Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы

3. Характеристика ведомственных целевых программ

и основных мероприятий подпрограммы

Структурное развитие лесного комплекса макрорегиона в условиях ограниченного параметрами государственной программы финансового обеспечения осуществляется в основном для развития внешнего и внутреннего рынков конкурентоспособной, экологически чистой продукции с использованием природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Инвестиционные приоритеты развития лесного комплекса макрорегиона определяются общепринятыми параметрами "зеленого развития" или "зеленой экономики":

1) минимальное потребление энергии на производство единицы продукции;

2) замещение углеродсодержащих энергоносителей (нефть, газ, уголь) на альтернативные источники энергии (солнце, ветер, приливы, биотопливо, термальные воды);

3) повсеместное использование экологических платежей за загрязнение окружающей природной среды;

4) поэтапная замена экологическими налогами традиционных налогов на труд и капитал.

Предлагаются несколько направлений инвестиций в развитие производства различных видов перспективных лесоматериалов и продукции из древесины с высокой добавленной стоимостью, которые могут найти применение как на внутреннем рынке потребления макрорегиона (в строительстве и мебельном производстве), так и за пределами региона:

производство пиломатериалов и профилированного бруса,

производство клееных балок из строганой древесины,

производство клееных щитов,

производство клееной древесины из фрезерованного шпона (Kerto-LVL),

производство деревянных домов из оцилиндрованного бревна и профилированного бруса,

производство деревянных домов сборно-панельной конструкции по голландской каркасной технологии,

производство окон и дверей.

Из анализа деятельности уже существующих на территории макрорегиона лесопромышленных предприятий следует, что большая часть из них, специализирующаяся в основном на производстве обычных пиломатериалов, дверных и оконных блоков, нуждается в обновлении и расширении производства и модернизации оборудования. Таким образом, в рамках подпрограммы сформировано основное мероприятие "Развитие деревообрабатывающего комплекса", объединяющее 29 проектов в субъектах макрорегиона с общим объемом финансирования 61045610,2 тыс. рублей и не требующих средств федерального бюджета.

В рамках создания крупных промышленных узлов и зон с формированием транспортно-логистических узлов и сети опорных населенных пунктов предусматривается создание новых и развитие существующих лесоперерабатывающих производств, базирующихся на механизме ГЧП, с полным циклом переработки древесины, основанной на инновационных технологиях и выпуске продукции с добавленной стоимостью. Проекты обеспечат мультипликативный эффект создаваемых производств, направленный на развитие опорных населенных пунктов, за счет строительства деревянных домов, решения кадровых вопросов, развития топливно-энергетического комплекса за счет производства биотоплива.

К крупнейшим относятся проекты создания лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в г. Усть-Куте Иркутской области; строительства завода по производству ОСП, МДФ, ДСП и древесно-волокнистых изоляционных плит в г. Свирске Иркутской области, производства строганых и профилированных пиломатериалов, топливных гранул в пос. Березовый Солнечного района Хабаровского края, производства облагороженных пиломатериалов и комплектующих изделий для деревянного домостроения в пос. Сукпай района имени Лазо Хабаровского края, лесопромышленного центра глубокой переработки сырья и завода по производству щепы в г. Амурске Хабаровского края, комплексного деревообрабатывающего производства в Сахалинской области.

В Республике Саха (Якутия) будут формироваться вертикально интегрированные лесопромышленные структуры на базе существующих предприятий в Алданском, Ленском, Олекминском и Усть-Майском районах по производству клееной продукции, комплектов деревянных домов и строительных материалов, биотоплива.

В Южной и Восточной зонах Республики Бурятия планируется создание крупных производств по выпуску плит OSB, картона, клееной продукции и строительных материалов.

Особое значение для региона имеет реализация проекта развития лесопромышленного комплекса в зоне БАМа Амурской области на основе технологического цикла безотходной переработки древесины по производству шпона, плит МДФ и ОСБ, сухих лесоматериалов. Формирование лесопромышленного комплекса будет осуществляться на основе сочетания опорной сети расселения вдоль транспортного коридора Байкало-Амурской магистрали и вахтовых поселков лесозаготовителей. Планируется построить дороги комплексного межотраслевого назначения, в первую очередь к месторождениям природных ресурсов, лесным массивам, и лесные дороги круглогодичного пользования. Переработка древесины будет осуществляться на основе полного комплексного ее использования, в том числе при производстве целлюлозно-бумажной продукции и химической переработке в г. Тынде, г. Шимановске, г. Благовещенске, пос. Февральске, ряде притрассовых поселков, обеспеченных условиями для комфортной среды проживания и привлечения рабочей силы.

При освоении месторождений полезных ископаемых на территории макрорегиона для дальнейшего использования могут быть собраны дровяная и низкотоварная, а также мелкоразмерная древесина, в том числе лесосечные отходы, порубочные остатки. Использование этих древесных ресурсов для производства древесного топлива или в виде топливной древесной щепы зависит от природы источника сырья. Древесная щепа является естественным промежуточным этапом производства древесного биотоплива в виде гранул (пеллет) и брикетов, в том числе с добавками, повышающими их калорийность.

Вместе с тем при лесозаготовке практически всегда можно получать древесину для использования ее массы в виде топлива (топливную древесину). Это относится прежде всего к расчисткам недропользователями части своих лицензионных участков, а также к рубкам ухода и к вырубке леса для дальнейшего использования земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, например для строительства коммуникаций и инфраструктуры.

Для организации сбора лесосечных отходов, порубочных остатков, дровяной, низкотоварной и мелкоразмерной древесины при проведении различных рубок леса, а также при освоении месторождений полезных ископаемых на территории макрорегиона целесообразно использовать специальные технические средства.

Внедрение передовых технологий деревообработки даст толчок, помимо развития собственно лесного комплекса, развитию промышленности строительных материалов и строительной деятельности. Инновационное развитие лесного комплекса позволит также решить проблему с отходами лесопереработки и обеспечить эффективное лесовосстановление.

Развитие целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности.

Предусмотрен к реализации проект по строительству завода в г. Амурске Хабаровского края по выработке целлюлозы мощностью 500 тыс. т в год, освоению производства бумаги. В г. Усть-Куте будет построен лесохимический комплекс, состоящий из двух заводов: один будет производить 700 тыс. т беленой хвойной целлюлозы в год, второй - 300 тыс. т ХТММ.

Получит развитие лесохимическое производство фармацевтических субстанций дигидрокверцетина, арабиногалактана и лекарственных средств из лиственницы сибирской.

Лесные дороги макрорегиона.

Длительное время строительство и эксплуатация лесных дорог в Российской Федерации не регулировались, так как это считалось внутренним делом предприятий, ведущих лесное хозяйство и лесозаготовки. В макрорегионе автомобильных дорог катастрофически не хватает. Лесные дороги необходимы не только для осуществления работ по ведению лесного хозяйства и лесопользования, но и как важная составляющая социально-экономического развития Российской Федерации. Пришла пора строить лесную транспортную систему макрорегиона, тем более что строительство лесных дорог - это лучший способ повышения капитализации государственной собственности - лесного фонда. Предполагаемый объем финансирования мероприятий в области строительства лесных дорог составляет 31810000 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15940000 тыс. рублей.

Если раньше главным критерием транспортного обустройства мест лесозаготовок были минимальные затраты при максимальной выгоде и дороги строились из расчета их эксплуатации не дольше, чем время проведения лесозаготовок, то пришла пора переходить на более реалистичные сроки их эксплуатации - сто и более лет. Если раньше магистральные лесные дороги рассчитывались на 15 - 20 лет, а временные лесные дороги и волока - на срок 2 года - 5 лет, то переход к комплексному использованию лесных дорог повышает требования к их экологической безопасности. Большой проблемой являются экологические последствия строительства лесных дорог: развитие водной и ветровой эрозии лесных почв, нарушение условий существования обитателей водных объектов (рек, ручьев, озер) на освоенных лесозаготовителями территориях лесов.

Лесные дороги как элемент лесной инфраструктуры, необходимый для осуществления работ в лесу, развивались, преодолевая сначала технические проблемы строительства, затем экономические проблемы, а в последние десятилетия - экологические проблемы вторжения человека в лесные экосистемы. Проблемы развития лесных дорог в системе лесопользования каждой страны всегда будут находиться на пересечении вопросов, главные из которых:

техническое совершенство строительства лесных дорог, их безопасности и эргономичности исполнения;

учет особенностей рельефа при строительстве лесных дорог и обеспечение его защиты от эрозии при их эксплуатации;

экономическая эффективность, коммерческая выгода от создания лесных дорог, обеспечение занятости населения;

возможности использования лесных дорог для рекреации и путешествий.

Современная классификация лесных дорог подразделяет их на пять типов в зависимости от этапов технологии лесозаготовки и вывозки древесины:

волока, то есть полосы слегка расчищенного леса для трелевки (лебедочной или тракторной) стволов от мест рубки до мест погрузки или до временной дороги;

временные дороги, обычно для тракторной подвозки от волока до погрузочной площадки или до вторичной дороги;

вторичные дороги, которые обычно связывают погрузочные площадки с первичными дорогами;

первичные дороги, составляющие основу лесной дорожной системы, позволяющие осуществлять транспортные перевозки древесины лесовозами-автопоездами; обычно это круглогодичные дороги;

многоцелевые дороги, связывающие населенные пункты между собой и пригодные для проезда автопоездов.

Стоимость строительства лесных дорог возрастает от волоков до основных и многоцелевых дорог пропорционально ширине дорог, минимальному радиусу поворота, скорости движения и обратно пропорционально ограничению максимального уклона.

Отрицательные экологические последствия строительства и эксплуатации лесных дорог привели в зарубежных странах к необходимости принятия специальных стандартов, правил и даже законов о строительстве лесных дорог и волоков. Очевидно, что этот вопрос требует специальной правовой проработки. Во многих странах это способствовало развитию оперативных способов вывозки заготовленной в лесу древесины в места ее первичной обработки или для пересечения экологически чувствительных территорий, примыкающих к лесным массивам, на основе альтернативных автомобильной и тракторной вывозке решений. Стали развиваться такие направления, как подвесные трелевочные дороги, вертолетная вывозка, использование машин и механизмов на колесном ходу с низким давлением на грунт (харвестеров, форвардеров).

Сразу с появлением в массовом пользовании географических информационных систем (ГИС) они стали применяться для предварительного моделирования прокладки лесных дорог с целью организации оптимальной лесной инфраструктуры с минимальными экологическими издержками и минимальным использованием земли под строительство дорог. Одновременно с решением технических, технологических, а также политических проблем строительства лесных дорог в разных странах с разной интенсивностью проходило развитие правовых основ лесного хозяйства, лесопользования и строительства лесных дорог. Регистрируемая на сегодняшний день средняя плотность лесных дорог на территории европейских стран скорее отражает историю и географию их строительства, чем обеспеченность лесной промышленности необходимой инфраструктурой.

Лесные дороги в мире неразрывно связаны с технологиями лесного хозяйства, коммерческих лесозаготовок и вывозки древесины из леса. Вместе с тем в зарубежных странах все категории лесных дорог активно используются населением для других целей, в том числе для рекреации.

Все лесные дороги являются бесплатными и открытыми для населения. Не существует ограничений на способы строительства и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и обслуживанию лесных дорог. Это общие черты лесных дорог в мире.

Строительство лесных дорог, их реконструкция, ремонт и обслуживание регулируются государством во всем цивилизованном мире с помощью законодательных и нормативных актов. При этом достаточно строго разграничиваются законы и нормативы для строительства обычных автомобильных дорог и законы и нормативы для строительства лесных дорог, что вполне естественно, учитывая накопленный лесным хозяйством разных стран опыт экологического вреда при необдуманном масштабном строительстве лесных дорог. В связи с этим при их строительстве получили применение современные технологии использования ГИС, систем геопозиционирования, а также использование новых технологий строительства лесных дорог (малообъемные дороги). Кроме того, строительство лесных дорог является привлекательным видом частного предпринимательства, но осуществляется оно под контролем специалистов государственных органов лесного хозяйства.

В ряде стран для строительства лесных дорог широко используются лесосечные отходы. В других странах все лесные дороги круглогодичного действия строятся с твердым покрытием. В одних странах достаточно строго разделяют лесные дороги на лесосечные, лесовозные и лесохозяйственные, в других - нет. Одним странам особенности климата позволяют строить зимние лесные дороги изо льда, другим - не позволяют.

Одни страны дают гранты на строительство лесных дорог, другие разрешают засчитывать сумму издержек на их строительство в общую сумму затрат по освоению арендованных участков леса, третьи практически полностью финансируют строительство новых лесных дорог из государственного бюджета, стремясь поднять плотность лесных дорог. Но при этом они не контролируют фрагментацию лесов, вызванную дорожным строительством, и ущерб биологическому разнообразию лесов.

В Российской Федерации на 1 тыс. га лесных земель приходится всего 1,2 км дорог. Оптимальная плотность для северной тайги - 20 - 22 км/1 тыс. га (с точки зрения лесопромышленников). Это в 35 раз меньше, чем в Финляндии, и в 10 раз меньше, чем в Швеции. Наибольший уровень освоения расчетной лесосеки (до 60 процентов) наблюдается в европейской части Российской Федерации, где существует развитая сеть дорог, наименьший - в районах Сибири и Дальнего Востока. По оценкам экспертов, необходимо построить 12,5 тыс. км дорог лесохозяйственного назначения. Автомобильные дороги общего пользования должны финансироваться за счет бюджетных средств. Другая часть этой инфраструктуры, обеспечивающей локальный подъезд - ветки и "усы" - должна быть построена самими лесопользователями. В настоящее время в Российской Федерации ежегодно строится примерно 200 - 300 км "лесных дорог".

Мероприятия по повышению уровня использования недревесных лесных ресурсов на территории макрорегиона.

Основные виды недревесных растительных ресурсов на территории макрорегиона - брусника, клюква, черника, голубика, морошка. Кроме того, в лесах округа произрастает множество съедобных грибов, имеются кедровые насаждения, заросли смородины и даже лимонника и винограда (Приморский край и юг Хабаровского края). Один из главных факторов, определяющих распространение и урожайность пищевых растительных ресурсов, - тип фитоценоза (тип леса, болота, вырубки). Как правило, основные их запасы сосредоточены в условиях, определяющих фитоценотический оптимум произрастания вида.

Стабильное плодоношение вида наблюдается не на всей площади, занятой характерным для него типом леса, а лишь на определенной его части (продуцирующей площади). Доля площадей, на которых возможно стабильное плодоношение вида, колеблется от 30 до 50 процентов и в среднем составляет 10 - 15 процентов площади, занятой данным типом леса. Большое влияние на распространение и плодоношение пищевых растений оказывают также породный состав, полнота и возраст насаждений.

Клюква - представитель сфагновых болот олиготрофного и мезоолиготрофного типа. Среднемноголетняя урожайность клюквы на болотах макрорегиона составляет 120 - 200 кг/га.

Черника - типичный представитель хвойных и смешанных лесов. Среднемноголетняя урожайность черники в местах произрастания на территории макрорегиона составляет 120 кг/га.

Голубика - наиболее типична для долгомошных и сфагновых групп сосновых лесов и их производных, а также для мезотрофных и олиготрофных болот. Среднемноголетняя урожайность голубики на территории округа в большинстве случаев равна 300 кг/га.

Точные данные о запасах недревесных растительных ресурсов дают лесоустройство или специальный учет. Существуют экспертные оценки их биологических и промысловых запасов. Биологический запас - это общий запас сырья (ягод, орехов) на всей оцениваемой площади. Промысловый запас - это часть биологического запаса, за исключением сырья, поврежденного болезнями и вредителями или использованного в пищу животными. По сложившейся практике промысловый запас сырья (ягод, орехов, грибов) принимается равным половине биологического запаса.

Современные технологии заготовки и переработки лесных ягод и грибов.

Консервирование ягод. Наиболее распространенными способами промышленной консервации являются варенье, повидло, джемы, конфитюры и производство соков.

Консервирование грибов. Специалисты по маркетингу консервированных грибов считают, что рынок консервированных грибов Российской Федерации близок к насыщению, но еще не насыщен достаточно. В ближайшее время рынок будет развиваться более динамично за счет роста внутреннего производства и постепенного отказа от импортных товаров. Для сушки грибов и ягод используют различные технологии (например, микроволновая сушка, инфракрасная сушка, сублимационная сушка, конвективная сушка, акустическая сушка и кондуктивная сушка).

В последние десятилетия широкое распространение получили, кроме традиционного консервирования и сушки, различные способы заморозки свежесобранных лесных ягод и грибов с целью предотвращения ухудшения качества и гибели собранного сырья. Кроме того, в бытовую культуру прочно вошла традиция использовать для приготовления домашних блюд некоторые виды грибов и ягод в свежезамороженном виде. По данным опросов, грибы быстрой заморозки покупают около 39 процентов граждан страны. Эта группа определяется не только уровнем доходов, но и возрастом - от 25 до 40 лет.

Производство быстрозамороженных ягод и грибов следует рассматривать как наиболее перспективный промежуточный этап в системе сбора и переработки лесных ягод и грибов.

Вполне очевидно, что разработке мероприятий по повышению уровня использования недревесных лесных ресурсов на территории макрорегиона должна предшествовать объективная оценка этих ресурсов, с учетом их экономической доступности и экологической обоснованности расширения уровня использования.

Представляется, что лесоустройство территории лесничеств макрорегиона будет сопровождаться картированием мест произрастания ягод, кедровых орехов, грибов и других растительных ресурсов макрорегиона, имеющих пищевое, медицинское или техническое назначение.

В кратком изложении необходимо определиться по следующим параметрам:

рынки сбыта (оптовые и розничные) и предполагаемые объемы сбыта товарной продукции на основе недревесных лесных ресурсов макрорегиона;

объемы желательных и реально возможных закупок у населения ягод, грибов, орехов и др. недревесных лесных ресурсов для глубокой переработки;

способы организации и цены закупок лесных ягод и грибов, с учетом опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран;

потребности в создании производств на принципах ГЧП по глубокой переработке недревесных лесных ресурсов, а также частных предприятий по обеспечению работы этих производств;

потребности в земельных участках для размещения производств;

потребности в численности и специализации работников, необходимых для организации производств по сбору и переработке недревесных лесных ресурсов. В случае их дефицита организовать временные курсов подготовки специалистов.

Для того чтобы товарная продукция предприятий, вовлеченных в глубокую переработку недревесных лесных ресурсов, обладала конкурентоспособностью, целесообразно провести мероприятия и соответствующую консультационную работу с частными предпринимателями по следующим направлениям.

1. Привлечение инвестиций и создание привлекательных схем финансирования, используя положительные стороны ГЧП и софинансирования со стороны нефтегазового комплекса и горнорудной промышленности, а также опыт других регионов Российской Федерации.

2. Безусловное обеспечение полного цикла производства товарной продукции, от сбора, первичной обработки, безопасного хранения по необходимости, глубокой переработки до высококачественной расфасовки и реализации конечной товарной продукции. Целостная система заготовки и переработки до товарной продукции всегда выгоднее.

3. Целесообразно использовать имеющиеся производства, при условии экономической целесообразности их реконструкции в соответствии с принятой стратегией развития лесного комплекса экономики.

4. Для снижения потерь и сохранения качества собираемого сырья целесообразно стимулировать частный малый и средний бизнес для постройки заготовительных пунктов, холодильных камер и закупки соответствующего автотранспорта на условиях ГЧП.

Для правового обеспечения решения этих проблем целесообразно разработать и принять среднесрочную концепцию развития заготовки и переработки недревесных лесных ресурсов на территории макрорегиона на период до 2025 года. Эта концепция будет опираться на материалы лесоустройства и анализ опыта других лесных регионов мира по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере сбора, хранения, транспортировки, переработки и реализации товарной продукции на основе недревесных лесных ресурсов.

Развитие лесопромышленного комплекса неразрывно связано с проведением мероприятий в области охраны лесов, которые включают проектирование и строительство лесных кордонов, лесоустройство и мероприятия в области воспроизводства лесов. Объем финансовых ресурсов на эти мероприятия составляет 5236350 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1174437 тыс. рублей.