Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подраздел II.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы

Подраздел II.1. Приоритеты государственной политики

в сфере реализации государственной программы

Согласно официальной методике разработки государственных программ приоритеты государственной политики определяются прежде всего посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Следовательно, при формулировании целей и задач социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо опираться на те сформулированные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритеты, которые непосредственно касаются государственной политики по отношению к востоку России.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. предложены следующие приоритеты государственной политики, имеющие непосредственное отношение к развитию Дальнего Востока и Байкальского региона:

создание привлекательных условий жизни для населения на территории макрорегиона;

создание новой, современной социальной среды во всех российских регионах, городах, поселках;

развитие колоссального потенциала Сибири и Дальнего Востока с задачей занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом динамично развивающемся регионе мира;

создание новой географии экономического роста и рынка труда, новых отраслей и новых центров промышленности, науки и образования;

создание и укрепление экономической базы территорий, превращение всех без исключения российских регионов в экономически самостоятельные;

укрепление позиций в космосе, ядерной энергетике; возрождение базовых отраслей: авиа-, судо-, приборостроения на новом уровне и на новой технологической основе; воссоздание национальной электронной промышленности; развитие производства композитов и редкоземельных металлов, биотехнологий и генной инженерии, IT-технологий; развитие и внедрение новых принципов градостроительства, инжиниринга и промышленного дизайна;

использование гособоронзаказа и модернизации оборонно-промышленного комплекса для обновления промышленности, развития науки и технологий;

обеспечение российской экономики "дешевыми" и "длинными" кредитными деньгами;

повышение конкурентоспособности всех ключевых факторов ведения бизнеса в России: от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции; подготовка "дорожных карт" улучшения инвестиционного климата;

осуществление конкретных шагов по стимулированию экономического роста на территории макрорегиона; подготовка мер, включающих налоговые каникулы для стартапов - новых предприятий, а также мер по развитию энергетики, инфраструктуры и т.д.;

осуществление прорыва в строительстве дорог; удвоение объема дорожного строительства в ближайшее десятилетие;

приоритетное развитие региональной авиации, морских портов, Северного морского пути, БАМа, Транссиба и других транзитных коридоров.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 в качестве приоритета рассматривается в том числе разработка в целях модернизации и инновационного развития экономики предложений по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, включая предложения по обеспечению транспортных связей с труднодоступными территориями.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 в состав приоритетов включено содействие ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока путем наращивания масштабов международного сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, сформулированы следующие основные приоритеты социальной и экономической политики в стране.

В области развития человеческого потенциала:

принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

решение основных социальных проблем военнослужащих;

преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии с 2010 года устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам);

структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.

В области создания высококонкурентной институциональной среды:

либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;

создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;

сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики.

В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;

содействие развитию малого и среднего бизнеса.

В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), развертывание масштабных инвестиционных проектов в энергетике;

завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

реализация масштабных проектов по развитию транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения и бизнеса.

В области укрепления внешнеэкономических позиций России:

расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки.

В области сбалансированного пространственного развития:

создание новых центров развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;

формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.

Согласно Основам государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду.

Исходя из перечисленных выше приоритетов государственной социально-экономической политики и ее долгосрочных целей, а также принимая во внимание ресурсные возможности и конкурентные преимущества макрорегиона, сформулированы приоритеты развития макрорегиона.

Главными из этих приоритетов являются значительное повышение уровня и качества жизни населения на территории макрорегиона; создание условий для опережающих темпов роста экономики и социальной сферы на территории макрорегиона; обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории макрорегиона; кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов; ускоренное развитие инфраструктурного каркаса восточных регионов; преодоление структурных диспропорций за счет быстрого развития перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики макрорегиона, а также сферы высоких технологий; реализация комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих широкий спектр мультипликативных эффектов на территории макрорегиона, в том числе обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природных систем (более подробно см. подраздел I.2).