4.2. Развитие государственно-частного партнерства
Особые географические, климатические, демографические и иные условия макрорегиона существенно ограничивают возможности повышения уровня бюджетного финансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Данные факторы сказываются и на снижении заинтересованности частного инвестора в реализации инвестиционных проектов на территории макрорегиона, в отличие от проектов в Европейской части России.
Таким образом, первостепенной задачей для целей привлечения внебюджетного финансирования и обоснованности увеличения государственного бюджетного финансирования инвестиционных проектов становится правовое закрепление особых условий реализации инвестиционных проектов на Востоке России.
Для улучшения условий привлечения внебюджетного финансирования на фоне существующих бюджетных ограничений ключевой мерой нормативного характера может стать разработка и принятие закона "О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона", в рамках которого необходимо обеспечить:
правовое закрепление особых условий ускоренного развития Дальнего Востока и формирование специализированного подхода к инвестиционным проектам, их государственной поддержке и предоставлению государственных и квазигосударственных (со стороны государственных институтов развития) гарантий;
индивидуально определенные льготы и преференции без распространения данных льгот на всю территорию России и/или на все субъекты Российской Федерации;
создание комфортных для частных инвесторов условий осуществления инвестиций в инфраструктурные проекты, включая нормы, обеспечивающие устранение правовых барьеров.
Закон может регламентировать следующие вопросы:
особые налоговые режимы для субъектов хозяйственной деятельности на территории макрорегиона;
дополнительная регламентация особенности бюджетных отношений через формирование инвестиционного фонда макрорегиона и региональных инвестфондов, например, установление комфортного для регионов уровня софинансирования;
регламентация создания и функционирования на территории макрорегиона особых экономических зон разных типов;
нормативное закрепление конкретных механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов;
особенности организации инвестиционной, предпринимательской и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе;
особенности ценовой и тарифной политики в регионе.
Для достижения заявленных целей закон должен содержать процедуру формирования первичного пакета, экспертизы и отбора проектов макрорегиона для государственной поддержки, гарантии бюджетных инвестиций в те проекты, которые могут быть реализованы за счет механизмов ГЧП и финансируемые из внебюджетных источников, формы государственной поддержки, условия предоставления государственного финансирования, налоговые льготы и преференции, механизмы защиты инвестиций, обеспечение рынков сбыта, отдельные мероприятия с целью оптимизации проектов в различных отраслях инфраструктуры, систему контроля, иные нормы.
Кроме того, в законе необходимо отразить изменения и дополнения в сопряженные нормативные правовые акты - налоговое, бюджетное, административное, земельное, градостроительное законодательство.
Среди форм ГЧП следует упомянуть механизм функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляющего софинансирование региональных и межрегиональных проектов, в том числе на стадии их структурирования и представления потенциальным инвесторам.
В то же время в условиях перехода к сбалансированному или слабодефицитному федеральному бюджету наполнение строки Инвестиционного фонда Российской Федерации затруднено, то есть в настоящее время за счет данной бюджетной строки в необходимых объемах не финансируется инфраструктура, которая могла бы обеспечить развитие новых производственных проектов, которые, в свою очередь, смогли бы принести дополнительные доходы бюджета и обеспечивать экономический рост, в том числе и на территории макрорегиона.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 марта 2012 г. N Пр-767 (подпункт "б" пункта 2) о подготовке в установленном порядке предложений по внесению изменений в законодательство, предусматривающих возможность реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП с использованием механизма финансирования создания объектов инфраструктуры за счет средств инвестора с последующей компенсацией его затрат из бюджетных средств, формируемых в результате дополнительных налоговых поступлений от реализации проектов, в том числе с применением инструмента Инвестиционного фонда Российской Федерации, Минэкономразвития России уже разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Минэкономразвития России совместно с Минрегионом России и Минфином России ведется соответствующая работа по совершенствованию механизмов предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в целях реализации крупных инфраструктурных проектов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей