Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.3. Меры правового регулирования, направленные на формирование особых условий реализации инвестиционных проектов на территории макрорегиона

4.3. Меры правового регулирования, направленные

на формирование особых условий реализации инвестиционных

проектов на территории макрорегиона

1. Формирование особых условий реализации инвестиционных проектов макрорегиона в рамках так называемого "контрактного ГЧП" возможно как путем внесения необходимых корректировок и дополнений в действующее федеральное и региональное законодательство, так и через принятие отдельного федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", закрепляющего:

процедуры инициирования и структурирования проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровнях, их связь с региональными и муниципальными средне- и долгосрочными стратегиями развития;

отраслевые особенности проектов ГЧП;

возможности финансового и имущественного участия и гарантий со стороны региональных и муниципальных бюджетов;

особенности проведения конкурсных процедур, составления контрактной и конкурсной документации, источники финансирования составления такой документации и механизма компенсации произведенных затрат за счет победителей конкурсов;

нормативное закрепление возможности совместного участия Российской Федерации, субъектов макрорегиона, муниципальных образований на стороне концедента при реализации комплексных проектов макрорегиона.

2. Нормативное закрепление понятия "комплексный инвестиционный проект" (КИП). Комплексным инвестиционным проектом признается совокупность отдельных инвестиционных проектов, локализация которых возможна в том числе и на территории нескольких субъектов (муниципальных образований) макрорегиона.

3. Улучшение инвестиционной привлекательности проектов в сфере создания и модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона.

В настоящий момент регулирование отношений в сфере железнодорожного транспорта отнесено к исключительным полномочиям Российской Федерации. При этом к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере железнодорожного сообщения относится только организация обслуживания населения в пригородном пассажирском сообщении.

Ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры железнодорожного транспорта является единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД". Данный факт требует вовлечения ОАО "РЖД" в инвестиционные проекты для устранения ограничений, возникающих в связи с неразвитостью железнодорожной инфраструктуры на территории макрорегиона.

Целесообразно пересмотреть подход к разграничению полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта. Для указанной цели необходимо внесение следующих корректировок в федеральное законодательство:

внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части включения в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет собственных средств, полномочий по содержанию, развитию и организации эксплуатации региональных, межрегиональных, межмуниципальных, муниципальных и пригородных железнодорожных линий, станций, вокзалов и сервисной инфраструктуры;

внести изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", дополнив список объектов регионального и местного значения железнодорожными путями общего пользования (включая мосты, тоннели и иные сооружения), проходящими по территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации, обслуживающими ограниченный круг предприятий и пассажиров в пределах субъекта Российской Федерации, примыкающими к магистральным путям федерального уровня, находящимся в собственности ОАО "РЖД". Возможно установление ограничения по количеству промежуточных станций на протяжении региональной железнодорожной линии;

дополнить Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в части распределения полномочий по приобретению, проектированию, строительству, реконструкции и содержанию объектов железнодорожного транспорта процедурой, согласно которой субъект Российской Федерации наделяется полномочиями по внесению предложений по развитию федерального железнодорожного транспорта на соответствующей территории и полномочиями по участию в таком развитии, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возможно включение положений, согласно которым федеральные органы исполнительной власти не вправе отказывать или препятствовать развитию железнодорожного транспорта федерального значения, если такое развитие не предполагает выделения средств федерального бюджета и не противоречит федеральным законам.

Все вышеприведенные предложения и рекомендации служат целям закрепления особого режима реализации проектов макрорегиона, при этом одновременно направлены на совершенствование нормативной базы, снятие существующих ограничений при реализации инвестиционных проектов и формирование единого правового пространства в сфере ГЧП на федеральном уровне.