Подраздел II.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
Подраздел II.1. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Согласно официальной методике разработки государственных программ приоритеты государственной политики определяются прежде всего посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Следовательно, при формулировании целей и задач социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо опираться на те сформулированные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритеты, которые непосредственно касаются государственной политики по отношению к востоку России.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. предложены следующие приоритеты государственной политики, имеющие непосредственное отношение к развитию Дальнего Востока и Байкальского региона:
создание привлекательных условий жизни для населения на территории макрорегиона;
создание новой, современной социальной среды во всех российских регионах, городах, поселках;
развитие колоссального потенциала Сибири и Дальнего Востока с задачей занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом динамично развивающемся регионе мира;
создание новой географии экономического роста и рынка труда, новых отраслей и новых центров промышленности, науки и образования;
создание и укрепление экономической базы территорий, превращение всех без исключения российских регионов в экономически самостоятельные;
укрепление позиций в космосе, ядерной энергетике; возрождение базовых отраслей: авиа-, судо-, приборостроения на новом уровне и на новой технологической основе; воссоздание национальной электронной промышленности; развитие производства композитов и редкоземельных металлов, биотехнологий и генной инженерии, IT-технологий; развитие и внедрение новых принципов градостроительства, инжиниринга и промышленного дизайна;
использование гособоронзаказа и модернизации оборонно-промышленного комплекса для обновления промышленности, развития науки и технологий;
обеспечение российской экономики "дешевыми" и "длинными" кредитными деньгами;
повышение конкурентоспособности всех ключевых факторов ведения бизнеса в России: от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции; подготовка "дорожных карт" улучшения инвестиционного климата;
осуществление конкретных шагов по стимулированию экономического роста на территории макрорегиона; подготовка мер, включающих налоговые каникулы для стартапов - новых предприятий, а также мер по развитию энергетики, инфраструктуры и т.д.;
осуществление прорыва в строительстве дорог; удвоение объема дорожного строительства в ближайшее десятилетие;
приоритетное развитие региональной авиации, морских портов, Северного морского пути, БАМа, Транссиба и других транзитных коридоров.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 в качестве приоритета рассматривается в том числе разработка в целях модернизации и инновационного развития экономики предложений по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, включая предложения по обеспечению транспортных связей с труднодоступными территориями.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 в состав приоритетов включено содействие ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока путем наращивания масштабов международного сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, сформулированы следующие основные приоритеты социальной и экономической политики в стране.
В области развития человеческого потенциала:
принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
решение основных социальных проблем военнослужащих;
преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии с 2010 года устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам);
структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.
В области создания высококонкурентной институциональной среды:
либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;
создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;
поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;
сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики.
В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;
содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;
содействие развитию малого и среднего бизнеса.
В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:
преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), развертывание масштабных инвестиционных проектов в энергетике;
завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;
реализация масштабных проектов по развитию транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения и бизнеса.
В области укрепления внешнеэкономических позиций России:
расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;
развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки.
В области сбалансированного пространственного развития:
создание новых центров развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;
формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.
Согласно Основам государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Исходя из перечисленных выше приоритетов государственной социально-экономической политики и ее долгосрочных целей, а также принимая во внимание ресурсные возможности и конкурентные преимущества макрорегиона, сформулированы приоритеты развития макрорегиона.
Главными из этих приоритетов являются значительное повышение уровня и качества жизни населения на территории макрорегиона; создание условий для опережающих темпов роста экономики и социальной сферы на территории макрорегиона; обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории макрорегиона; кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов; ускоренное развитие инфраструктурного каркаса восточных регионов; преодоление структурных диспропорций за счет быстрого развития перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики макрорегиона, а также сферы высоких технологий; реализация комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих широкий спектр мультипликативных эффектов на территории макрорегиона, в том числе обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природных систем (более подробно см. подраздел I.2).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей