Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Транспортно-географическое положение

Дальний Восток и Байкальский регион являются важными звеньями естественного транспортного моста между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. С одной стороны, это сухопутный мост, основой которого являются Транссиб и БАМ. Их суммарная пропускная способность превышает 110 млн. т грузов в год и может быть увеличена путем глубокой модернизации, в том числе за счет строительства второго пути на всем протяжении БАМа. Более того, современные технологии позволяют уже в ближайшие годы приступить к организации скоростного железнодорожного сообщения на базе Транссиба.

Еще двумя прорывными проектами, принципиально меняющими транспортную ситуацию на Дальнем Востоке, могут стать строительство железнодорожного перехода на остров Сахалин и строительство транскорейской железнодорожной магистрали с выходом в российское Приморье.

С другой стороны, Дальний Восток уже обладает базовой портовой инфраструктурой - здесь расположены 29 из 66 российских морских портов, в том числе такие крупные, как Восточный, Находка, Владивосток, Ванино. При этом навигация во всех основных дальневосточных портах круглогодичная. Сочетание развитой портовой инфраструктуры и ускоренного сухопутного сообщения в будущем многократно увеличит возможности региона по оказанию транзитных транспортных услуг.

Уже сейчас через порты Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области, по нефтепроводу Россия - Китай (Сковородино - Дацин) и по железной дороге ведутся масштабные поставки сырой нефти из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР). Основная часть экспорта нефтепродуктов приходится на порты Находка и Ванино, организованы также поставки из Владивостока, Славянки, Советской Гавани. Экспорт нефтепродуктов по железной дороге в Китай ведется главным образом через п. Забайкальск, в Монголию - через Наушки.

Природный газ, добываемый в макрорегионе, пока экспортируется только в сжиженном виде с терминала на Сахалине. Однако уже достаточно скоро планируется начать экспортные поставки сжиженного природного газа (СПГ) по проектируемым трансграничным трубопроводам.

Определенную конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для грузов из Северной Америки и Японии, может составить Северный морской путь - при надлежащем развитии его инфраструктуры.