Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Возможности использования потенциала ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" как территориально-профилированного государственного института развития

Возможности использования потенциала ОАО

"Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона"

как территориально-профилированного государственного

института развития

1. Открытое акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - фонд) ведет инвестиционную деятельность по реализации проектов на территории субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона.

2. Целью работы фонда является содействие созданию условий для опережающего развития субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, посредством участия в подготовке и реализации инвестиционных проектов, а также содействие развитию инвестиционной деятельности в макрорегионе.

3. Основными приоритетами инвестиционной деятельности фонда являются:

модернизация и новое строительство транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры;

модернизация и новое строительство перерабатывающих производств и мощностей в промышленности и сельском хозяйстве (включая морехозяйственную и рыболовецкую деятельность);

повышение эффективности освоения новых месторождений и транспортировки потребителям, в том числе на экспорт, продукции горнодобывающей отрасли и топливно-энергетического комплекса макрорегиона;

модернизация и новое строительство туристической и рекреационной инфраструктуры;

развитие инновационной инфраструктуры;

развитие финансовой инфраструктуры;

развитие проектов в рамках экономической кооперации и интеграции Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

4. Основным направлением инвестиционной деятельности фонда является подготовка и реализация проектов комплексного развития территорий (далее - КРТ).

Проект КРТ - группа взаимосвязанных, локализованных на определенной территории инвестиционных проектов по развитию производственной деятельности, снятию инфраструктурных ограничений и социальному развитию, бюджетная, экономическая и финансовая эффективность которых обеспечивается в рамках скоординированной подготовки и реализации.

В рамках проектов КРТ фонд может вести инвестиционную деятельность по модернизации и новому строительству социальной инфраструктуры, в том числе доступного жилья, миграционных центров, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, объектов государственного и муниципального управления.

5. Фонд участвует в финансировании подготовки и реализации инвестиционных проектов путем:

участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, создаваемых (созданных) для подготовки и реализации проектов, при формировании или увеличении уставного капитала или приобретения доли уставного капитала (пакета акций) у собственников данных хозяйственных обществ;

предоставления финансирования на возвратной основе (предоставление займов, иные применимые финансовые инструменты) хозяйственным обществам, осуществляющим реализацию проектов;

соединения вкладов и осуществления совместной инвестиционной деятельности с хозяйственными обществами, в том числе в форме инвестиционных товариществ, инвестиционных фондов;

оказания услуг (в том числе консультационных, сервисных, управленческих, маркетинговых и иных), предусмотренных уставом фонда, участникам проектов на территории макрорегиона.

6. Предложения по развитию компетенций и возможностей фонда, в том числе на принципах ГЧП.

Особенности инвестиционных проектов Дальнего Востока и Байкальского региона диктуют необходимость адаптации модели фонда как формы институционального ГЧП к специфическим условиям этого макрорегиона. Для этого необходимо определить состояние инвестиционного статуса макрорегиона в целом и каждого субъекта Российской Федерации, что связано с тем, что фонд, согласно Меморандуму об инвестиционной политике, может финансировать только те проекты, реализация которых предполагает срочность, платность, возвратность инвестиций.

В настоящее время регионами заявлены 2824 инвестиционные инициативы общей номинальной стоимостью более 10 трлн. рублей. В то же время только примерно 1/5 из них соответствуют критериям инвестиционной заявки для предварительного рассмотрения, еще примерно столько же проектов можно довести до готовности для того, чтобы они были востребованы рынком.

Фонд должен предоставлять возможности для региональных инвесторов (Сингапур, Китай, Южная Корея, Малайзия, Япония) по инвестированию средств в проекты, кумулятивный эффект от реализации которых не обязательно ограничен немедленной доходностью от реализации отдельного проекта. В то же время должна быть обеспечена привлекательная доходность финансовых инвесторов из региона.

Внутренняя норма доходности (IRR) проектов не должна опускаться ниже средневзвешенной стоимости привлеченного капитала (WACC). Нужно внести необходимые изменения в Меморандум об инвестиционной политике Фонда.

Инжиниринг инструментов фонда следует максимально расширить при резком сужении перечня направления инвестиций (то есть сделать их стандартными для облегчения процедуры рассмотрения вопросов о привлечении и открытии финансирования).

Следует ориентироваться на проекты, дополняющие инвестиции отечественных и (или) иностранных стратегических инвесторов или банков, которые в перспективе войдут в капитал фонда или планируют иные варианты совместной деятельности.

Для проектов с участием фонда целесообразно организовать клубное долговое финансирование с возможным привлечением группы Мирового банка, ЕБРР, Азиатского банка развития, банков развития и экспортно-импортных банков США и Канады, Китая, Японии, Индии, Сингапура, с использованием инструментов в рамках финансовых структур и совместных институтов развития ШОС и БРИК, привлечением коммерческого финансирования от банков России, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и иностранных коммерческих банков.

Следует ориентироваться на проекты или проектные возможности, по которым существуют международные обязательства России или перед Россией (обмен активами) - в связи с тем, что фонд уже сейчас сформирован как квазигосударственный инструмент.

Следует ориентироваться на проекты, по которым приняты или которые рассматриваются в данном регионе крупнейшими региональными международными банками и фондами - фонду должны быть предоставлены функции дополняющего и гарантирующего инвестора.

Проекты должны предполагать наличие дополнительных проектных (инвестиционных) возможностей для фонда и предполагаемого клуба инвесторов - таким образом может быть задействована инфраструктура будущих инвестиций: фондирование с револьверной функцией или функцией создания новых возможностей.

Фонд на территории макрорегиона должен взять на себя функции уполномоченного органа по развитию ГЧП, который обеспечивает поддержку субъектам Российской Федерации, относящимся к макрорегиону, муниципальным образованиям в первичном выявлении и отборе возможных проектов на территории макрорегиона, подготовке проектной и конкурсной документации, разработке проектов соглашений о государственно-частном партнерстве, в подготовке и проведении конкурсов, организации экспертизы проектов соглашений и конкурсной документации. Для этого необходимо:

определить функции и полномочия фонда в процессе отбора, структурирования и утверждения уполномоченными органами государственной власти проектов КРТ;

наделить фонд функциями координатора при формировании и утверждении проектов КРТ в целях обеспечения комплексности при отборе объектов инфраструктуры, строительство которых дает максимальный эффект для предполагаемых к реализации проектов, и полномочиями управляющей компании на стадии формирования и реализации утвержденных проектов КРТ;

предоставить фонду (по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются проекты комплексного развития) права уполномоченного концедента в рамках подготовки и реализации концессионных соглашений, заключаемых в рамках КРТ, в том числе в целях обеспечения выполнения долгосрочных государственных и муниципальных обязательств перед концессионерами;

разрешить фонду использовать субсидию Минфина России Внешэкономбанку для целей подготовки и структурирования проектов КРТ. Внести соответствующие изменения в Правила Минфина России о предоставлении субсидии Внешэкономбанку, утвержденные приказом Минфина России от 17 декабря 2012 г. N 160н.

Таким образом, фонд фактически должен стать девелопером в целях формирования и инвестором при реализации инвестиционных проектов за счет внебюджетного финансирования.

Основываясь на анализе инвестиционной среды Дальнего Востока и Байкальского региона, фондом были сформулированы условия и механизмы участия в подготовке и реализации инвестиционных проектов, которые были утверждены решением Совета директоров фонда в форме меморандума об инвестиционной политике фонда.

Фонд сосредоточил усилия на подготовке к реализации следующих проектов в области транспорта и энергетики:

создание энергетических мощностей и объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках проекта Совгаванско-Ванинского транспортного логистического узла с рассмотрением возможности замены угольной генерации на газовую со строительством газопровода-отвода от газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток;

строительство двухцепной высоковольтной линии электропередачи мощностью 220 кВ, пролегающей по пути Пеледуй - Чертово корыто - Сухой Лог - Мамакан с подстанциями мощностью 220/110/6 кВ (Чертово Корыто) и 220/110/3/6 кВ (Мамакан) при отсутствии бюджетного финансирования данного проекта;

создание энергетической инфраструктуры со строительством ВЛ 500 кВ "Нижнеангарская - Чара" протяженностью 677 км, ПС 500 кВ "Чара", ВЛ 220 кВ "ПС "Чара" - ПС "Удокан" протяженностью 34 км, ПС 220 кВ "Удокан";

строительство ВЛ 220 кВ Майя - Хандыга - Развилка - Нера Новая, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, в рамках проекта комплексного развития Томпонского горнопромышленного района (Яно-Колымская золоторудная провинция);

создание Дальневосточного аэропортового холдинга на базе ОАО "Хабаровский аэропорт" и консолидация крупнейших аэропортовых активов региона: Хабаровск (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Магадан (Магаданская область), Южно-Сахалинск, Оха, Ноглики, Шахтерск, Зональное, Менделеево, Итуруп (Сахалинская область);

развитие региональных авиационных перевозок на Дальнем Востоке на базе авиакомпании "Якутия", включая обновление парка воздушных судов, создание наземной инфраструктуры технического обслуживания воздушных судов нового поколения, строительство ангара и производственного комплекса, операционные мероприятия по внедрению новой самолетной техники и расширению географии полетов, создание первоначального склада запасных частей и приобретения специального оборудования;

строительство ГТУ-ТЭЦ на площадке Владивостокской ТЭЦ-2 в целях удовлетворения растущего спроса на тепло- и электроэнергию (при условии выделения Приморской генерации как обособленного инвестиционного проекта);

финансирование отдельных мероприятий Восточной газовой программы с целью создания объектов внешнего энергоснабжения газотранспортной инфраструктуры.

Кроме вышеперечисленных фондом сформированы и представлены в Правительство Российской Федерации две группы приоритетных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в ближайшей перспективе (2012 - 2015 годы) и в среднесрочной перспективе (2012 - 2018 годы).