Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики, которая сочетается с высоким научно-техническим потенциалом и потенциалом системы образования таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Уфа.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.

На территории Приволжского федерального округа проживает более 20% населения России, округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России. Округ выделяется полицентричностью расселения и наличием крупных агломераций Нижнего Новгорода, Казани, Самары-Тольятти, что увеличивает емкость внутреннего рынка.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

Округ располагает значительным инновационным потенциалом, развитыми региональными инновационными системами, на территории округа действуют восемь национальных исследовательских университетов, особая экономическая зона, наукограды, технопарки в сфере высоких технологий, на долю округа приходится более 40% инновационных товаров и услуг, производимых в России.

Вместе с тем развитие Приволжского федерального округа характеризуется устойчивым отрицательным миграционным сальдо в межрегиональном обмене, которое до 2009 - 2010 гг. перекрывалось миграционным потоком из стран СНГ. В перспективе предполагается, что округ будет иметь положительный прирост населения за счет миграции, при этом суммарный миграционный прирост будет обеспечиваться за счет республик Башкортостан, Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.

В экономике округа преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков.

Машиностроение и нефтехимическая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей и, как результат, в 3 - 4 раза более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Сдерживающим фактором для развития экономики Приволжья является отставание транспортной и энергетической инфраструктуры, на территории округа нет современной логистической системы.

В инновационном сценарии развития Приволжского округа предполагается формирование шести укрупненных зон развития <1>:

--------------------------------

<1> Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165р.

Нижегородской (с центром в г. Нижний Новгород) с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транспортно-логистическими функциями;

Камско-Вятской (с центром в г. Перми) с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями;

Казанской (с центром в г. Казани) с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;

Уфимской (с центром в г. Уфе) с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;

Средневолжской (с центром в г. Самаре) с инновационными, промышленными (транспортная, авиационно-космическая, приборостроительная и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными и транспортно-логистическими функциями;

Оренбургской (с центром в г. Оренбурге) с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.

Дальнейшее развитие в Приволжском округе получит автомобильный кластер, в котором предполагается реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием новых сборочных производств с использованием современных технологий ведущих зарубежных компаний; созданием и организацией производства 4-х и 6-цилиндровых двигателей, в том числе двигателей класса Евро-4, Евро-5, широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач; созданием семейства грузовых автомобилей нового поколения и семейства полноприводных многоцелевых автомобилей, а также организация производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники.

В округе предполагается создание авиастроительного кластера, а также кластера по созданию авиационных двигателей нового поколения, как для гражданской, так и для военной авиации.

Предполагается модернизация и дальнейшее развитие нефтехимического комплекса округа. Предприятия химической отрасли, специализирующиеся на производстве высокотехнологичной продукции конечного спроса, будут развиваться в рамках технополиса "Химград" в г. Казани и вблизи крупнейших промышленных узлов химической специализации - в Нижегородской и Самарско-Тольяттинской агломерациях, Нижнекамском, Уфимском, Стерлитамакско-Салаватском узлах.

Развитие базовых и перспективных отраслей экономики связано с реализацией государством мер, направленных на создание условий для направления частных инвестиций в их инновационное обновление, на формирование оборонного заказа для ключевых отраслей военно-промышленного комплекса с одновременной их диверсификацией.

Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию участков действующих магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов.

В числе крупных инфраструктурных проектов строительство и реконструкция участков автомобильных и железных дорог; проект "Волжский транзит", предполагающий развитие особой экономической зоны портового типа на базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный; реконструкция и строительство мостовых переходов через реку Волгу, реку Каму; организация высокоскоростного движения на участке Москва - Нижний Новгород, скоростного - на участках Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов, Саратов - Волгоград; развитие мультимодальных логистических комплексов.

Успешное развитие экономики в указанных направлениях будет базироваться на развитии соответствующих научно-образовательных центров и инновационной инфраструктуры (национальные исследовательские университеты, технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны и т.п.), связанной с производством программного обеспечения, радиоэлектроники и электронных компонент, биофармацевтики.