Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Создание горно-металлургического кластера в Приамурье

Основное производство.

1. Освоение 6 железорудных и титаномагнетитовых месторождений Амурской области и Еврейской автономной области (Шимановск, Тында, Олекма Амурской области, пос. Известковый Облученского района ЕАО).

2. Строительство и ввод в эксплуатацию трех горно-обогатительных комбинатов (Олекминский, Гаринский, Кимкано-Сутарский) (Шимановск, Тында, Олекма).

3. Строительство металлургического комбината по производству железа на базе технологии последнего поколения - прямого восстановления (г. Свободный). Производство 2,5 млн. т прямовосстановленного железа, 2,5 млн. т стали.

4. Автоклавный гидрометаллургический комплекс, 12 млн. т в год (Магдагачинский район).

5. Завод по производству пигмента диоксида титана (Тындинский район).

6. Освоение Боргуликанского медно-молибден-золоторудного месторождения мощностью по руде 30 млн. т в год (Зейский район).

7. Промышленное освоение золоторудного месторождения Бамское (Тындинский район), ООО "Амурская ГРП".

8. Освоение Албынского золоторудного месторождения мощностью 7 т золота в год (Селемджинский район).

9. Освоение Маломырского золоторудного месторождения мощностью 4,7 т золота в год (Селемджинский район).

В рамках проекта предусматривается строительство следующих инфраструктурных объектов.

1. Строительство железнодорожной линии Шимановская - Гарь.

2. Строительство ВЛ 500 кВ Чара - Тында с ПС 500 кВ, Тында, Забайкальский край, Амурская область.

3. Строительство ВЛ 500 кВ Тында - ПП Ключевая с ПП 500 кВ, Ключевая, Амурская область.

4. Строительство Амурского преобразовательного комплекса на ПС Хани, Амурская область.

5. Строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур между Джалиндой (Российская Федерация) и Мохэ (КНР).

6. Строительство мостового перехода через р. Селемджа на 303 км автомобильной дороги Введеновка - Февральск - Экимчан.

7. Строительство автомобильной дороги Введеновка - Февральск - Экимчан - Златоустовск, 303, 565 км, Селемджинский район.

8. Мост через р. Тынду на федеральной автодороге М-58 "Лена" в г. Тынду.

9. Строительство притрассовых автомобильных дорог в районе Байкало-Амурской магистрали.

10. Реконструкция аэропортового комплекса в г. Экимчане.

11. Реконструкция аэропортового комплекса в пос. Февральске.

12. Терминальный логистический комплекс в г. Тынде.

13. Терминальный логистический комплекс в пос. Февральске.

Первый этап создания кластера запущен. В 2010 году здесь вошел в строй Олекминский горно-обогатительный комбинат на Куранахском месторождении на северо-западе Амурской области. В настоящее время ГОК вышел на проектную мощность и будет производить 920 тыс. т концентрата. Создано 1500 новых рабочих мест собственно на Олекминском ГОКе и более 2000 в подрядных, смежных организациях на территории Амурской области.

Второй этап предполагает строительство Гаринского горнообогатительного комбината на базе одноименного железорудного месторождения в Мазановском районе. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы. Выход на проектную мощность запланирован к 2016 году. Гаринский ГОК не только обещает стать сильным звеном кластера, но и даст толчок промышленному освоению всего обширного района между БАМом и Транссибом.

Продукция комбината будет поступать для глубокой переработки на Кимкано-Сутарский ГОК, а в дальнейшем направляться для производства прямовосстановленного железа на Дальневосточном металлургическом комбинате. Инвестиции в строительство Гаринского ГОКа производственной мощностью 10 млн. т по руде и 7,25 млн. т по промпродукту составят 10,7 млрд. рублей. Будет создано около 3000 новых рабочих мест. В настоящее время ведутся геологоразведочные работы.

Особенностью Дальневосточного металлургического комбината станет использование инновационных технологий. Предполагаемая мощность комбината - 2,5 млн. т прямовосстановленного железа, 2,5 млн. т стали. Капитальные затраты в проект составят около 32 млрд. рублей. Будет создано 1000 новых рабочих мест, требующих высокой квалификации рабочих и ИТР. В дальнейшем рассматриваются возможности создания на комбинате производства стали и сталепроката.

В значительной степени запуск Гаринского ГОКа будет зависеть от реализации важнейшей транспортной составляющей всего кластера. Речь идет о строительстве железнодорожной ветки Шимановская - Гарь, которая в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года станет частью стратегической рокады по направлению Шимановская - Февральск между БАМом и Транссибом. Дорога свяжет в единую транспортную сеть предприятия кластера и даст возможность доставлять промпродукт Гаринского ГОКа на Кимкано-Сутарский ГОК для глубокого обогащения, а потом на Дальневосточный металлургический комбинат для производства прямовосстановленного железа. Помимо этого, строительство указанной дороги даст возможность освоения огромных территорий Дальнего Востока между БАМом и Транссибом.

В рамках горно-металлургического кластера будет создано около 6 тыс. новых эффективных рабочих мест; ВРП Приамурья увеличится в 2,5 раза, налоговые отчисления во все уровни бюджетной системы за 10 лет реализации проекта превысят 46,3 млрд. рублей.

Проект включен в инвестиционные программы федеральных министерств, государственных и внебюджетных фондов, государственных компаний на основе следующих нормативных правовых актов:

программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири Российской Федерации и северо-востоком КНР (2009 - 2018 годы);

стратегической программы развития БАМа на перспективу до 2020 года. Финансирование железнодорожной ветки Шимановская - Гарь в размере 15,9 млрд. рублей предполагалось за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Заявка получила одобрение Экспертного совета по государственно-частному партнерству Министерства транспорта Российской Федерации и Инвестиционной комиссии по отбору проектов для предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Окончательное решение должна принять Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.

Общий объем предполагаемых инвестиций из всех источников: 375590 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 104290 млн. рублей.

Прогнозный вклад в ВРП регионов, суммарный за все годы к 2025 году - 250 процентов (Амурская область), 153 процента (ЕАО).

Суммарные налоговые отчисления во все уровни бюджетной системы в период до 2025 года - 110000 млн. рублей.