Среднегодовые темпы роста производства продукции авиационной промышленности в 2007 - 2011 гг. составляли порядка 101 - 102 процентов.
В настоящее время авиационная промышленность по ряду основных направлений характеризуется низким инженерно-техническим и производственно-технологическим уровнем, который должен обеспечивать соответствие российской авиационной промышленности мировым тенденциям развития данного сектора и рынка авиационной техники, в связи с чем к основным проблемам авиастроения в настоящее время относятся:
- зависимость эффективности функционирования авиационной промышленности от поставок продукции военного назначения (при этом по ряду позиций существует тенденция сокращения рентабельности продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и военно-промышленному сотрудничеству, что накладывает ограничения на возможности аккумулирования финансовых ресурсов для развития гражданских сегментов данного сектора машиностроения);
- недостаточный технологический уровень развития производства авиационной техники, ее узлов и агрегатов, отсутствие эффективной системы 1-го и 2-го уровней поставки комплектующих для финальных интеграторов, что приводит к снижению эффективности производственных процессов;
- высокая трудоемкость и низкие объемы производства, что приводит к высокой себестоимости выпускаемой продукции и соответственно накладывает ограничения на инвестиционную деятельность организаций;
- отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;
- низкий уровень развития системы гарантийного и послепродажного обслуживания авиационной техники, что снижает привлекательность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Вместе с тем для авиационной промышленности в настоящее время характерен ряд факторов, позволяющих создать потенциал для ее развития на долгосрочную перспективу, к которым в том числе относятся:
- наличие крупных интегрированных структур, консолидирующих конструкторские и производственные ресурсы в отдельных технологических направлениях (авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение);
- значительный объем поставок на рынках военной авиационной техники;
- разработка и вывод на рынок новой авиационной техники.
В долгосрочной перспективе с учетом существующего потенциала развитие авиационной промышленности при активной государственной поддержке (на развитие авиационной промышленности в соответствии с проектом государственной программы "Развитие авиационной промышленности" в период 2013 - 2025 годов из федерального бюджета в настоящее время предполагается направить более 700 млрд. рублей без учета ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы") будет определяться эффективностью реализации мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.
Так, по инновационному варианту предполагается, что среднегодовой темп роста производства продукции в авиационной промышленности в период до 2020 года составит порядка 107%, объем производства в 2030 году относительно 2011 года увеличится в 2,6 раза.
Необходимо отметить, что к 2015 году объем производства продукции авиационной промышленности относительно уровня 2011 года увеличится более чем на 50%, к 2020 году, относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка 15%. Таким образом, в период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года.
Указанная динамика развития авиационной промышленности будет достигнута в том числе благодаря реализации мероприятий в части:
- доработки самолета SSJ-100 и расширения его продаж на внутреннем и мировом рынках, реализации проектов военно-транспортной авиации (в том числе Ан-70, Ан-124, Ил-76), разработки и вывода на рынок магистрального самолета МС-21, новых и модернизированных образцов военных самолетов;
- наращивания объемов продаж серийно выпускаемой гражданской и военной вертолетной техники, а также запуска в производство вертолетов, находящихся в завершающей стадии создания или модернизации (Ми-38, Ка-62, Ми-26Т2, Ка-226Т и других), разработки и запуска в производство новых модификаций боевых, транспортно-десантных, специальных учебных вертолетов, вертолетных комплексов с беспилотными летательными аппаратами, легких вертолетов (размерностью 2,5 т и 4,5 тонн);
- повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе за счет использования новых технологий и материалов;
- развития сервисной сети и системы послепродажного обслуживания авиационной техники, расширения присутствия продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта;
- повышения производственного и технического потенциала предприятий авиационной промышленности путем реализации проектов по техническому перевооружению действующих и созданию новых мощностей (ожидается, что к 2025 году рентабельность продаж самолетов достигнет порядка 11%, вертолетов - 8 процентов);
- реализации в полном объеме в соответствии с утвержденными параметрами государственной программы вооружения.
Планируется, что в период 2012 - 2025 гг. будет поставлено около 3,4 тыс. самолетов и 5,6 тыс. единиц вертолетов гражданского и военного назначения, доля российской продукции к 2025 году на мировом рынке военных и гражданских самолетов составит 11% и 3% соответственно, военных и гражданских вертолетов - 16,5% и 12% соответственно.
Кроме того, активное государственное стимулирование в 2011 - 2020 гг. создания в авиационной промышленности научно-технического задела позволит сформировать базу для реализации перспективных проектов в области создания новых видов продукции в 2021 - 2030 годах.
Вместе с тем, в случае снижения объемов государственной поддержки авиастроения и сокращения расходов на реализацию государственной программы вооружения, предприятия будут ограничены в возможности аккумулирования финансовых ресурсов на развитие гражданского сектора авиационной промышленности, в связи с чем будет отмечаться снижение эффективности реализации указанных мероприятий. В данной ситуации по консервативному сценарию развития обозначенные темпы развития авиационной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года могут быть снижены до 156 процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей