не предполагается. В 2030 году показатель несколько снизится - до 125 процентов. Аналогичная динамика этого показателя, только с максимума 256% ВВП в 2014 году до уровня 195%, прогнозируется в Японии.

Практика бюджетных ограничений 2011 - 2012 годов показала, что одних мер консолидации без достижения достаточных темпов роста экономики, увеличения поступлений в казну и без способности платить по долгам без ущерба другим функциям бюджетных расходов, недостаточно.

Однако уровень валового долга по секторам экономики в большинстве развитых стран слишком велик, что будет сдерживать развитие потребительского кредита.

Для выхода на траекторию экономического роста необходимо, чтобы начался процесс "перебалансировки" мирового спроса, ускоренный рост потребления в странах с большими активными торговыми и платежными сальдо, прежде всего в Китае, Германии, а также в странах-производителях и нетто-экспортерах энергоресурсов.