Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Многочисленные проекты по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, стратегически важного для Российской Федерации, сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров и недостаточным развитием собственной научно-исследовательской базы.

В настоящее время численность экономически активного населения в макрорегионе составляет 5,8 млн. человек (54 процента численности населения), а численность занятых - 5,4 млн. человек, что практически является предельным уровнем в условиях рыночной экономики (численность зарегистрированных безработных - 143,3 тыс. человек, или 2,4 процента).

Анализ демографической ситуации показывает, что до 2000 года происходило снижение рождаемости. Это означает, что минимум выпускников средних школ придется на 2017 год и, соответственно, это будет годом минимального приема в вузы и выхода на рынок труда новых работников. Дальнейшая подвижка возрастов дает вплоть до 2022 года снижение численности выпускников вузов.

На протяжении 2000 года общая численность экономически активного населения и занятость оставались стабильными со слабо выраженной тенденцией монотонного возрастания численности. Это было связано с выходом на пенсию малочисленного поколения рождения 40-х годов и вступлением в трудовую деятельность многочисленного поколения рождения 80-х годов. Однако начиная с 2012 года ситуация коренным образом меняется. Пенсионного возраста достигнет многочисленное поколение 50-х годов, а в трудоспособный возраст будет вступать малочисленное поколение 90-х годов.

В предстоящий период существенные проблемы ожидают и систему образования, которая представлена средним и средним профессиональным образованием, высшим, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации (ДПО). В настоящее время на территории макрорегиона функционирует около 216 образовательных организаций высшего образования, а также около 204 образовательных организаций СПО и их филиалов. На начало 2010/2011 учебного года численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования составила 518 тыс. человек, численность обучающихся в образовательных организациях СПО - 225,2 тыс. человек, и налицо ярко выраженная тенденция сокращения выпуска.

За последние 10 лет численность выпускников школы сократилась в два раза, и сокращение будет продолжаться вплоть до 2017 года. Это означает продолжающийся рост числа малокомплектных школ и резкое сокращение возможностей набора студентов в вузы региона. К 2018 году численность выпускников средних школ и потенциальных абитуриентов сократится еще на 7 процентов, то есть до 55 тыс. человек, что практически в два раза меньше уровня выпуска из вузов в 2010 году. Все это обусловливает нарастающий дефицит кадров в экономике и системе их подготовки в регионе. Складывающаяся ситуация на первый план выводит систему переподготовки кадров по специальностям крупных проектов и общее повышение качества образования.

Ключевое направление развития системы образования связано с внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах за счет распространения образцов лучшей практики, полученных регионами - участниками комплексных проектов модернизации образования (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Амурская область и Еврейская автономная область). Лучшая практика включает механизмы поддержки лидеров образования, внедрение новых экономических механизмов в сфере образования, стимулирование инноваций.

Общей проблемой для всех звеньев системы образования в макрорегионе является износ основных фондов, высокая доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. В связи с этим будут предусмотрены строительство и реконструкция объектов образования за счет средств бюджетов всех уровней на условиях софинансирования.

Ввиду низкой плотности транспортной инфраструктуры в регионах макрорегиона, а также значительного расстояния между населенными пунктами необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Высокое значение имеет привлечение в отрасль квалифицированных специалистов. Особое внимание будет уделено развитию в макрорегионе системы подготовки педагогических кадров.

В сфере образования будут решаться задачи компьютеризации и интернетизации образовательных учреждений, развития вариативности образовательных программ.

В дальнейшем будет продолжено внедрение механизмов экономического стимулирования оптимизации расходов образовательных учреждений на коммунальные услуги от проводимых энергосберегающих мероприятий (повышение теплозащиты зданий образовательных учреждений, учет тепловой энергии, водоснабжения, реконструкция систем энерго- и теплоснабжения).

В 2011 году по всем показателям, характеризующим состояние образования и науки в макрорегионе, наблюдалась отрицательная динамика.

Одной из важных причин отрицательной динамики научно-образовательного комплекса является недостаточная координация действий федеральных, региональных и местных органов власти, институтов развития ДВФО и Байкальского региона. Однако при реализации в последние годы действующих мер государственной поддержки инвестиционных проектов наблюдается рост количества новых проектов в отраслях, для развития которых в ДВФО и Байкальском регионе существуют наилучшие экономические и ресурсные предпосылки. Это создает дополнительный спрос на трудовые ресурсы.