Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Объемы потребления основных видов строительных материалов на душу населения в Российской Федерации в период до 2030 года

Объемы потребления основных видов строительных

материалов на душу населения в Российской Федерации

в период до 2030 года

Наименование продукции

Единица измерения

2011 г. отчет

2020 г. прогноз

2030 г. прогноз

2020 г. к 2011 г., %

2030 г. к 2011 г., %

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

1 вар.

2 вар.

Цемент

кг/чел.

392,8

510,5

594,4

594,4

783,2

129,9

151,2

151,2

199,3

Конструкции и изделия сборные железобетонные

куб. м/чел.

0,2

0,2

0,23

0,3

0,3

136,6

157,6

180,9

197,7

Кирпич строительный

шт. усл. кирпича/ чел.

68,3

95,2

124,7

165,9

190,9

163,7

214,5

285,3

328,4

Стекло термополированное

кв. м/ чел.

1,5

2,0

2,3

2,7

3,3

137,2

155,8

182,1

224,3

Отрасль отличается высокой концентрацией (свыше 60% мощностей сосредоточены в Европейской части России), что определяется приоритетами строительного комплекса. Поставка строительной продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока железнодорожным транспортом связана со значительными финансовыми издержками (эффективное плечо транспортировки - не более 600 км). При этом строительные материалы составляют 25% от общего объема перевозок. В последние годы в связи с ростом тарифов на железнодорожные перевозки и срывом поставок продукции из-за недопоставки вагонов производители строительных материалов переходят на транспортировку продукции автомобильным транспортом.

К рискам, влияющим на развитие производства строительных материалов, относятся:

- высокая энергоемкость производства и, как следствие, ограничения по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами;

- недостаточная обеспеченность специализированным вагонным парком (хоппер-цементовозами, полуплатформами для перевозки нерудных строительных материалов);

- длительные сроки согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы;

- высокая конкуренция между производителями вследствие высокой концентрации производства в основных секторах;

- низкая доля инновационной составляющей в выпускаемой продукции;

- рост ставок по кредитам в условиях медленного оборота собственных средств;

- высокие темпы роста цен на жилье, превышающие темпы роста доходов населения и снижающие оборачиваемость средств, вложенных в строительство;

- устаревшие данные на разведанные месторождения сырьевой базы.

Сырьевая база для производства строительных материалов относится к общераспространенным сырьевым ресурсам и находится в ведении региональных и муниципальных органов власти. В последнее время намечается тенденция дефицита нерудных строительных материалов (щебень, песок, гравий), что связано с выработкой действующих месторождений, а также невозможностью использования разведанных месторождений, так как земельные участки над ними уже освоены. Использование в качестве сырьевой базы технологических отходов других производств в большинстве случаев не представляется возможным в связи с высокими ценами на такое сырье, значительно снижающими рентабельность производства.

Из-за отставания развития сырьевой базы и нехватки современных производственных мощностей в среднесрочной перспективе возможно увеличение импорта, объем которого ограничен пропускной способностью пограничных терминалов.

Развитие промышленности строительных материалов сдерживается недостаточным объемом привлеченных инвестиций в наращивание технического потенциала (около 1,5% в общем объеме инвестиций в основной капитал). Как правило, на развитие производства используются собственные средства предприятий. Отраслевая структура роста инвестиций свидетельствует о том, что в предстоящий период среди крупных отраслей наибольший рост капиталовложений может быть достигнут именно в промышленности строительных материалов.

Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке, доля экспорта отечественных материалов составляет не более 6% от общего объема производства за счет приграничной торговли. Однако в среднесрочный период объем экспорта будет зависеть от объемов строительных работ как в странах СНГ, так и странах дальнего зарубежья. Так, страны ближнего зарубежья будут закупать более качественные или более дешевые строительные материалы из стран дальнего зарубежья.

Развитие промышленности строительных материалов возможно за счет:

- повышения качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий, а также ввода новых производств;

- внедрения в производство перспективных научно-технических и технологических разработок;

- выпуска на отечественных машиностроительных предприятиях технологического оборудования, обеспечивающего производство строительных материалов, соответствующих требованиям нормативной и технической документации;

- перевод технологического оборудования на альтернативные виды топлива;

- усиления антимонопольного регулирования.