2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы.
Подпрограмма подготовлена в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, нормативно-правовыми документами, регламентирующими развитие регионов в сфере АПК на долгосрочный период.
Приоритетом подпрограммы является повышение обеспечения населения регионов продуктами питания, устойчивое развитие сельских территорий, закрепление сельского населения. Агропромышленный комплекс является важной отраслью экономики территорий макрорегиона, которая позволяет подойти к обеспечению продовольственной самостоятельности регионов, уменьшить нагрузку на транспорт и логистические пункты и определяет жизнь значительной части сельского населения регионов.
Сплошная полоса расселения вдоль рек Амура и Уссури является важнейшим условием развития интенсивных отраслей АПК.
Сельское хозяйство, не претендуя на приоритетную значимость с точки зрения прироста ВРП макрорегиона, существенно влияет на стабильность социально-экономической ситуации, создание условий для комфортного проживания населения.
Интенсивное развитие сельского хозяйства в южных районах - буфер для сдерживания значительной внешней миграции.
Главной стратегической целью функционирования агропромышленного комплекса макрорегиона является обеспечение продовольственными ресурсами населения, проживающего на территории макрорегиона. Здесь следует отметить, что АПК, выступая в виде вспомогательного комплекса для развития добывающих и обрабатывающих производств, обеспечивая продовольствием в перспективе возрастающее промышленное население, может являться важным сектором экономики, определяющим жизнь почти четверти населения макрорегиона и производящим продукты региональной специализации, имеющие государственное значение.
Дополнительным стимулом регионального развития отрасли будет достижение целей и решение задач, поставленных в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, где говорится, что необходимо:
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
устойчивое развитие сельских территорий;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, сформулированы следующие основные приоритеты социальной и экономической политики (в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития), влияющие на развитие агропромышленного комплекса:
содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;
содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Все это будет способствовать формированию среды для создания новых и реконструкции имеющихся сельскохозяйственных организаций, обеспечению необходимых условий для функционирования КФХ и хозяйств населения.
Развитие сельского хозяйства имеет большое значение для стабилизации социально-экономической ситуации и формирования комфортной среды обитания на территории макрорегиона. Реабилитация и развитие данной отрасли являются основой сокращения миграционного оттока и дальнейшего освоения дальневосточного пространства.
Приход в макрорегион крупных промышленных инвесторов будет важным стимулом для вовлечения в агропромышленный бизнес не только их денежных средств, но и инвестиций собственно агропромышленных холдингов и фирм. В данном случае существенное значение будет иметь реализация комплексных инвестиционных проектов, предусмотренных подпрограммой 1 "Повышение эффективности экономики Дальнего Востока и Байкальского региона" настоящей государственной программы.
Суровые климатические условия на большей части территории региона, сложность ведения хозяйства предполагают всемерную поддержку развития производства сельскохозяйственной продукции на основе дополнительного (в виде дотаций) стимулирования сельскохозяйственных организаций, а также через сельскохозяйственные потребительские кооперативы и ЛПХ, занимающиеся необходимыми для региона отраслями сельского хозяйства, на основе современных инновационных технологий с использованием высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов растений, вовлекая новые ресурсы для увеличения производства продукции, например использование геотермальных вод.
Для агропромышленного комплекса приоритетными направлениями развития являются:
перевод животноводческого сектора на промышленную основу за счет технической и технологической модернизации скотоводческих ферм и повышения доли рентабельных культур в структуре посевных площадей;
усиление научного обеспечения и внедрение инновационных разработок на предприятиях, расположенных непосредственно в точках роста промышленного потенциала.
Необходимо создание экономических условий для оснащения растениеводческих хозяйств современной ресурсосберегающей техникой, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства, привлечения в отрасль инвестиций, разработки и внедрения инновационных технологий.
Требуется коренное изменение условий жизни на селе, включая развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села, комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений, создание инфраструктуры занятости сельского населения и подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства по специальностям, востребованным в сельскохозяйственных организациях макрорегиона. В конечном итоге это будет способствовать закреплению сельского населения и адаптации в сельской местности переселенцев.
Важной задачей является выравнивание диспропорций в сельскохозяйственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. В частности, государственную поддержку необходимо направить на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, а также поголовья в традиционных отраслях животноводства - оленеводстве, табунном коневодстве, овцеводстве. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов макрорегиона. Повышение эффективности растениеводства связано с доступностью в приобретении качественных семян.
Доля продукции, производимой в общественном секторе сельского хозяйства, в восточных районах страны довольно велика, изменяясь в значительных пределах: от 98 процентов в Чукотском автономном округе до 7 - 13 процентов в Еврейской аватономной области, Республике Бурятия и Забайкальском крае. Поэтому важнейшим направлением развития сельского хозяйства, а также перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей должна стать многоукладность - сочетание традиционных личных и семейных форм ведения сельского хозяйства (КФХ, репатриировавшиеся соотечественники, коренные малочисленные народы) с одним спектром специализаций (овощеводство, картофелеводство, женьшеневодство, отдельные направления животноводства) и современные крупные хозяйства с другими специализациями (свиноводство, зерновой комплекс, откормочные комплексы, птицеводство, растениеводство).
Развитие подотраслей растениеводства и повышение урожайности зерновых культур (в том числе сои) имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей региона на внутреннем и мировом рынках. Развитие ряда подотраслей следует ориентировать на малые формы хозяйства - ЛПХ и КФХ, предусмотрев равные права по реализации произведенной продукции и доступу к элементам производственной и транспортной инфраструктуры.
Наиболее перспективным для региона является создание благоприятных условий для самообеспечения, а впоследствии и поставок зерновых и зернобобовых культур, произведенных на территории макрорегиона, на емкий Азиатско-Тихоокеанский рынок. Вместе с тем возможности экспорта зерна ограничиваются значительными транспортными издержками и отсутствием перевалочных мощностей для отгрузки зерна в дальневосточных портах, в связи с чем требуется строительство необходимой инфраструктуры и введение понижающих коэффициентов к действующим железнодорожным тарифам на провоз зерна и продуктов его переработки, включая сою и соевый шрот.
Необходимо, учитывая возрастающую продуктовую экспансию окружающих государств в приграничные районы Российской Федерации, предусмотреть создание конкурентных преимуществ для аналогичной продукции российских сельхозтоваропроизводителей, и вместе с тем использовать имеющийся опыт, накопленный странами-соседями по производству сырья и его переработке, для формирования прочных основ приграничного сотрудничества.
Агропромышленный комплекс Байкальского региона обладает определенной спецификой, отличающей его от большинства субъектов Российской Федерации, расположенных в макрорегионе. Регион способен достичь уровня достаточной продовольственной безопасности по зерну и зернопродуктам, мясу, полностью удовлетворив внутренние потребности в картофеле, овощах, цельномолочных продуктах. Республика Бурятия и Забайкальский край в межрегиональном разделении труда станут территориями с выраженной специализацией на производстве говядины, конины, баранины, шерсти.
Агропромышленный комплекс Байкальского региона и Камчатского края должен обеспечить потребности развивающейся туристической отрасли в натуральных, экологически чистых продуктах растениеводства и животноводства, что согласуется с задачами, определяемыми в подпрограмме 11.
Республика Бурятия продолжит развитие и укрепление инфраструктуры и территориально-отраслевых агропищевых кластеров, диверсификацию производства на селе.
В связи с особым режимом хозяйственной деятельности в Байкальской природной территории в республике ограничено использование гербицидов, пестицидов и химических удобрений, поэтому одним из важных факторов, восполняющих недостаток кормовой базы в животноводстве, должно стать развитие мелиорации земель сельскохозяйственных угодий.
Выделяются четыре сельскохозяйственные зоны региональной специализации сельскохозяйственного производства:
юг Дальнего Востока - выращивание сои, риса (российский компонент), зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство (региональный компонент), пантовое оленеводство (российский компонент), молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство (региональный компонент);
север Дальнего Востока - формирование "пятен" высокоиндустриального сельского хозяйства вокруг ядер точечного развития регионов (пригородная специализация на основе подсобных хозяйств предприятий с привлечением продукции местного населения) - местный компонент; северное оленеводство (российский компонент);
Центральная Якутия - разведение местных пород лошадей (российский компонент), мясо-молочное скотоводство (региональный компонент), зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство (местный компонент);
Байкальский регион - зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство (региональный компонент), молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство (региональный компонент), табунное коневодство (местный компонент).
Минимальный уровень развития АПК - обеспечение социального (государственного) заказа на продовольствие, беспрерывное снабжение предприятий социальной сферы и военных организаций производимыми в регионе продуктами питания.
Максимальный уровень развития АПК - полная обеспеченность местными продуктами питания всего населения в рамках интеграционных процессов между территориями макрорегиона.
Одним из важных направлений возможного прорывного развития некоторых отраслей сельского хозяйства может стать реализация задач Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (разделы "Сельскохозяйственная и пищевая биотехнология", "Промышленная биотехнология"), утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации (N 1835п-П8 от 24 апреля 2012 г.).
Подробное описание результатов реализации указанной программы отражено в подпрограмме 1 "Повышение эффективности экономики Дальнего Востока и Байкальского края" настоящей государственной программы.
Использование биотехнологий в сельском хозяйстве таких экстремальных районов ориентировано на стабилизацию развития сельскохозяйственного производства, увеличение производства продукции как элемента решения проблемы продовольственной безопасности, получение высококачественных, экологически чистых продуктов питания, переработку отходов сельскохозяйственного производства, восстановление плодородия почв. В данном направлении наиболее приоритетным является создание новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных, на основе использования адаптивных признаков, характерных именно для данных территорий, в том числе и за счет выведения новых территориальных геномов сортов растений и пород животных; разработка и внедрение методов геномной паспортизации для повышения эффективности селекционно-племенной работы, технологий клонирования животных-производителей; производство биопрепаратов для растениеводства; производство кормовых добавок для сельскохозяйственных животных; производство ветеринарных биопрепаратов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей