Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подраздел I.2. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, потенциал и приоритеты

Подраздел I.2. Социально-экономическое

развитие Дальнего Востока и Байкальского региона,

потенциал и приоритеты

За последние годы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона реализовано несколько крупнейших инвестиционных проектов, которые заметно изменили экономическую ситуацию в макрорегионе к лучшему. К числу этих проектов относятся прокладка двух очередей нефтепровода ВСТО, возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита - Хабаровск (трасса "Амур"), развертывание производства самолета SSJ-100, начало строительства космодрома Восточный и др. Объем инвестиций только по проекту ВСТО в течение срока строительства составил свыше 700 млрд. рублей. При этом налоговые отчисления в бюджеты регионов в период с 2006 по 2012 год составили 42,8 млрд. рублей, а число рабочих мест, созданных в этих регионах для обслуживания нефтепровода, превысило 6 тыс. Суммарный объем инвестиций из всех источников, вложенных в подготовку саммита АТЭС во Владивостоке, составил 680 млрд. рублей, а инвестиции последних лет в строительство автомагистрали "Амур" составили более 35 млрд. рублей

Все эти усилия позволили достичь определенных положительных результатов. Например, в кризисном 2009 году, когда ВВП России сократился на 7,9 процента, а объем промышленного производства - на 9,3 процента, валовой региональный продукт (ВРП) и объем промышленного производства в Дальневосточном федеральном округе выросли соответственно на 1,5 и 3,9 процента. В 2010 - 2012 годах приросты основных макроэкономических показателей Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) - валового регионального продукта, объема промышленного производства, объема инвестиций, реальных денежных доходов населения - также превышали среднероссийские, причем во многих случаях весьма значительно.

Однако несмотря на некоторые успехи последних лет, общая социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе остается сложной.

Ключевая проблема, ставящая под сомнение перспективы долгосрочного развития макрорегиона, заключается в масштабном оттоке населения с востока России, который продолжался более 20 лет и который пока нельзя считать прекратившимся. В частности, в период между 1989 и 2012 годом численность населения регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, сократилась почти на 21 процент. Это сокращение было результатом, с одной стороны, активной миграции в другие регионы страны и, с другой стороны, превышения уровня смертности над уровнем рождаемости.

Именно продолжающееся снижение численности населения макрорегиона делает эту часть России уязвимой в геополитическом плане. Огромный размер восточных территорий вкупе с низкой плотностью населения, а также наличие богатых минерально-сырьевых ресурсов и других потенциальных возможностей создают системное напряжение, особенно с точки зрения международной конкуренции за неосвоенные пространства.

Основными причинами, породившими крайне неблагоприятные демографические тенденции последних десятилетий, стали низкий уровень жизни населения и общая неустойчивость социально-экономической ситуации. При этом следует отметить, что формально статистические данные показывают близость номинальных доходов населения макрорегиона к среднероссийским величинам. Однако это только видимость относительного благополучия. С учетом разницы в ценах и в потребительских минимумах современное отставание реального уровня душевых потребительских расходов населения макрорегиона от среднероссийских показателей следует оценить в 20 - 25 процентов. А если учесть еще и стоимость транспортных затрат на поездки жителей востока страны в центральную Россию, разница в уровне реального потребления превысит 30 процентов.

Кроме того, существует большой разрыв между условиями жизни населения различных территорий макрорегиона. Если комфортность проживания в региональных центрах и крупных городах можно считать в целом удовлетворительной, то в населенных пунктах, где в кризис 1990-х годов рухнули градообразующие производства и сферы деятельности, а также во многих сельских районах условия жизни следует оценивать как критические или близкие к ним.

Проблема оттока населения тесно связана еще с одним обстоятельством: у значительной части жителей макрорегиона преобладают негативные ожидания относительно своего будущего и будущего территорий, где они проживают. Все это приводит как к усилению миграционных настроений, так и к ослаблению трудовой мотивации.

Кроме того, на неблагоприятные демографические тенденции накладывается усиление разрыва в темпах развития между макрорегионом и остальной территорией России. Экономическое и социальное пространство страны становится все менее единым. Рынки этих двух частей государства пересекаются весьма незначительно, а взаимосвязи слабы. Интенсивность экономических обменов между субъектами макрорегиона и остальной территорией России значительно уступает международным. Экспортно-импортный обмен российских восточных регионов и их зарубежных соседей не только масштабнее, но и устойчивее внутреннего межрегионального. При таком развитии событий все труднее обеспечивать обороноспособность и культурную идентичность востока России.

Уровень общеэкономического развития территории макрорегиона также следует считать недостаточным. Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди округов по большинству ключевых экономических показателей: стоимости основных фондов, объемам отгруженных товаров обрабатывающих производств, объемам производства и распределения электроэнергии, газа и воды, вводу жилья на 1 тыс. населения, налоговым поступлениям в федеральный бюджет и пр.

Средний уровень обеспеченности макрорегиона железнодорожным транспортом на 59 процентов, а автомобильными дорогами с твердым покрытием на 76 процентов ниже, чем в среднем по России.

Среднедушевой розничный товарооборот на территории макрорегиона ниже среднего по России на 30 - 40 процентов.

Острейшая проблема макрорегиона - опережающий рост стоимости услуг и транспортных тарифов. Если с 1999 по 2009 год цены на продовольственные товары увеличились в 3,2 раза, на непродовольственные - в 2,5 раза, то тарифы на платные услуги населению - в 6,5 раза. Рост цен на пассажирские перевозки привел к значительному падению интенсивности перемещения людей. Особенно существенно сократились авиаперевозки.

Кроме того, высокими темпами росли тарифы на перевозку грузов, намного опережая увеличение стоимости прочих производственных издержек. Например, транспортная составляющая в себестоимости производства металла возросла практически в 10 раз, транспортные расходы в себестоимости топливно-энергетических ресурсов составляют более 50 процентов. В целом доля транспортных издержек в ВРП Дальнего Востока в 2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель.

Следствием такого положения стала большая доля убыточных предприятий и отсутствие надежной собственной финансовой базы развития территорий макрорегиона.

Несмотря на наличие серьезных проблем, возникших в предшествующие десятилетия, Дальний Восток и Байкальский регион обладают целым рядом конкурентных преимуществ и масштабным потенциалом развития.

Наиболее существенные элементы этого потенциала таковы.

Непосредственное соседство со странами, которые представляют собой наиболее динамичную часть глобальной экономики и имеют отличные перспективы для дальнейшего роста. Экономики азиатских стран демонстрируют высокие темпы роста ВВП, в несколько раз превосходящие данный показатель в развитых странах. В частности, в 2010 году ВВП Китая вырос на 10,3 процента, Индии - на 8,8 процента, Вьетнама - на 6,8 процента, Индонезии - на 6,1 процента, в то время как в ведущих западных странах прирост ВВП в лучшем случае находился на уровне 2 - 3 процента. На данный момент в странах АТР сконцентрирована значительная часть населения планеты (57 процентов) и промышленного производства (40 процентов), на регион приходится свыше трети (37 процентов) мирового спроса на энергию и энергоносители. Производители, работающие на территории макрорегиона, имеют возможность ориентироваться на эти страны как на основной и быстрорастущий рынок сбыта своей продукции.

Наличие огромных запасов природных ресурсов, которые способны стать базой как для реализации высокорентабельных проектов, ориентированных на экспорт, так и для развертывания новых масштабных производств по переработке сырья и созданию высокотехнологичной продукции. Это сочетание дает возможность успешно реализовывать проекты в формате государственно-частного партнерства. В существующих условиях частные и иностранные инвесторы будут заинтересованы в освоении природных ресурсов и развертывании обслуживающих производств. Со своей стороны, российское государство сможет сконцентрировать усилия на развитии транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также на стимулировании развития обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного сектора и сферы услуг.

Возможность использования программ развития Дальнего Востока и Байкальского региона в качестве инструментов, которые будут расширять масштабы внутреннего спроса и выполнять роль компенсаторов для всей российской экономики в периоды стагнации внешнего спроса. Развитие востока России способно стать антикризисным и антициклическим регулятором в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, так как массовое развертывание инвестиционных проектов обеспечит спрос на продукцию отечественных производителей в случае сокращения экспортных поставок и стагнации спроса в западных регионах страны.

Возможность использования транзитного потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона. Создание новых и модернизация существующих транспортных магистралей, в том числе Транссиба, БАМа, железнодорожного перехода на Сахалин и транскорейской железной дороги, рост скорости транспортного сообщения и повышение пропускной способности позволят переключить на восточные регионы России часть грузопотоков по маршруту Азия - Европа - Азия. Это позволит не только быстрее окупить затраты в развитие инфраструктуры на востоке страны, но и увеличить ВРП макрорегиона за счет быстрого наращивания объема транспортных услуг.

Возможность использования преимуществ "догоняющего развития". Иными словами, развивая восток России, можно выбирать самые лучшие и современные из тех технологических и организационных решений, которые уже апробированы в других странах. Такой подход объективно позволяет экономить время и ресурсы.

С учетом ресурсных возможностей макрорегиона и сформулированных долгосрочных целей приоритеты развития макрорегиона формулируются следующим образом.

Значительное повышение уровня и качества жизни населения на территории макрорегиона, в том числе за счет быстрого роста жилищного строительства; улучшение ситуации в социальной сфере посредством масштабной модернизации систем здравоохранения, образования и других отраслей сферы услуг. Любые планы по освоению и развитию макрорегиона могут быть реалистичными только при условии нормализации демографических тенденций и социальной обстановки. Поэтому рост привлекательности жизни на территории макрорегиона - абсолютно необходимое условие для выполнения задач, поставленных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - государственная программа).

Создание условий для опережающих темпов роста экономики и социальной сферы на территории макрорегиона. Опережающее развитие поможет не только компенсировать потери предшествовавших лет, но и превратить макрорегион в один из локомотивов роста всей российской экономики.

Кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов. Рост экономической эффективности поможет снизить уровень дотационности регионов, повысит их конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов, уменьшит сроки окупаемости капиталовложений, даст возможность более широко использовать рыночные механизмы и т.д.

Обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории макрорегиона. В конечном счете темпы и качество экономического роста определяются именно интенсивностью инвестиционных процессов. Для того чтобы приток инвестиций отвечал поставленным задачам развития макрорегиона, потребуется не только повышать экономическую эффективность, повсеместно внедрять новые технологии и развивать инфраструктуру, но еще и создавать привлекательные условия для ведения бизнеса посредством повышения качества институтов, снижения административных барьеров, а также за счет существенного улучшения налоговой и кредитной ситуации.

Важнейшую роль в обеспечении инвестиционного рывка должны сыграть вложения в основной капитал, осуществляемые за счет государственного бюджета. Статистические данные 2009 - 2012 годов показывают, что каждый бюджетный рубль, потраченный на инвестиционные цели на востоке страны, обеспечивает приток более четырех рублей внебюджетных инвестиций (без учета вложений субъектов малого предпринимательства и ненаблюдаемых инвестиций). При этом есть все основания полагать, что по мере развития инфраструктуры макрорегиона и улучшения делового климата мультипликатор бюджетных инвестиций будет увеличиваться. По экспертным оценкам, в течение прогнозного периода каждый рубль капитальных вложений из госбюджета обеспечит приток не менее пяти рублей прямых внебюджетных инвестиций и не менее двух рублей косвенных инвестиций.

Преодоление структурных диспропорций за счет быстрого развития перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики макрорегиона, а также сферы высоких технологий. Развитие обрабатывающих и высокотехнологичных производств, равно как и инфраструктуры, даст возможность развивать восточные регионы России более сбалансированно. Кроме того, это позволит существенно поднять норму производимой добавленной стоимости, что обеспечит более выгодные условия международной торговли, повысит доходы населения и увеличит налоговую базу регионов.

Реализация комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих широкий спектр мультипликативных эффектов на территории макрорегиона. Подобный подход к инвестированию позволяет в полной мере использовать синергию, возникающую при одновременной реализации взаимосвязанных проектов за счет объединения усилий при решении проблем и предъявления дополнительного спроса на продукцию друг друга. Естественным следствием такого развития событий становится рост инвестиционного мультипликатора.

Полноценное экономическое освоение слабозаселенных территорий за счет резкого повышения уровня и качества жизни населения, а также притока новых жителей из западной части России. Опережающих темпов развития макрорегиона можно добиться не только за счет повышения эффективности, но и за счет включения в экономический оборот дополнительных первичных ресурсов - свободных земель, неиспользуемых месторождений полезных ископаемых, вновь строящихся предприятий и т.д.

Поддержка традиционного образа жизни и обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов макрорегиона. Эта приоритетная задача должна решаться не только за счет наращивания социальных расходов, но и за счет увеличения субсидий на ведение традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Доведение таких субсидий до необходимого уровня значительно повысит привлекательность традиционных хозяйственных укладов и создаст здоровую экономическую основу для сбережения и развития коренных малочисленных народов.

Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды. Эта приоритетная задача решается в первую очередь за счет создания современной инфраструктуры водохозяйственного комплекса, системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления, ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, развития сети экологического мониторинга и поддержки особо охраняемых природных территорий. Решение этой задачи будет способствовать устойчивому развитию макрорегиона.