Основные проблемы кадрового и научного обеспечения развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Основные проблемы кадрового и научного обеспечения
развития Дальнего Востока и Байкальского региона
В связи с ухудшающейся ситуацией на рынке труда и образовательных услуг с 2013 года начнется стремительное сокращение экономически активного населения и возникнут проблемы обеспечения рабочей силой как существующих, так и вновь создаваемых рабочих мест. Численность выходящих на рынок труда будет покрывать лишь половину от численности выходящих на пенсию, что составит примерно 350 - 400 тыс. человек.
Прирост производительности труда, предусмотренный прогнозом данной госпрограммы (211,4 процента), лишь частично обеспечивает прирост ВРП (257 процентов). Образующаяся разница должна быть компенсирована дополнительно привлекаемыми в экономику региона кадрами (около 1,2 млн. человек к современному уровню). Возможности внутреннего рынка труда (более интенсивное вовлечение в занятость экономически активного населения) ограничены и не превышают 300 тыс. чел., то есть дефицит составит не меньше 0,9 млн. человек. С учетом предстоящего в первый период реализации программы (до 2018 года) вступления в трудоспособный возраст малочисленного поколения произойдет сокращение численности экономически активного населения, что приведет к еще большему усилению дефицита кадров.
Проблема привлечения дополнительных кадров в экономику лишь частично может быть решена за счет собственной подготовки в образовательных учреждениях региона. Недостающие кадры должны быть привлечены в регион на основе мер государственной политики по созданию более комфортных условий проживания (см. подпрограмму "Создание условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона") и высокооплачиваемых рабочих мест по сравнению со среднероссийским уровнем.
Тенденции по сжатию рынка труда и уменьшению числа учащихся во всех звеньях системы подготовки кадров означают существенное ухудшение демографии профессионального образования и, соответственно, при подушевом финансировании создадут значительные проблемы для всей системы образования, включая вузы и профессорско-преподавательского состава в них. И если создаваемые и развиваемые федеральные вузы могут рассчитывать на частичную компенсацию за счет приема студентов из других регионов и стран, то основная часть учреждений профессионального образования окажется в сложном положении: в них неизбежно произойдет снижение приема и выпуска.
Если исходить из прогнозируемой обеспеченности жильем в 31,5 кв. м/чел., то для привлекаемого извне контингента необходимо ввести 47 млн. кв. м жилья. Даже если предположить, что часть привлекаемых кадров будет работать по вахтовому методу (для северных территорий), потребуется не менее 30 млн. кв. м жилья в дополнение к предусмотренным в программе. В этой ситуации принципиально, чтобы типовые рабочие места были обеспечены в первую очередь собственной образовательной базой, а создаваемые производства имели возможность опираться на научные разработки, осуществленные в регионе.
Основные производственные потребности в кадрах сконцентрированы в рамках 20 комплексных инвестиционных проектов, которые обеспечат более трети прироста ВРП в макрорегионе. Эти 20 КИПов станут основными драйверами экономического роста Дальнего Востока и Байкальского региона.
Только в рамках реализации КИПов будет создано порядка 200 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в значительной мере соответствующих современной специализации региона. Это означает, что основная часть кадров этой направленности может быть обеспечена за счет традиционных центров подготовки как в регионе, так и за его пределами и организаций системы переподготовки и повышения квалификации кадров. С учетом мультипликатора занятости в сфере услуг и смежных отраслях промышленности потребуется создание еще не менее 500 тыс. рабочих мест.
В то же время следует учитывать, что численность выпускников средних школ за последние 10 лет сократилась со 120 тыс. человек до 63 тыс. человек, что практически в два раза меньше по сравнению с уровнем 2000 года. Численность выпускников с высшим профессиональным образованием возросла от 40 до 110 тыс. человек в 2010 году, то есть в 2,5 раза. Однако очевидно, что через 5 лет выпуск студентов вузов сократится не менее чем в 2 раза, так как в вузы поступит мало выпускников средней школы.
Это означает, что если сегодня в экономику ежегодно может быть вовлечено не более 110 тыс. лиц с высшим образованием и около 45 тыс. лиц со средним профессиональным образованием (что достаточно для покрытия планируемого прироста рабочих мест без учета выходящих на пенсию), то при сохранении даже нынешних тенденций сокращения числа обучающихся к 2020 году (когда завершится сжатие рынка труда и образовательных услуг), число выпускников вузов и СПО снизится до 30 - 40 и 20 - 25 тыс. человек соответственно. Это не позволит обеспечить даже простое замещение лиц, уходящих на пенсию. Между тем, ежегодная дополнительная потребность в кадрах составит не менее 50 (от 50 до 100) тыс. человек, что сопоставимо с суммарным выпуском системы образования региона.
Несмотря на реализацию за последние пять лет крупномасштабных мероприятий по реорганизации и модернизации в сфере общего и профессионального образования макрорегиона, кардинального улучшения ситуации не происходит. Более того, традиционные проблемы в регионе усиливаются действием новых негативных факторов, что требует решения имеющихся и возникающих проблем. Все это приводит к росту потребности в привлечении трудовых ресурсов из-за пределов региона, которая будет обеспечиваться за счет мероприятий из других подпрограмм (прежде всего подпрограммы "Создание условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона").
Для сферы высшего образования на территории макрорегиона основными проблемами являются:
наличие в большинстве вузов и филиалов устаревших образовательных процессов, организационных структур;
противоречия в развитии институциональной и образовательной структур вузов;
отсутствие опережающего технологического и кадрового обеспечения стратегических видов деятельности в макрорегионе и слабая интеграция вузов в экономику региона;
замкнутость деятельности вузов границами муниципальных образований, субъектов Российской Федерации либо макрорегиона, как следствие неразвитости сетевого взаимодействия и преимущественно филиальная институциональная структура сети организаций высшего образования.
Для СПО основными проблемами являются:
старение преподавательского состава (в 2006 году доля преподавателей старше 50 лет составляла 38,2 процента, в 2011 году - 44,3 процента);
низкий уровень оснащенности организаций СПО высокотехнологичным оборудованием (около 16 процентов);
недостаточная обеспеченность учебных заведений инженерно-педагогическими кадрами.
Для научной сферы на территории макрорегиона основными проблемами являются:
старение кадрового состава НИИ и, как результат, снижающаяся патентная и публикационная активность;
дефицит современного лабораторного оборудования;
недостаточная интеграция в международные научно-исследовательские программы;
несоответствие структуры проводимых исследований потребностям экономики региона.
Указанные проблемы, стоящие перед профессиональным образованием и наукой макрорегиона, в представленной подпрограмме решаются через комплекс направлений, реализация которых, с одной стороны, предполагает усиление кадрового обеспечения развития экономики региона, с другой - обеспечивает развитие самой системы профессионального образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей