Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

(в % к ВВП)

Варианты

2011 г.

2018 г.

2020 г.

Доходы

1

37,4

36,6

36,6

2

36,1

35,7

3

34,8

34,2

нефтегазовые

1

10,1

7,9

7,4

2

7,6

6,9

3

6,3

5,2

ненефтегазовые

1

27,3

28,8

29,2

2

28,5

28,8

3

28,5

29,0

Расходы

1

35,8

36,8

37,1

2

36,7

36,7

3

35,5

35,6

Профицит (+)/Дефицит (-)

1

1,5

-0,1

-0,5

2

-0,7

-1,0

3

-0,8

-1,4

Справочно:

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета

1

-9,3

-7,7

-7,6

2

-8,0

-7,7

3

-6,7

-6,0

Объем Резервного фонда на конец периода

1

1,5

7,0

7,0

2

5,0

4,8

3

3,9

4,6

Объем Фонда национального благосостояния на конец периода

1

5,0

2,8

2,6

2

2,7

2,4

3

2,2

1,8

Согласно заложенным гипотезам доходы бюджетной системы на период 2013 - 2030 гг. по всем вариантам долгосрочного прогноза снизятся с 37,4% ВВП в 2011 году до 32,7 - 35,4% ВВП в 2030 году. Это сокращение будет связано со снижением нефтегазовых доходов, которые сократятся с 10,1% ВВП в 2011 году до 3,4 - 6,0% ВВП в 2030 году в зависимости от варианта прогноза. Основной причиной падения прогнозируемых объемов поступления нефтегазовых доходов бюджетной системы в структуре ВВП является опережающий рост прогноза объемов ВВП относительно роста основных макроэкономических показателей, влияющих на прогноз объемов поступления нефтегазовых доходов: объемов добычи и экспорта основных энергоресурсов, курса доллара и цены на нефть.

Основной причиной столь существенного расхождения в прогнозе объемов поступления нефтегазовых доходов бюджетной системы в структуре ВВП по варианту 3 относительно двух других вариантов макроэкономического прогноза является значительная разница в прогнозах курса рубля к доллару США между вариантами долгосрочного прогноза. По варианту 3 прогнозируется более крепкий курс рубля к доллару США, чем по инновационному и консервативному сценариям, на протяжении всего горизонта прогнозирования. В результате полностью нивелируется положительный эффект от роста таких макроэкономических показателей, как налогооблагаемые объемы экспорта и добычи нефти и газа.

В части прогноза страховых взносов во внебюджетные фонды в рассматриваемых сценариях долгосрочного развития ставка страховых взносов зафиксирована на уровне 2013 года, то есть на уровне 30% с дополнительным тарифом 10% для доходов, превышающих порог. Кроме того, учтен перечень мер, направленных на сокращение дефицита пенсионной системы, а именно: поступление дополнительных страховых взносов с рабочих мест, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, и увеличение размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения.

Вопрос реформы пенсионной системы подробно освещен в приложении 21.