Объемы потребления основных видов строительных материалов на душу населения в Российской Федерации в период до 2030 года
Объемы потребления основных видов строительных
материалов на душу населения в Российской Федерации
в период до 2030 года
Единица измерения |
2011 г. отчет |
2020 г. прогноз |
2030 г. прогноз |
2020 г. к 2011 г., % |
2030 г. к 2011 г., % |
|||||
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
|||
кг/чел. |
392,8 |
510,5 |
594,4 |
594,4 |
783,2 |
129,9 |
151,2 |
151,2 |
199,3 |
|
Конструкции и изделия сборные железобетонные |
куб. м/чел. |
0,2 |
0,2 |
0,23 |
0,3 |
0,3 |
136,6 |
157,6 |
180,9 |
197,7 |
шт. усл. кирпича/ чел. |
68,3 |
95,2 |
124,7 |
165,9 |
190,9 |
163,7 |
214,5 |
285,3 |
328,4 |
|
кв. м/ чел. |
1,5 |
2,0 |
2,3 |
2,7 |
3,3 |
137,2 |
155,8 |
182,1 |
224,3 |
Отрасль отличается высокой концентрацией (свыше 60% мощностей сосредоточены в Европейской части России), что определяется приоритетами строительного комплекса. Поставка строительной продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока железнодорожным транспортом связана со значительными финансовыми издержками (эффективное плечо транспортировки - не более 600 км). При этом строительные материалы составляют 25% от общего объема перевозок. В последние годы в связи с ростом тарифов на железнодорожные перевозки и срывом поставок продукции из-за недопоставки вагонов производители строительных материалов переходят на транспортировку продукции автомобильным транспортом.
К рискам, влияющим на развитие производства строительных материалов, относятся:
- высокая энергоемкость производства и, как следствие, ограничения по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами;
- недостаточная обеспеченность специализированным вагонным парком (хоппер-цементовозами, полуплатформами для перевозки нерудных строительных материалов);
- длительные сроки согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы;
- высокая конкуренция между производителями вследствие высокой концентрации производства в основных секторах;
- низкая доля инновационной составляющей в выпускаемой продукции;
- рост ставок по кредитам в условиях медленного оборота собственных средств;
- высокие темпы роста цен на жилье, превышающие темпы роста доходов населения и снижающие оборачиваемость средств, вложенных в строительство;
- устаревшие данные на разведанные месторождения сырьевой базы.
Сырьевая база для производства строительных материалов относится к общераспространенным сырьевым ресурсам и находится в ведении региональных и муниципальных органов власти. В последнее время намечается тенденция дефицита нерудных строительных материалов (щебень, песок, гравий), что связано с выработкой действующих месторождений, а также невозможностью использования разведанных месторождений, так как земельные участки над ними уже освоены. Использование в качестве сырьевой базы технологических отходов других производств в большинстве случаев не представляется возможным в связи с высокими ценами на такое сырье, значительно снижающими рентабельность производства.
Из-за отставания развития сырьевой базы и нехватки современных производственных мощностей в среднесрочной перспективе возможно увеличение импорта, объем которого ограничен пропускной способностью пограничных терминалов.
Развитие промышленности строительных материалов сдерживается недостаточным объемом привлеченных инвестиций в наращивание технического потенциала (около 1,5% в общем объеме инвестиций в основной капитал). Как правило, на развитие производства используются собственные средства предприятий. Отраслевая структура роста инвестиций свидетельствует о том, что в предстоящий период среди крупных отраслей наибольший рост капиталовложений может быть достигнут именно в промышленности строительных материалов.
Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке, доля экспорта отечественных материалов составляет не более 6% от общего объема производства за счет приграничной торговли. Однако в среднесрочный период объем экспорта будет зависеть от объемов строительных работ как в странах СНГ, так и странах дальнего зарубежья. Так, страны ближнего зарубежья будут закупать более качественные или более дешевые строительные материалы из стран дальнего зарубежья.
Развитие промышленности строительных материалов возможно за счет:
- повышения качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий, а также ввода новых производств;
- внедрения в производство перспективных научно-технических и технологических разработок;
- выпуска на отечественных машиностроительных предприятиях технологического оборудования, обеспечивающего производство строительных материалов, соответствующих требованиям нормативной и технической документации;
- перевод технологического оборудования на альтернативные виды топлива;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей