Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика основных секторов по кадровому и научному обеспечению развития макрорегиона

Характеристика основных секторов по кадровому и научному

обеспечению развития макрорегиона

Среднее профессиональное образование.

Отрасль является базовой для обеспечения конституционных прав граждан, подготовки контингента абитуриентов для системы высшего образования и кадров для народного хозяйства. Большинство проблем этой отрасли локализуется в отдельных субъектах макрорегиона, а основные мандаты по ее развитию относятся к ведению региональных органов власти.

С целью совершенствования и повышения качества образования в ряде регионов предполагается создание учреждений нового типа - ресурсных центров среднего профессионального образования, реализующих программы основного и полного общего образования и среднего профессионального образования по подготовке кадров нужных рабочих профессий и специалистов среднего звена.

Приоритетными специальностями среднего профессионального образования являются специальности, востребованные в организациях ресурсного сектора экономики, морского и железнодорожного транспорта, рыбохозяйственного и строительного комплекса, энергетики и машиностроения, а также в организациях лесного и агропромышленного комплекса.

Для формирования учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по подготовке кадров, необходимых рабочих профессий и специалистов среднего звена по приоритетным направлениям социально-экономического развития, необходимо укрепление учебно-производственной базы системы среднего профессионального образования. Предусматривается развивать сеть центров подготовки специалистов по рабочим специальностям.

Для сферы среднего профессионального образования характерно развитие социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями, что способствует сбалансированному распределению регионального заказа на подготовку востребованных на производстве кадров.

Одним из основных направлений развития системы образования в регионах макрорегиона будет являться развитие дистанционного образования, особенно в Республике Саха (Якутия) ввиду обширности ее территории и низкой плотности транспортной инфраструктуры.

В целях расширения подготовки рабочих кадров с высокой квалификацией по фактическим потребностям экономики будет развиваться нормативная правовая база для создания корпоративных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Интеграция содержания общего и среднего профессионального образования будет осуществляться по основным принципам дуального образования. Важным направлением развития системы образования является развитие инфраструктуры учебно-производственной деятельности, активизация привлечения внебюджетных источников в форме оказания дополнительных образовательных услуг.

Доступность и качество образования являются факторами, определяющими миграционные процессы, в том числе способствующими прекращению оттока населения с территории макрорегиона.

Высшее образование и наука.

Образовательная система макрорегиона в ее высшем звене тесно связана с наукой, и сформированный в предшествующие десятилетия образовательно-научный комплекс должен отвечать на вызовы времени, так как в регион приходят новые отрасли: нефтегазохимическая, аэрокосмическая и др. Специалистов для них нет, не хватает также медиков и педагогов.

Ведущими центрами концентрации образовательно-научных функций являются Иркутск, Хабаровск и Владивосток. Центрами второго, преимущественно образовательного со значительной долей науки уровня, являются Благовещенск и Якутск. Центрами третьего уровня концентрации образовательных и отчасти научных услуг являются Улан-Удэ, Чита, Магадан, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. На четвертом уровне находятся Биробиджан и Анадырь.

Из 26 ведущих вузов макрорегиона 7 расположено во Владивостоке, 6 - в Хабаровском крае, 5 - в Иркутске, 4 - в Благовещенске, 2 - в Якутске.

Согласно национальному рейтингу университетов, абсолютным лидером является Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), созданный распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 503-р путем изменения государственно-правового статуса ДВГУ. В состав ДВФУ вошли ДВГТУ, ТГЭУ и УГПИ (г. Уссурийск). 27 января 2011 г. Президент Российской Федерации подписал Указ о реорганизации ДВГТУ, ТГЭУ и УГПИ и присоединении их к ДВФУ. С этого момента ДВФУ стал крупнейшим образовательным учреждением в Российской Федерации, реализующим амбициозную программу развития, предусматривающую интеграцию университета в научно-образовательное и инновационное пространство АТР.

Другой ведущий вуз - Северо-Восточный федеральный университет (Якутск) - создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах", Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова с присоединением к нему ряда учебных и научно-исследовательских институтов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, учреждений образования и науки другой ведомственной принадлежности.

В группу лидеров входят также: ВГУЭС (Владивосток), ВГМУ (Владивосток), СахГУ (Южно-Сахалинск), МГУ им. адмирала Г.И. Невельского (Владивосток), ДальГМУ (Хабаровск), КнАГТУ (Комсомольск-на-Амуре), ДальГТРХУ (Владивосток). Крупнейший классический университет Забайкалья - ЗабГУ - заметно проигрывает в оценках университетам Приморья, Якутии и Хабаровского края.

Вузы Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области развивают приграничное сотрудничество. СВФУ им. Аммосова, находясь вдали от границ страны, развивает сотрудничество со многими университетами КНР, Южной Кореи, Европы.

Ведущим вузом Иркутской области и всей Восточной Сибири является Иркутский государственный технический университет (36 тыс. студентов). Учитывая уникальный научно-исследовательский потенциал Иркутской области: крупнейший после Новосибирска Иркутский научный центр СО РАН (численность работников центра составляет 3,3 тыс. чел., в том числе 1079 научных сотрудников, среди которых 235 докторов и 689 кандидатов наук, 7 академиков РАН и 7 членов-корреспондентов РАН), более 30 вузов и 20 прикладных институтов, актуальным является создание Байкальского (или Восточно-Сибирского) федерального университета.

Тихоокеанский государственный университет - еще одно крупнейшее научно-образовательное учреждение региона. В 2005 году Хабаровский государственный технический университет приказом Федерального агентства по образованию от 23 марта 2005 г. N 170 переименован в Тихоокеанский государственный университет.

В целом развитие системы высшего образования на территории макрорегиона связано с созданием научно-образовательных центров, способных обеспечить прорыв в инновационных технологиях.

Перспективным для региона является развитие биотехнологий с использованием природного сырья, для чего необходимо предусмотреть проведение комплекса мероприятий по модернизации материально-технической базы научных организаций и учреждений высшего профессионального образования. Задачами развития отрасли являются подготовка кадров, разработка и внедрение технологий комплексного извлечения и переработки сырья.

В публикационной активности также лидирует ДВФУ (2,7 тыс. публикаций), высокие показатели имеют также ИрГТУ, Владивостокский государственный медицинский университет, Тихоокеанский государственный университет, Забайкальский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Среди научно-исследовательских институтов лидирует Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского (Владивосток, более 2,5 тыс. публикаций).

Основной научный потенциал сконцентрирован в научно-исследовательских институтах СО РАН (Иркутск) и ДВО РАН (Владивосток, Хабаровск).

В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный потенциал, включающий 9 институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов. В отрасли занято около 5 тыс. человек (около трети имеет ученые степени), объем выполненных НИР в 2010 году составил около 5,04 млрд. рублей (59 процентов выполненных научных работ приходится на фундаментальные исследования), представителям научного комплекса региона выдано более 200 патентов.

Государственные научные учреждения региона получают финансирование за счет средств федерального бюджета и ведут активную хоздоговорную деятельность, выполняя исследования и разработки по заказам предприятий Иркутской области, крупных российских и международных компаний.

Другой ареал - ДВО РАН - представляет собой многоотраслевой научно-исследовательский комплекс, в котором 2,3 тыс. научных сотрудников, более 380 докторов и 1260 кандидатов наук, 17 академиков и 28 членов-корреспондентов. Взаимодействие ДВО РАН с вузами региона имеет длительную историю, накоплен опыт участия отделения в образовательных программах.

В научно-техническом секторе Хабаровского края осуществляет деятельность 51 научная организация, в том числе 12 институтов ДВО РАН, 7 отраслевых НИИ, 10 проектно-изыскательских и проектно-технологических институтов, 2 конструкторских бюро, 14 высших учебных заведений, выполняющих научно-исследовательские работы, а также 6 научно-технических центров и предприятий научного обслуживания.

Особое значение для науки Приморского края имеет Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, расположенный во Владивостоке: деятельность института связана с решением сложнейших региональных, в том числе трансграничных, проблем окружающей среды, обоснованием оптимальных вариантов территориальной организации общества и природопользования в различных регионах с целью их устойчивого развития. Большое внимание уделяется изучению, анализу и моделированию структуры, динамики и устойчивости разноранговых интегральных геосистем с использованием космической информации, ГИС-технологий и математического моделирования.

Идет формирование научных центров и в других регионах. Создание Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса в Бурятии будет способствовать решению задач по улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов и закреплению кадров в регионе с учетом геополитического положения Республики Бурятия.

Учитывая реализацию на территории Амурской области крупных проектов мирового уровня (космодром "Восточный", Нижнебурейская и Нижнезейская ГЭС, нефте- и газопроводы и др.), вузы области осуществляют подготовку специалистов по соглашениям с предприятиями и отраслевыми министерствами. Так как основные научные учреждения сконцентрированы в г. Благовещенске, он станет площадкой для развития инновационных технологий в области. На базе Амурского государственного университета, Дальневосточного государственного аграрного университета, Амурской государственной медицинской академии, НИИ РАН, РАМН и РАСХН будет создан Амурский технико-внедренческий центр, обеспечивающий инновационные потребности регионального машиностроения, приборостроения и космических технологий.