3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать ряд мероприятий. Первые пять касаются модернизации отдельных подотраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты. Мероприятия включают создание и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры основных подотраслей социальной сферы.
Повышение качества и доступности всего комплекса предоставляемых социальных услуг требует не только создания новых и реконструкции имеющихся учреждений социальной инфраструктуры, но и оснащения их современным оборудованием, а также подготовки и закрепления профессиональных кадров, без чего новые объекты не смогут реализовать свой потенциал.
Основное мероприятие 8.1 "Развитие системы учреждений здравоохранения в макрорегионе".
Мероприятие по повышению качества и доступности услуг здравоохранения включает:
реконструкцию и расширение медицинских учреждений республиканского, краевого и областного уровней, которые должны оказывать в том числе высокотехнологичную помощь населению;
реконструкцию и строительство новых объектов здравоохранения в муниципальных образованиях макрорегиона;
переоснащение лечебных учреждений макрорегиона оборудованием, позволяющим оказывать специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь.
В числе приоритетных направлений деятельности - создание сети современных перинатальных центров, а также детских больниц и поликлиник.
В регионе стоит проблема онкологических заболеваний, связанная в том числе с поздним выявлением заболеваний, а также наметившимися тенденциями старения населения в южных, наиболее плотно населенных районах. Для решения данной проблемы планируется расширение сети онкологических диспансеров.
Постепенное увеличение показателей заболеваемости системы кровообращения, связанное как с изменениями социально-экономических условий, так и старением населения, требует расширения сети кардиологических диспансеров.
Также для региона остается весьма актуальным развитие сети учреждений здравоохранения, направленных на лечение социально значимых заболеваний: туберкулеза и наркомании.
В макрорегионе остро стоит проблема квалифицированных медицинских кадров, особенно на уровне районных больниц и поликлиник. Частичному ее решению может способствовать формирование межрегиональной сети крупных медицинских центров для оказания определенных медицинских услуг как жителям своего, так и других субъектов Российской Федерации макрорегиона.
Основное мероприятие 8.2 "Развитие системы образовательных организаций в макрорегионе".
Мероприятие по повышению качества и доступности услуг образования включает:
строительство и реконструкцию дошкольных образовательных организаций и организаций общего образования в населенных пунктах;
расширение учебных площадей и развитие материальной базы вузов региона;
создание межрегиональных образовательных организаций для одаренных детей;
внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, включая требования к уровню подготовки выпускников различных уровней общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности.
Повышение доступности дошкольного образования будет достигаться за счет гибкости образовательных программ, включающих группы кратковременного пребывания и группы дошкольного образования при организациях общего образования.
Необходимо формировать систему связанных между собой образовательных организаций, которые бы позволяли обучающимся раскрывать свой творческий потенциал, предоставляя широкий набор образовательных услуг разного типа, и способствовали профессиональной ориентации обучающихся, формировали навыки непрерывного образования.
Важным направлением можно считать создание школ, школ-интернатов, центров (на базе крупных университетов) для одаренных детей, которые бы в условиях пространственной разобщенности Дальнего Востока и Байкальского региона способствовали общению и быстрому творческому развитию талантливой молодежи.
Создание современной сети образовательных организаций требует развития информационных технологий, внедрения элементов дистанционного образования, развития контактов с другими образовательными организациями.
Предполагается дальнейшее развитие Всероссийского детского центра "Океан" - организации, ориентированной в первую очередь на отдых одаренных детей и детей с ограниченными способностями здоровья с Дальнего Востока, Сибири и Урала. Для дальнейшего развития лагеря и создания условий для полноценного отдыха необходимо строительство новых объектов: корпусов для размещения отдыхающих, спортивных сооружений, медицинского изолятора, столовой, киноконцертного зала, жилья для обслуживающего персонала, инженерной инфраструктуры.
Основное мероприятие 8.3 "Развитие системы учреждений культуры в макрорегионе".
Восстановление сети учреждений культуры ориентировано на организацию досуга и развитие творческого потенциала в первую очередь молодежи, расширение возможностей для общения, развития социального капитала, доступа к современным информационным технологиям. Оно предполагает строительство новых и реконструкцию существующих домов культуры, центров досуга, библиотек.
В ряде субъектов Российской Федерации реализация данного мероприятия направлена на создание или модернизацию учреждений культуры регионального и межрегионального значения, а также многофункциональных объектов, в том числе выставочных, инновационных культурных центров.
Для создания привлекательного образа макрорегиона и формирования региональной идентичности необходимо развитие и модернизация объектов, охраняющих культурное и природное наследие. В данном мероприятии предусматривается и поддержка программ реконструкции ряда памятников культуры и архитектуры, важных элементов исторической городской среды центров субъектов Российской Федерации макрорегиона.
Предусматривается расширение числа объектов регионального уровня, в том числе пропагандирующих и популяризирующих культурные традиции этнических и этнографических групп, проживающих в макрорегионе.
Основное мероприятие 8.4 "Развитие системы учреждений физической культуры и спорта в макрорегионе".
Мероприятие по повышению качества и доступности услуг учреждений физической культуры и спорта нацелено прежде всего на формирование здорового образа жизни среди населения, призвано противостоять росту алкоголизма и наркомании и сохраняющихся на высоком уровне заболеваемости и смертности среди населения и включает:
строительство и реконструкцию спортивных объектов регионального уровня, которые могут использоваться для проведения спортивных состязаний регионального и межрегионального уровня;
реконструкцию, капитальный ремонт и строительство новых физкультурно-оздоровительных комплексов, баз ДЮСШ в районных центрах и крупных населенных пунктах.
Подпрограмма предусматривает поддержку строительства особо важных для субъектов Российской Федерации спортивных объектов и центров подготовки спортсменов высшей квалификации по базовым для субъекта Российской Федерации видам спорта. Также приоритетным является развитие спортивной инфраструктуры в районах реализации комплексных инвестиционных проектов.
Развитие и активная эксплуатация сети спортивных объектов, регулярное проведение спортивных соревнований регионального и межрегионального уровня будут способствовать развитию связей между субъектами Российской Федерации макрорегиона.
Основное мероприятие 8.5 "Развитие системы учреждений социальной защиты в макрорегионе".
Мероприятие по повышению качества и доступности услуг учреждений социальной защиты предполагает развитие как стационарных учреждений социальной защиты, так и центров обслуживания пенсионеров и инвалидов.
Сохраняется необходимость оснащения социальных учреждений в соответствии с современными требованиями. Необходимо увеличить коечную сеть в учреждениях стационарного социального обслуживания в целях обеспечения соответствия утвержденным санитарно-гигиеническим нормам количества квадратных метров жилой площади на одного проживающего.
Предоставление социальных и социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам непосредственно на дому имеет ряд преимуществ: в значительной степени сокращаются расходы на социальное обслуживание по сравнению с предоставлением его в учреждениях временного пребывания или в стационарных учреждениях.
Сохраняющаяся очередность на помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания и получение социальных услуг на дому свидетельствует о недостаточности койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также необходимости развития нестационарного социального обслуживания на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.
Особое внимание при этом необходимо уделить развитию системы социального обслуживания населения приграничных субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, к которым относятся Амурская область, Приморский, Хабаровский и Забайкальский края, Еврейская автономная область, Республика Бурятия.
Основное мероприятие 8.6 "Развитие и модернизация коммунальной энергетики и жилищного фонда, в том числе в районах с повышенной сейсмической активностью".
Комплекс мероприятий по развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры нацелен на разные аспекты формирования нормальной среды обитания в населенных пунктах макрорегиона, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, стимулирование и развитие жилищного строительства, повышение доступности жилья:
повышение обеспеченности жильем граждан путем стимулирования строительства жилья разного типа;
увеличение объемов строительства жилья экономического класса, муниципального жилья, малоэтажного жилого строительства;
снижение доли ветхого и аварийного жилья;
развитие и модернизация инженерной коммунальной инфраструктуры населенных пунктов региона: реконструкцию систем тепло- и водоснабжения, очистных сооружений, а также строительство модульных котельных.
Приоритетными выступают объекты, располагающиеся в зонах реализации комплексных инвестиционных проектов. При этом учитывается характер эксплуатации осваиваемых в ходе реализации КИПов природных ресурсов и целесообразность привлечения для этого значительных групп постоянного населения.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
В целях обеспечения комплексного освоения территорий макрорегиона необходимы механизмы по обеспечению объектов социальной и жилищной сферы необходимой инженерной инфраструктурой.
Создание безопасных условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в районах с повышенной сейсмической активностью относится к сейсмоопасным регионам - Камчатскому краю и Магаданской области - и предполагает дополнительные мероприятия при строительстве или возведении инженерных объектов, а также разработку мер обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основное мероприятие 8.7 "Строительство жилья для переселенцев".
Данный комплекс мероприятий нацелен на стимулирование переселения на Дальний Восток и в Байкальский регион, в том числе в развивающиеся опережающими темпами районы, с учетом реализации инвестиционных проектов. Кроме того, он включает мероприятия по привлечению мигрантов из западных регионов Российской Федерации, а также соотечественников.
Данное мероприятие будет способствовать переселению желающих в более благоприятные с природно-климатической точки зрения, развивающиеся опережающими темпами или важные с геополитической точки зрения приграничные районы в пределах макрорегиона. Это будет способствовать оптимизации структуры населения в труднодоступных районах и районах Крайнего Севера.
Основное мероприятие 8.8 "Развитие пассажирского авиационного сообщения".
Комплекс мероприятий предусматривает развитие авиационного пассажирского сообщения как одной из важных мер усиления транспортной связности макрорегиона. Для поддержки выбраны два основных типа авиалиний:
во-первых, связывающие основные региональные центры макрорегиона с межрегиональными центрами - г. Хабаровском и г. Владивостоком;
во-вторых, для некоторых регионов, имеющих наиболее слабо развитую сеть наземного транспорта и изолированные ареалы расселения, внутрирегиональных перевозок.
Выход большинства регионов на общероссийские и международные линии на данном этапе наиболее целесообразен через сеть базовых аэропортов, выполняющих межрегиональные функции, в первую очередь городов Хабаровска и Владивостока. Для этого необходимо развивать авиаперевозки между региональными центрами макрорегиона.
Внутрирегиональные рейсы крайне необходимы для повышения комфортности проживания жителей глубинных и отдаленных районов и повышения доступности для их населения социальных услуг более высокого уровня.
Подобные меры будут способствовать и решению одной из важных задач госпрограммы - приближению жизненного уровня населения к среднероссийскому уровню.
Основное мероприятие 8.9 "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов макрорегиона".
Данное мероприятие предполагает развитие традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов макрорегиона, а также развитие социальной инфраструктуры в местах их проживания.
Решение проблем социальной сферы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Байкальского региона тесно связано с созданием условий для устойчивого развития их традиционного хозяйства на основе соблюдения природоохранных норм, возможностей для сохранения и воспроизводства традиционных форм жизнеобеспечения, национальных институтов самоуправления.
Поэтому предусматриваемая государственная поддержка устойчивого развития коренных малочисленных народов региона в значительной степени направляется:
на развитие материальной базы традиционных производств: оленеводства, рыболовного и зверобойного промысла, а также выпуск изделий художественных промыслов и ремесел;
на осуществление природовосстановительных мероприятий, а также компенсацию за возможный ущерб их исконной среде обитания деятельностью хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Мероприятия должны быть направлены на развитие национального малого бизнеса в секторе услуг мест традиционного проживания, в том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации, создание факторий в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией, торгового, бытового, транспортного обслуживания кочевых оленеводов и полукочевых охотников-промысловиков и рыбаков в местах их производственной деятельности.
Развитие традиционных промыслов призвано решить и другую серьезную проблему - обеспечение представителей коренных малочисленных народов физиологически необходимыми им продуктами питания, включающими натуральные продукты их традиционных промыслов.
Это направление может включать:
восстановление и техническое переоснащение комплексных убойно-приемных пунктов оленей, промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад;
проведение мероприятий по развитию звероводства, восстановлению поголовья и строительству новых звероводческих ферм, создание предпосылок к рациональному использованию оленьих пастбищ, применению изгородного выпаса стад;
восстановление государственной финансовой поддержки приобретения стройматериалов, снаряжения и инвентаря для охоты и рыбной ловли, лодочных моторов, мини-пекарен, продуктов питания, средств защиты и пожаротушения, спецавтотранспорта повышенной проходимости национальными малыми предприятиями и общинами коренных жителей, занятыми традиционным жизнеобеспечением.
Кроме того, в сфере образования для регионов проживания коренных малочисленных народов необходимо предусмотреть восстановление и развитие системы трудовой подготовки и переподготовки кадров для традиционных видов хозяйственной деятельности и содействия занятости коренных малочисленных народов, которая бы базировалась в том числе и на освоении представителями этих народов, наряду с современными технологиями, традиционных знаний.
Передачу традиционных знаний о хозяйстве и социальном устройстве необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы представители коренных малочисленных народов могли сделать осознанный выбор между ведением традиционного хозяйства и другими видами деятельности.
Это, в свою очередь, требует разработки специальных учебных пособий и учебных программ для разных возрастных категорий, подготовленных профессиональными методистами, специалистами по традиционной культуре и представителями коренных малочисленных народов.
Территории проживания коренных малочисленных народов, как правило, имеют менее плотную сеть социальной инфраструктуры. Поэтому в районах их проживания предусматривается создание комплексов социальных учреждений разного профиля - образования, культуры, здравоохранения.
Основное мероприятие 8.10 "Обеспечение безопасности жизнедеятельности в макрорегионе".
Одним из важнейших условий повышения комфортности проживания на территории макрорегиона, отличающегося на значительной своей части экстремальными природно-климатическими условиями и значительными рисками возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, выступает развитие сети центров управления в кризисных ситуациях по субъектам Российской Федерации, строительство и реконструкция объектов государственной инспекции по маломерным судам, поисково-спасательных отрядов.
Кроме того, подпрограммой предусматривается проведение мероприятий по внедрению комплексных систем обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий в макрорегионе.
Данные меры особенно актуальны в условиях реализации на территории макрорегиона крупных экономических и инфраструктурных проектов, а также значительной роли в транспортной системе региона разных видов водного транспорта.
Они необходимы не только для обеспечения нормальной жизнедеятельности местного населения, но и для повышения безопасности, а значит, качества предоставляемых в регионе рекреационных услуг. Значительная часть туристов, посещающая макрорегион, ориентирована на различные формы активного отдыха за пределами городов, подчас на значительном удалении от крупных центров, что создает дополнительную серьезную нагрузку на подразделения МЧС России. Предполагаемый в перспективе рост рекреационного потока требует упреждающего развития материальной базы соответствующих служб.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей