Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона во многом определяется наличием современной транспортной инфраструктуры. Она является важнейшим фактором устойчивого развития макрорегиона. Это объективно связано с его огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и очаговой системой расселения.

Транспортные коммуникации объединяют макрорегион, соединяют его с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евроазиатские транспортные коридоры - "Восток - Запад", "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие макрорегион и центральную часть России со странами АТР.

Транспорт дает на Дальнем Востоке около 11 процентов ВРП, а в Хабаровском и Приморском краях этот показатель превышает 14 процентов. Немногим ниже эти показатели в Байкальском регионе.

В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов в макрорегионе. Значительное внимание уделялось вопросам модернизации опорной транспортной сети, повышению безопасности и устойчивости транспортной системы. Реализован ряд крупных проектов по развитию сети железных и автомобильных дорог, аэропортов и морских портов, в том числе в рамках подготовки к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Создано федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера".

Несмотря на эти благоприятные тенденции в развитии транспортной системы, ее современное состояние не соответствует задачам ускоренного развития макрорегиона, узкие места и диспропорции существуют на всех видах транспорта. По сравнению с другими территориями страны его транспортная инфраструктура развита слабо.

Плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги отсутствуют. Основные транспортные артерии макрорегиона - Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали - требуют усиления, поскольку до 90 процентов их участков работает с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к морским портам. К 2015 году пропускные способности этих магистралей будут исчерпаны, что сделает их тормозом экономического развития макрорегиона.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории макрорегиона в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России. Около 1400 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог. Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние не обеспечивается почти на половине протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог, опасные условия движения сохраняются на 20 процентах их протяженности.

Аэропортовую сеть на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе образуют около 500 аэропортов и посадочных площадок, базовые аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации. Большинство объектов инфраструктуры воздушного транспорта не отвечают современным требованиям организации воздушных перевозок, нуждаются в реконструкции и модернизации.

В Дальневосточном бассейне действуют 28 из 64 российских морских портов. Основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях (Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри), выполняют более 75 процентов грузооборота. Первые 4 порта входят в десятку самых крупных портов России и являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов, обеспечивающих продвижение грузов в таких видах сообщений, как экспорт, импорт, каботаж и международный транзит. Паромная переправа Ванино - Холмск обеспечивает устойчивую связь острова Сахалин с материком. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов, прежде всего угля. Портовое хозяйство нуждается в модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита.

Внутренний водный транспорт используется главным образом в бассейнах рек Амура и Лены и на их главных притоках. В ограниченных масштабах осуществляются перевозки в бассейнах рек Яны, Индигирки и Колымы, а также ряда малых рек макрорегиона. Протяженность внутренних водных путей всех категорий превышает 30 тыс. км. Недостаточность работ по содержанию водных путей приводит к постоянному ухудшению судоходных условий. Перечень внутренних водных путей много лет не пересматривался и нуждается в пересмотре. В неудовлетворительном состоянии находятся многие объекты инфраструктуры и гидротехнические сооружения. В Амурском бассейне сосредоточены наиболее крупные порты - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный и Поярково. На реке Лене судоходство ограничено коротким периодом навигации (до 130 дней). Самыми крупными портами в этом бассейне являются Осетрово, Якутск, Киренск, Олекминск, Хандыга, Черский, Белая Гора и Зырянка. Основная роль внутреннего водного транспорта в макрорегионе заключается в обеспечении северного завоза грузов, который осуществляется в портовые пункты бассейна Лены.

Развитие сети трубопроводного транспорта на территории макрорегиона находится на начальной стадии. Завершено строительство Восточного нефтепровода по трассе Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - бухта Козьмино (Приморский край). Начата реализация масштабной программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Получает развитие газотранспортная система Сахалин - Хабаровск - Владивосток, которая в дальнейшем будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якутия).

На транспорте макрорегиона не находят пока должного применения системы интегрированной логистики, объединяющие элементы транспортной, складской, таможенной и распределительной инфраструктуры. Медленно развиваются интермодальные перевозки, в первую очередь мультимодальные перевозки контейнеров. Значительные проблемы существуют на стыках видов транспорта. Серьезные диспропорции сложились в развитии портов и железнодорожной инфраструктуры, что привело к значительным различиям в уровнях технологичности и производственных параметров портовых узлов.

Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни и качества социальной среды макрорегиона требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, которые существенно ниже среднероссийских.

Прогнозы социально-экономического развития макрорегиона определяют необходимость опережающего формирования опорной транспортной сети, в том числе на территориях нового освоения, включая его северо-восточную часть.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 29 ноября 2012 г. особое развитие получат Транссибирская железнодорожная магистраль, БАМ, автодороги "Амур", "Лена", "Уссури", "Колыма" и "Вилюй".

На Транссибирской железнодорожной магистрали, играющей ключевую роль в доставке продукции макрорегиона на российские рынки и рынки стран АТР, развитии транзита российских экспортно-импортных грузов и международного транзита в сообщении между странами АТР и Европы, будет реконструирован тоннель под р. Амур у Хабаровска. Для снятия ограничений движения поездов будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зею и Бурею, построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов и ряд других инфраструктурных объектов. Необходимо усиление пропускной и перерабатывающей способности основных станций магистрали. Предстоит масштабная реконструкция устройств электроснабжения.

В целях обеспечения развития внешнеторговых перевозок будет развиваться инфраструктура приграничных железнодорожных станций, а также система пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. В районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области совместно с КНР будет завершено строительство на условиях ГЧП мостового перехода через р. Амур. Возможное появление Транскорейской магистрали повлечет в перспективе необходимость модернизации линии Уссурийск - Посьет - граница КНДР.

В перспективе может возникнуть необходимость в строительстве дополнительных путей Транссибирской магистрали для скоростного движения контейнерных и пассажирских поездов.

Дальнейшее развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также перевозки угля в европейскую часть России и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первоочередной задачей является завершение модернизации линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Для увеличения пропускной способности будет проведена модернизация основных станций, осуществлен переход на электрическую тягу, а в перспективе - строительство вторых путей на всем протяжении магистрали.

Актуально создание объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для промышленного освоения территорий, расположенных между Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожными магистралями. Предстоит построить новые стратегические железнодорожные линии, а также ряд технологических и грузообразующих линий и объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для создания новых промышленных кластеров.

Для обеспечения потребностей в перевозках и роста транспортной доступности в долгосрочной перспективе предстоит строительство социально значимой линии Селихин - Ныш с переходом на о. Сахалин.

Предстоит завершить реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм.

В среднесрочной перспективе должно быть завершено строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Это даст новый импульс развитию Центральной Якутии, а с учетом необходимого усиления линии и строительства грузообразующих железнодорожных линий (Улак - Эльга и ряда других) - и реализации комплексного проекта развития Южной Якутии.

В долгосрочной перспективе для обеспечения устойчивого сообщения с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью будут начаты проектно-изыскательские работы по строительству линии Якутск (Нижний Бестях) - Мома - Магадан, что обеспечит доступность северо-восточной части Якутии и Колымской горнодобывающей зоны как территорий опережающего экономического развития.

В Байкальском регионе в среднесрочной перспективе начнется строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Усть-Илимск), а также важной межрегиональной линии станция Лена (Усть-Кут) - Непа - Ленск. Это обеспечит деятельность Западно-Якутской, Ленско-Ангарской и Усть-Илимской зон экономического роста.

Развитие опорной сети автомобильных дорог свяжет между собой все социально-экономические центры макрорегиона, обеспечит транспортные связи с морскими портами и сопредельными государствами. Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах и малых городах.

Для интеграции автомобильных дорог Дальнего Востока в опорную сеть дорог страны будет завершено строительство автомобильной дороги "Амур" (Чита - Хабаровск) с выходом к порту Ванино.

Реконструкция автомобильной дороги "Уссури" (Хабаровск - Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, а также с Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируется строительство автомагистрали "Восток" (Хабаровск - Находка), которая решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором Восток - Запад.

В Байкальском регионе будут реконструированы автодороги "Байкал" и Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией.

Будут достроены автомобильные дороги "Лена" (Невер - Якутск) и "Колыма" (Якутск - Магадан), а также реконструированы существующие их участки, ограничивающие пропускную способность. Автодорожная сеть Чукотского автономного округа будет соединена с автомобильной дорогой "Колыма". Все это обеспечит круглогодичную связь северо-востока макрорегиона с дорожной сетью страны.

Строительство новой автомобильной дороги "Вилюй" (от автомобильной дороги М-53 "Байкал" - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск) решит задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий.

Автодорожная сеть Чукотского автономного округа будет соединена с автомобильной дорогой "Колыма".

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и внутрироссийских узловых и социально значимых аэропортов, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона будут реконструированы аэропорты местного значения. При этом будет создана единая маршрутная сеть авиационных перевозок макрорегиона, обеспечивающая оптимальные стыковки местных воздушных линий с региональными и магистральными.

Значительное развитие получат морские порты макрорегиона. Приоритетно создание современных мощностей для переработки контейнеров и генеральных грузов, а также высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Планируется реализовать проекты развития особых экономических зон портового типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет восстановлена инфраструктура регулярного пассажирского морского сообщения.

Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для обеспечения международного сообщения.

На внутреннем водном транспорте будут проведены реконструкция и уточнение состава водных путей, улучшение их эксплуатационных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. Потребуются первоочередное развитие и техническое перевооружение речных портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олекминск, Ленск, Зырянка, Черский, Белая Гора и Хандыга, а также развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс. Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

Развитие опорной сети трубопроводного транспорта на территории региона будет связано с реализацией второй очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (спецморнефтепорт Козьмино), обеспечивающей выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Завершится реализация программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Это повысит устойчивость энергоснабжения экономики и населения макрорегиона, а также диверсифицирует направления экспортных поставок природного газа из России на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Предстоит решить транспортные проблемы городов и агломераций в условиях быстрой автомобилизации, что предполагает развитие улично-дорожных сетей, современных систем общественного транспорта, в том числе внедрение систем скоростного внеуличного транспорта, использование возможностей интеллектуальных транспортных систем и других инновационных подходов.