Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы)

достижения целей и решения задач, описание основных

ожидаемых конечных результатов подпрограммы

Долгосрочными приоритетами государственной политики в сфере кадрового обеспечения программы социально-экономического развития макрорегиона являются:

мониторинг рынка труда в целях обеспечения согласованности политики в области привлечения трудовых ресурсов в регион и их подготовки на месте;

согласование всех крупных инвестиционных проектов с кадровым обеспечением, в том числе за счет внешних кадров (включая оргнабор корпораций) и кадров, подготавливаемых в образовательных учреждениях региона;

разработка и внедрение механизмов привлечения и закрепления кадров необходимой квалификации в экономику макрорегиона, предполагающие более высокую заработную плату, чем в среднем по Российской Федерации, льготное обеспечение жильем и гарантированные рабочие места (в том числе в периоды кризисов) в соответствии с квалификацией, в том числе на основе ГЧП;

опережающая модернизация содержания, структуры и технологий образовательных программ, с учетом перспективных требований обучающихся и работодателей, прогнозов потребностей рынков труда и социально-экономического развития региона;

решение проблем массовой подготовки специалистов для рынков труда в макрорегионе через внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение на рабочем месте продолжительностью от нескольких месяцев до года, и прикладного бакалавриата;

согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ развития отраслей и регионов макрорегиона как базы для планирования потребности в кадровом обеспечении, в том числе для развития системы непрерывного профессионального образования и осуществления стратегического комплексного подхода к прогнозированию необходимых компетенций;

оптимизация сети вузов в целях формирования кластеров, имеющих специфические миссии и задачи - обеспечение лидерства макрорегиона в фундаментальной и прикладной науке, массовой подготовки бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для основных сегментов региональных рынков труда и т.п.;

вывод ведущих вузов на участие в международных рейтингах, что обеспечивается реализацией мероприятий подпрограммы по обновлению их инфраструктуры, модернизации системы управления, а также через их укрупнение за счет реорганизации вузов, не обеспечивающих необходимое качество образования;

обеспечение выпускников организаций профессионального образования не только профессиональными, но и базовыми социальными, культурными компетенциями и установками, включая компетенции организации коллективной работы, межкультурной коммуникации, в том числе через радикальное обновление системы практик, вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом;

качественное обновление преподавательского корпуса профессионального образования, что потребует перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования (основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании);

интеграция системы научных исследований и разработок высшего образования в инновационную систему макрорегиона;

повышение качества исследований и разработок в сфере высшего образования, а также эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку и развитие;

развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием.

Цели подпрограммы: обеспечение реализации госпрограммы квалифицированными кадрами, формирование сбалансированных региональных систем профессионального образования, соответствующих потребностям рынков труда регионов макрорегиона, сокращение диспропорций в структуре подготовки кадров, повышение эффективности научно-исследовательской деятельности, поддержка федеральных университетов и институтов СО и ДВО РАН, вовлечение молодежи в социальную практику.

Приоритетные задачи подпрограммы.

Задача 1. Реализация мероприятий по определению потребности в наращивании материальной и технологической базы учреждений образования и науки в зависимости от долгосрочных потребностей рынка труда макрорегиона.

Задача 2. Реализация мероприятий по привлечению специалистов из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в экономику и социальную сферу макрорегиона.

Задача 3. Создание и развитие крупнейших научно-образовательных центров, способных обеспечить прорыв в подготовке кадров и разработке инновационных технологий для экономики региона.

Задача 4. Развитие дистанционного обучения.

Задача 5. Увязка подготовки кадров с прохождением демографических волн.

Основными направлениями реализации кадровой политики макрорегиона являются следующие.

1. Максимальная мобилизация существующего кадрового потенциала за счет переспециализации и повышения квалификации имеющихся трудовых ресурсов (включая пенсионеров) на базе существующих центров подготовки кадров (в первую очередь внутри самого региона) для отраслей современной и перспективной специализации и госбюджетной сферы макрорегиона.

Создание условий (комфортная среда проживания и квалифицированные высокооплачиваемые рабочие места) для массового привлечения в регион недостающих кадров как в реальный сектор экономики, так и в бюджетную сферу, предполагает опережающее строительство жилья и социальной инфраструктуры, другие мероприятия, обеспечивающие комфортные условия проживания населения.

Для этого необходимо:

расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Российской Федерации";

совершенствовать процедуру регистрации граждан по месту временного пребывания, обеспечить предоставление временного жилья, легализацию трудовой деятельности и защиту трудовых прав, доступ к объектам социальной сферы;

расширить содействие гражданам и членам их семей в переезде в субъекты макрорегиона, испытывающие нехватку рабочей силы.

Правовое обеспечение миграционных процессов предполагает четкость в разграничении полномочий государственных органов в сфере миграционного регулирования и привлечения иностранной рабочей силы.

2. Модернизация инфраструктуры и развитие имущественных комплексов системы профессионального образования в макрорегионе.

Предусматривается строительство объектов федеральных образовательных организаций профессионального образования: учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, а также объектов социальной направленности (учебно-спортивных корпусов, физкультурно-оздоровительных комплексов, общежитий и др.).

Будет обеспечена разработка и широкое внедрение в образовательных организациях энергосберегающих технологий и оборудования, мероприятий по техническому перевооружению и модернизации систем энергопотребления образовательных организаций с целью повышения энергобезопасности и снижения коммунальных платежей при обеспечении необходимых санитарных норм проведения учебного процесса.

3. Организация кампусной деятельности ведущих университетов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Особое внимание при реализации данного мероприятия будет уделено качественному анализу, подготовке экспертных заключений по совершенствованию процесса реализации проектов (программ развития) создания кампусов и распространению лучшей зарубежной практики и результатов их реализации на систему профессионального образования макрорегиона.

Мониторинг и экспертное сопровождение хода реализации данного мероприятия будет проводиться с использованием информационно-аналитической системы. Будут разработаны, отобраны и реализованы на конкурсной основе проекты ведущих университетов по переходу на кампусную модель организации их деятельности. В результате реализации такой модели государственное финансирование строительства кампусов будет сочетаться с использованием инвестиционных средств других организаций-инвесторов.

Реализация этих задач будет осуществляться по двум основным направлениям:

завершение организации кампусов ДВФУ и СВФУ;

строительство новых кампусов ТОГУ (г. Хабаровск) и НИ ИрГТУ (г. Иркутск).

4. Усиление ресурсного обеспечения образовательной и научно-исследовательской деятельности государственных образовательных организаций профессионального образования в макрорегионе предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов в лабораторно-экспериментальную базу организаций высшего образования в зависимости от уровня их участия в модернизации экономики макрорегиона.

В целях развития здравоохранения в 2013 - 2014 годах необходимо разработать программы кадрового обеспечения развития здравоохранения по каждому субъекту на территории макрорегиона, в которых предусмотреть:

обеспечение медицинскими кадрами в соответствии с потребностями здравоохранения субъекта;

оптимизацию целевой подготовки медицинских кадров на всех уровнях профессионального образования из числа наиболее подготовленных абитуриентов с обеспечением их наставничества и эффективными мерами социальной поддержки в период обучения;

разработку мер по социальной поддержке и механизмов закрепления молодых медицинских кадров по наиболее дефицитным специальностям;

разработку положения о клинических базах медицинских организаций высшего образования.

5. Развитие инновационной инфраструктуры государственных образовательных организаций профессионального образования в макрорегионе предполагается осуществлять на двух основных уровнях. На высшем уровне организации профессионального образования участвуют в создании инновационной сферы экономики макрорегиона на основе формирования инновационной системы академической науки, профессионального образования и высокотехнологичных секторов экономики региона. Достижение заявленных целей во многом определяется состоянием инновационной инфраструктуры организаций профессионального образования, которое характеризует развитие инновационной инфраструктуры на первом уровне.

6. Опережающее развитие социальной деятельности государственных образовательных организаций профессионального образования в макрорегионе обеспечит развитие воспитательной составляющей профессионального образования. Это будет обеспечиваться в том числе через стимулирование культурной, спортивной, общественной деятельности студентов, организаций профессионального образования.

Начиная с 2013 года с целью поддержки талантливой молодежи будет обеспечено развитие и совершенствование системы олимпиад, конкурсов, летних и зимних школ для талантливых студентов и аспирантов, в том числе их участие в международных олимпиадах, конкурсах и школах и участие талантливых иностранных студентов и аспирантов в мероприятиях ведущих российских университетов. Будут поддержаны мероприятия по организации движения студенческих строительных отрядов, по популяризации и пропаганде профессионализма и профессионального образования. Будет поддержана разработка методологических и содержательных решений по интернационализации и содействию социализации иностранных студентов (тьюторство, кураторство, поддержка).

7. Усиление социальной поддержки обучающихся по приоритетным программам профессионального образования и расширение социальных гарантий работников профессионального образования макрорегиона предполагает передачу полномочий по определению эффективных мер социальной поддержки студентов непосредственно в образовательные организации. Будет обеспечиваться конкурентоспособность уровня стипендиального обеспечения для лучших студентов магистратуры, аспирантуры и заработной платы работающих на контрактах пост-доков. Часть стипендиального фонда вузов может использоваться по решению учредителя вуза в рамках поддержки программ предоставления студентам льготного кредита на неотложные нужды.

Студентам вузов, обучающимся за счет средств федерального бюджета, будет обеспечено:

предоставление повышенных академических стипендий;

предоставление специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в негосударственных организациях;

софинансирование стипендий, назначаемых негосударственными организациями за особые достижения.

К 2015 году в расчеты численности студентов, нуждающихся в общежитии, кроме студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, будут также включены студенты, обучающиеся на условиях целевой подготовки, а также с полным возмещением затрат. Будет оказано содействие развитию студенческого самоуправления.

Будет обеспечиваться финансирование социальных гарантий для работников федеральных государственных образовательных организаций:

компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ в установленные на 1 сентября 2013 года оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

денежная компенсация педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

8. Территориальная оптимизация структуры государственных организаций профессионального образования в макрорегионе с учетом потребностей экономики и населения предполагает их реорганизацию на основе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599, что обеспечивает количественную и качественную территориальную оптимизацию сети организаций профессионального образования макрорегиона по следующим направлениям:

развитие сети федеральных и национальных исследовательских университетов макрорегиона (ДВФУ, СВФУ, НИ ИрГТУ);

открытие новых федеральных и национальных исследовательских университетов макрорегиона в гг. Иркутске и Хабаровске;

обеспечение развития ведущих университетов макрорегиона (ИГУ, ТОГУ) в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов в инновационных сферах экономики региона;

формирование сети опорных университетов (АмГУ, ЗГУ, БГУ, КамГУ, СахГУ, СВГУ, БрГУ);

создание группы вузов макрорегиона, активно участвующих в технологической и кадровой модернизации экономики региона (и др.);

формирование вузов - лидеров отраслевого профиля, обеспечивающих развитие стратегически значимых видов экономической деятельности (транспортного профиля - ДВГУПС, ИрГУПС, МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, агропромышленного профиля - ИрГСХА, БГСА им. В.Р. Филиппова, ДВАУ, ДВГТРУ);

содействие развитию в регионе группы вузов, обеспечивающих социально-культурную модернизацию (медицинских и социально-гуманитарных вузов, расположенных в гг. Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Иркутске, Чите).

В результате оптимизации территориальной сети организаций профессионального образования в макрорегионе будут сформированы четыре функциональных территориальных образовательных округа во главе с вузами, обеспечивающими максимальный вклад в научное и кадровое сопровождение развития экономики региона:

Байкальский образовательный округ, включающий образовательные организации Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия (ведущий вуз - НИ ИрГТУ, г. Иркутск);

Северо-Восточный образовательный округ в границах Республики Саха (Якутия) с ведущим вузом - СВФУ (г. Якутск);

Восточно-Центральный образовательный округ, включающий образовательные организации Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей, ЕАО (ведущий вуз - ТОГУ, г. Хабаровск);

Юго-Восточный образовательный округ, включающий образовательные организации Приморского края, Сахалинской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа (ведущий вуз - ДВФУ, г. Владивосток).

9. Формирование региональных образовательных центров кадрового обеспечения и кластеров в экономике и социальной сфере Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.

В рамках формирующейся кластерной структуры экономики и социальной сферы макрорегиона предусмотрено формирование и развитие региональных образовательных центров кадрового обеспечения по кластерам макрорегиона. На основании расчетов динамики и структуры ВРП по субъектам Российской Федерации в макрорегионе, а также оценки размеров инвестиций по каждому из кластеров реального сектора экономики региона определено увеличение количества рабочих мест под инвестиционные программы каждого из кластеров.

С 2013 по 2025 год в макрорегионе организациями профессионального образования будет осуществляться подготовка специалистов для кластеров экономики и социальной сферы региона по следующей структуре: космического - от 1500 до 1700 специалистов ежегодно, авиационного - от 2000 до 2500, судостроительного - от 1500 до 1700, автомобилестроительного - от 500 до 600, транспортно-логистического - от 1000 до 1500, энергетического - от 2000 до 2500, нефтегазового - от 1000 до 1200, строительного - от 2000 до 2500, горнодобывающего - от 800 до 950, агропромышленного - от 1000 до 1700, лесного - от 900 до 1100, рыбохозяйственного - от 600 до 800, морских биоресурсов - от 400 до 500, медицинского - от 500 до 700, туристско-рекреационного - от 700 до 900.

10. Комплексная реализация государственных образовательных программ профессионального образования в макрорегионе через установление оптимальных пропорций по объемам, структуре и уровням профессионального образования предусматривает перевод подготовки по ряду профессий с уровня НПО на уровень СПО и разработку соответствующих ФГОС и образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих в рамках СПО. Модернизация образовательных программ будет привязана к особенностям конкретных технологий, представленных на рынке труда. Последовательно будут реализованы меры по переводу ведущих образовательных организаций НПО макрорегиона в статус центров повышения квалификации.

Комплексная реализация государственных образовательных программ прежде всего устраняет диспропорции подготовки специалистов по уровням профессионального образования, сложившиеся в настоящее время.

В 2013 - 2025 годах будет проведена реорганизация сети СПО в регионе на основе включения в нее организаций НПО и осуществления подготовки квалифицированных рабочих кадров по мероприятиям технического бакалавриата с финансированием данного уровня профессионального образования за счет средств федерального бюджета. Следующим этапом данного мероприятия является передача организаций СПО в структуру ведущих вузов макрорегиона.

11. Формирование современных рыночных механизмов регионального взаимодействия профессионального образования с рынками труда в макрорегионе обеспечивает формирование динамического рыночного равновесия между спросом и предложением образовательных услуг организаций профессионального образования. Основой формирования такого состояния на рынках образовательных услуг макрорегиона является внедрение в практику отношений между организациями профессионального образования и работодателями следующих рыночных механизмов регионального взаимодействия:

формирование организациями профессионального образования количества обучающихся и наборов в зависимости от потребностей рынков образовательных услуг;

осуществление мониторинга рынков образовательных услуг;

разработка эффективных договоров с работодателями.

Имеющийся опыт организации базовых кафедр вузов должен быть расширен до организации интегрированных образовательно-производственных структур, задачей которых будет сближение образовательного и производственного процессов.

С целью повышения уровня и эффективности образовательной (учебной) миграции необходимо проработать возможность создания единой системы поощрений (стимулирования) работодателей, открывающих стажировочные площадки для обучающихся и выпускников организаций профессионального образования.

12. Развитие фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований сектора высшего образования обеспечивает повышение конкурентоспособности ведущих организаций высшего образования макрорегиона. С учетом имеющегося опыта предполагается участие ведущих организаций высшего образования макрорегиона (ДВФУ, СВФУ, НИ ИрГТУ, ТОГУ) в единой программе фундаментальных научных исследований Российской Федерации, разработка и принятие которой определяет самостоятельность блоков фундаментальных научных исследований, проводимых организациями высшего образования в макрорегионе.

Будут разработаны механизмы участия организаций высшего образования макрорегиона в новых программах междисциплинарного характера по линии Российской Федерации ФИ и РГНФ, определены эффективные механизмы государственной поддержки фундаментальной науки и эффективного развития ее кадрового потенциала, повышения академической и профессиональной мобильности ученых с расширением возможностей профессиональной самореализации в научной сфере.

13. Институциональное развитие сектора исследований и разработок в сфере высшего образования предполагает:

институциональное развитие и формирование сектора университетской науки, способного поддержать высокое качество высшего образования на основе современных научных достижений;

удовлетворение научных потребностей в профессиональной деятельности выпускников организаций высшего образования;

формирование устойчивой конкурентоспособности организаций высшего образования на региональных рынках исследований и разработок прикладного значения.

Основными векторами институционального развития сектора исследований и разработок в сфере высшего образования в 2013 - 2025 годах будут являться:

поддержка программ развития ведущих университетов макрорегиона;

поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в организациях высшего образования;

поддержка научных исследований, проводимых молодыми учеными высшей квалификации в организациях высшего образования макрорегиона;

развитие прикладных научных исследований организаций высшего образования в макрорегионе на основании формирования новых механизмов выполнения НИОКТР на основе договоров с организациями реального сектора макрорегиона;

поддержка научных исследований, проводимых научно-образовательными центрами, функционирующими в организациях высшего образования на территории макрорегиона.

В 2013 - 2015 годах будет продолжена адресная государственная поддержка программ развития двух федеральных университетов (ДВФУ, СВФУ), одного национального исследовательского университета (НИ ИрГТУ), а также шести университетов макрорегиона, реализующих программы стратегического развития (ВГУЭС, ИрГУ, КамГУ, КнАГТУ, СахГУ, ТОГУ). На основании мониторингов реализации программ развития вышеуказанных организаций высшего образования предполагается дополнительное ресурсное обеспечение их научно-инновационной деятельности с 2016 по 2025 год на уровне ежегодных субсидий программ развития. В результате реализации данного мероприятия в ведущих вузах макрорегиона будет осуществлено создание современной научно-образовательной среды, которая предполагает:

создание современной инновационной инфраструктуры;

организацию лабораторий с уникальным оборудованием;

формирование базовых кафедр, центров коллективного пользования, технопарков, производственных проектных подразделений инновационной направленности.

14. Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок высшего образования достигается на первом этапе за счет:

формирования перечня объектов инфраструктуры сектора исследований и разработок организаций высшего образования в макрорегионе, подлежащих вводу в научную эксплуатацию;

концентрации ресурсов на материально-техническое обеспечение приоритетных направлений исследования.

На втором этапе реализации мероприятия будет обеспечено функционирование центров коллективного пользования по приоритетным мероприятиям исследований на основе кооперации ведущих и опорных университетов с научными учреждениями СО и ДВО РАН.

На третьем этапе реализации мероприятия будет обеспечено устойчивое функционирование центров коллективного пользования на основе создания сетевого научного взаимодействия между ведущими опорными университетами, научными учреждениями СО и ДВО РАН, организациями высокотехнологичных секторов экономики на территории макрорегиона.

Основными векторами реализации данного мероприятия будут являться:

поддержка и развитие уникальных научных установок и центров коллективного пользования научным оборудованием в девяти ведущих и опорных университетах на территории макрорегиона;

развитие и поддержка инженерной и производственной инфраструктуры в процессе строительства кампусов во Владивостоке, Якутске, Хабаровске, Иркутске;

усиление кооперации между научными учреждениями ДВО РАН и дальневосточными вузами при проведении фундаментальных и прикладных исследований на основе привлечения к исследователям новых академических институтов и вузов региона;

укрепление и совершенствование образовательной деятельности в дальневосточных вузах на основе расширения масштабов привлечения ученых ДВО РАН к преподавательской деятельности, создания 15 новых учебно-научных и инновационно-технологических центров, организации 21 новой базовой кафедры, расширения совместных научных исследований преподавателей и научных сотрудников с взаимным повышением качества их публикационной активности, проведением совместных научных конференций и экспедиций;

поддержка развития научной кооперации опорных университетов в макрорегионе (АмГУ, ЗГУ, БГУ, КамГУ, СахГУ, СВГУ, БрГУ) с организациями высокотехнологичных секторов экономики макрорегиона.

15. Развитие международного научного сотрудничества предполагает эффективное использование международного сотрудничества в сфере науки для выхода ведущих университетов макрорегиона на международный уровень исследований и разработок, а также обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере науки в странах АТР, что предусматривает:

участие ведущих университетов макрорегиона в организации и проведении в 2013 - 2025 годах двенадцати крупных международных научных мероприятий, связанных с участием Российской Федерации в международных организациях (АТЭС, ЕврАзЭС, ШОС, ВТО, АТУРК);

проведение и реализацию совместных и скоординированных научных конкурсов и проектов в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества организаций высшего образования макрорегиона с университетами США, Республики Корея, КНР, Японии, Австралии по мероприятиям совместных научных исследований и научных обменов, реализации научно-исследовательских проектов по приоритетным мероприятиям развития университетов, интеграции в научное и технологическое пространство АТР;

поддержку стажировок молодых исследователей в ведущих научных и инновационных центрах мира.

16. Сетевое развитие профессионального образования в макрорегионе, формирование стратегических альянсов с ведущими российскими и зарубежными университетами в целях обеспечения международной конкурентоспособности организаций профессионального образования макрорегиона в АТР.

Для этого особое внимание уделяется формированию консорциумов, стратегических альянсов, ассоциаций, межвузовских соглашений с участием организаций профессионального образования макрорегиона, а также ведущих вузов Российской Федерации и зарубежных университетов по совместной подготовке обучающихся в областях космических технологий, нефтегазохимии, освоения морских биоресурсов, энергетики и коммуникаций. Сетевое развитие будет осуществляться на трех основных уровнях: в масштабах макрорегиона, национальном и международном. В масштабах макрорегиона в течение 2014 - 2017 годов будет обеспечено развитие следующих образовательных университетских сетей в регионе:

ДВФУ - СВФУ - ТОГУ по сетевой подготовке бакалавров и магистров по специализациям "Нефтегазовое дело", "Землеустройство и кадастры", "Государственное и муниципальное управление", "Юриспруденция" и т.д.;

НИ ИрГТУ - ТОГУ - АмГУ - КнАГТУ по сетевой подготовке бакалавров и магистров для аэрокосмических комплексов.

На национальном уровне начиная с 2016 года предполагается формирование сетевой подготовки обучающихся в структуре следующих образовательных сетей:

НИУ ВШЭ - СПбГУ - ТОГУ по сетевой подготовке бакалавров и магистров по специальностям "Экономика", "Менеджмент", "Коммерция", "Государственное и муниципальное управление";

МАТИ им. К.Э. Циолковского - МИРЭА - БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова - РГАТУ им. П.А. Соловьева - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - ТОГУ по сетевой подготовке специалистов по обслуживанию космического комплекса "Восточный" (Амурская область).

На международном уровне начиная с 2017 года предполагается начать сетевую подготовку обучающихся в структуре следующих образовательных сетей:

НИ ИрГТУ - ТОГУ - АГТА - Дацинский нефтяной институт (г. Дацин, КНР) - РГУНиГ им. И.М. Губкина по сетевой подготовке специалистов для газо- и нефтехимии;

ТОГУ - Далянский университет информационных технологий (г. Далянь, КНР), Северо-Восточный университет (г. Шеньян, КНР) - Чаньчунский университет (г. Чаньчунь, КНР) - Харбинский политехнический университет (г. Харбин, КНР) по сетевой подготовке специалистов в области современных информационных технологий;

ДВФУ - РГУНиГ им. И.М. Губкина - НИУ "МИСиС" - НИУ ВШЭ по повышению эффективности сетевого использования имеющихся у сторон интеллектуальных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов;

ДВФУ - ДВО РАН - КнАГТУ - СВФУ - СахГУ по подготовке высококлассных специалистов, проведению научных исследований, обмену опытом работы по реализации молодежной политики;

ДВФУ - Государственный университет Чеджу (Республика Корея) - Университет Момояма Гагуин (г. Осака, Япония) - Корейский академический и культурный фонд (г. Сеул, Республика Корея) по интеграции в научное, экономическое, технологическое и культурное пространство АТР;

ДВФУ - Университет Гриффита (г. Брисбен, Австралия) - Университет Коку-шикан (Япония) - Варшавский университет естественных наук (Польша) по совместным мероприятиям в области научно-образовательного сотрудничества.

Активизация деятельности организаций профессионального образования макрорегиона в течение 2013 - 2025 годов будет направлена на их вступление и участие в международных консорциумах вузов, среди которых значительный интерес представляет университет Шанхайской организации сотрудничества (в структуре ШОС уже сформирован альянс "ТОГУ - ДУТ - БГУ"), Ассоциация технических университетов Российской Федерации и Китая (АТУРК), Ассоциация университетов востока России и севера Китая (ASUS), Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР.

17. Опережающее развитие региональных систем непрерывного профессионального образования через повышение квалификации и переподготовку, заочную форму получения образования, открытое образование взрослого населения макрорегиона.

На территории макрорегиона организациями профессионального образования будет реализован широкий спектр программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным мероприятиям развития экономики страны и региона, в том числе в течение 2013 - 2014 годов по повышению квалификации инженерных кадров. С 2014 года на конкурсной основе будут поддерживаться программы продвижения организаций профессионального образования на рынок услуг дополнительного профессионального образования, а также программы дополнительного профессионального образования, софинансируемые корпоративным сектором.

Будут реализованы меры, направленные на развитие открытого образования, на поддержку самообразования, на повышение качества заочного и очно-заочного профессионального образования.

Начиная с 2014 года на конкурсной основе будут поддерживаться проекты организаций профессионального образования (на четырехлетний период), направленные на модернизацию и расширение образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, реализуемые в очной (дистанционной) и очно-заочной (вечерней) форме. С 2015 года в макрорегионе будет обеспечена поддержка (до 2025 года включительно) реализации проектов 3 - 5 центров дистанционного образования. Будет также поддержано развитие общедоступных интернет-ресурсов для программ профессионального образования, включая специализированные образовательные порталы вузов.

В рамках мероприятия на территории макрорегиона будет обеспечено проведение федеральных мероприятий по развитию технологической, финансовой, правовой, экономической гражданской грамотности населения, а также мероприятий по культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе с использованием современных средств коммуникации.