Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9. Анализ рисков

Анализ рисков реализации подпрограммы - важный этап в оценке эффективности вырабатываемых мероприятий, не только управления самими рисками, но и стратегическим развитием профессионального образования в макрорегионе. К основным рискам реализации подпрограммы относятся:

демо-трудоресурсные,

финансово-экономические,

нормативно-правовые,

организационно-управленческие,

социально-политические,

временные,

институциональные.

Основные демо-трудоресурсные риски реализации программы связаны с отсутствием прогноза динамики рынка труда как по объему и структуре спроса, так и предложения. Не оценена динамика численности учащихся по всей цепочке - от дошкольного образования до высшего, а также выход соответствующих контингентов молодежи на рынок труда.

Между тем известно, что вплоть до 2017 года будет происходить обвальное (до 2015 года), а затем менее интенсивное сокращение численности выпускников средних школ. Соответственно начнется сокращение конкурса в вузы (особенно в условиях наращивания числа мест в них) и одновременно выпуск специалистов всех категорий учебными заведениями среднего технического и профессионального образования. В итоге на рынок труда будет выходить все менее значительная часть кадров и, как результат, потребуется существенно более значительное по численности и затратное по привлекаемым финансовым ресурсам привлечение рабочей силы извне.

Параллельно идет волна относительно высокого числа детей детсадовского возраста и младшего школьного возраста с нарастающим дефицитом вначале мест в детсадах, затем мест в школах, а начиная с 2018 года начнется повышательная волна на рынке труда и конкурсов в вузах. Следовательно, за период реализации подпрограммы по всей системе подготовки кадров пройдет вначале понижательная волна (до 2018 - 2022 годов) с нарастающим дефицитом кадров, а затем повышательная волна с относительным избытком кадров.

Все это неизбежно приведет к возникновению цепочки диспропорций как на рынке труда, так и по всему образовательному циклу региона.

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей подпрограммы со стороны регионов, муниципалитетов, образовательных организаций. Вероятность такого сценария наиболее высока в периоды прохождения мировых финансово-экономических циклических кризисов на нисходящей кондратьевской волне в 2015 - 2017 годах и 2020 - 2024 годах. Минимизация этих рисков за счет внутренних ресурсов возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей подпрограммы через институционализацию механизмов софинансирования. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств федерального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из регионального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников.

Нормативно-правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в законодательные документы, влияющие на мероприятия подпрограммы. Изменения нормативных актов прежде всего Минтруда России и Минобрнауки России, мероприятия по которым отражены в подпрограмме, потребуют внесения соответствующих изменений в подпрограмму, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей.

Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия необходимых нормативных актов. Минимизация рисков связана с качеством планирования реализации подпрограммы, обеспечением мониторинга реализации и оперативного внесения необходимых изменений. Несвоевременность принятия нормативных правовых актов, подготовки и направления в образовательные организации, субъекты Российской Федерации методических рекомендаций также может являться риском нереализации или несвоевременной реализации мероприятий.

Организационно-управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках подпрограммы, слабость управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга, отставание от сроков реализации мероприятий, несогласованность управленческих решений в регионах. Устранение риска возможно за счет организации координационных органов и обеспечения постоянного мониторинга реализации подпрограммы и ее скользящей корректировке.

Социально-политические риски связаны с сопротивлением населения, профессиональных и общественных объединений. Минимизация названного риска возможна за счет широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации подпрограммы. Важно также демонстрировать достижения в результате реализации подпрограммы и формировать группы лидеров.

Временные риски связаны с действием следующих факторов:

отставанием от установленных сроков реализации мероприятий и проектов подпрограммы;

несвоевременной подготовкой плана реализации подпрограммы на очередной год;

недостатками сетевого планирования (отставанием операционного сопровождения проектов подпрограммы от планов-графиков).

Преодолеваются эти риски за счет подготовки плана реализации подпрограммы и сетевого планирования.

Институциональные риски связаны прежде всего с региональными особенностями. В их числе: недостаточное для достижения поставленных в подпрограмме целей финансирование со стороны субъектов Российской Федерации; недостаточное развитие ГЧП, а также непонимание региональными органами исполнительной власти задач и приоритетов развития образования. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы.