1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в социальной сфере макрорегиона и прогноз ее развития
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в социальной сфере макрорегиона
и прогноз ее развития
Общее отставание макрорегиона по многим социальным параметрам от среднероссийских показателей связано с особенностями преимущественно ресурсного освоения региона в предыдущий период, слабой транспортной освоенностью региона, незначительным числом крупных городов. Ситуация особенно обострилась в 1990-е годы и была усугублена оттоком наиболее активного населения.
Дальний Восток и Байкальский регион относят к числу территорий со стабильным на протяжении последних двух десятилетий отрицательным миграционным сальдо наряду с Европейским Севером, находящимся в аналогичных сложных с точки зрения комфортности условий проживания людей. Наибольшие проблемы, связанные с оттоком населения, характерны для северо-востока региона (коэффициент миграционного оттока в Магаданской области и Чукотском автономном округе в 2011 году составлял 118 и 102 человека на 10 тыс. жителей соответственно, а в Забайкальском крае - 84 человека). Сложная ситуация и на юге макрорегиона в субъектах Российской Федерации, имеющих относительно крупные поселения с депрессивными градообразующими отраслями, - Амурской области и Еврейской автономной области. Несколько лучше ситуация на юго-востоке макрорегиона: в Хабаровском и Приморском краях официальная статистика в 2011 году зафиксировала небольшой миграционный приток. Причины улучшения миграционной ситуации в Приморье связаны с осуществлявшимися там крупными инвестиционными проектами.
Таким образом, отрицательный миграционный отток выступает индикатором сложной ситуации, причинами которой служат две группы факторов: природно-климатические и социально-экономические. Вторая группа факторов в прошлом, в период более интенсивного освоения региона, позволяла частично компенсировать дискомфорт, связанный со сложными природными условиями, проблемами адаптации мигрантов из других регионов страны. Однако в постсоветский период направление их воздействия на мотивацию людей сменилось на противоположное. Проблемы на рынке труда, деградация социальной сферы, обострение социально-экологических проблем во многих монопоселениях, часто физически или финансово оторванных от "большой земли", стали подталкивать людей к переселению в более благоприятные регионы страны.
В результате многолетнего оттока макрорегион стабильно терял наиболее активное население. И сегодня серьезно уступает по основным его характеристикам как более благополучным регионам европейской части страны, так и соседнему Красноярскому краю. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) лишь три региона - Республика Саха (Якутия), Сахалинская и Магаданская области - в первую очередь за счет более высоких доходов входят во вторую-третью десятку субъектов Российской Федерации. Даже относительно более экономически мощные Иркутская область и Хабаровский край находятся в середине рейтинга, а остальные регионы - еще ниже. Основная причина - низкие значения субиндекса долголетия и пониженный субиндекс образования.
Семь из двенадцати субъектов Российской Федерации макрорегиона имели в конце 2010 года повышенный по сравнению со среднероссийским уровень заболеваемости активным туберкулезом, четыре - ВИЧ-инфекцией. Хотя все это в значительной степени обусловлено предыдущим преимущественно сырьевым характером освоения территории макрорегиона, значительным количеством пенитенциарных учреждений, приграничным транзитным положением, в настоящее время сказывается и состояние сети учреждений социальной сферы, качество предоставляемых ею услуг.
Одним из универсальных индикаторов проблем в социальной сфере служит показатель младенческой смертности, который для большинства регионов Дальнего Востока заметно выше среднероссийского. Худшая ситуация складывается в наиболее отдаленных регионах, имеющих более слабую сеть социальных учреждений: Чукотском автономном округе (13,1), Еврейской автономной области (14,1), Камчатском крае (10) и Амурской области (10,7). Даже имеющий относительно сильную медицину регионального уровня Хабаровский край, но включающий в себя много отдаленных сельских районов, также отстает от среднего по стране уровня (10,5 при 7,4 в среднем по Российской Федерации в 2011 году).
Весьма велико отставание от среднероссийских показателей ожидаемой продолжительности жизни - 66,4 года при средней в 2011 году по Российской Федерации составляющей 69,8 года. Больше на Дальнем Востоке и тендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни: почти 12 лет по сравнению с 11,2 года в среднем по Российской Федерации. Наихудшая ситуация также в наиболее слабых и испытывающих максимальный миграционный отток регионах: Чукотском автономном округе (61,6), Амурской области (64,8), Еврейской автономной области (63,4), а также Забайкальском крае (65,8). Лучше - в экономически более благополучных и комфортных для проживания, однако также сильно не дотягивающих до среднероссийского уровня Приморском крае (67,2) и Республике Саха (Якутии) (67,7).
Общее состояние социальной сферы региона трудно назвать благополучным. Однако репрезентативных показателей для оценки немного, а имеющиеся показатели подчас вводят в заблуждение. Так, обеспеченность койко-местами в больницах во всех субъектах Российской Федерации макрорегиона выше среднероссийской, а в некоторых регионах стабильно растет. Это следствие не уровня развития здравоохранения, а миграционного оттока и постоянно уменьшающегося населения - знаменателя при расчете этого показателя на фоне более инерционных основных фондов здравоохранения. Лидером выступают регионы с наибольшим миграционным оттоком - Чукотский автономный округ (147), Еврейская автономная область (146), Сахалинская область (144) при среднем показателе 92,5 койки на 10 тыс. жителей.
Несколько лучше характеризуют сложившуюся ситуацию показатели мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. жителей, а также численность врачей на 10 тыс. жителей. Ряд субъектов Российской Федерации макрорегиона пока отстает по этим показателям от среднероссийского уровня. Так, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в Приморском крае - 233 посещения в смену, в Забайкальском крае - 258, Республике Бурятия - 229 при 261 посещении в среднем по Российской Федерации. Однако миграционный отток искусственно завышает и этот показатель для регионов северо-востока макрорегиона. По обеспеченности врачами сильно отстают наиболее проблемные регионы: Чукотский автономный округ, Сахалинская и Магаданская области, а также Республика Бурятия. В семи из двенадцати регионов ситуация за последние два года ухудшилась.
По обеспеченности средним медицинским персоналом регионы выглядят относительно благополучно. Исключение составляют относительно экономически развитые и имеющие ареалы достаточно плотного расселения Хабаровский край и особенно Приморский край. Это лишь подтверждает правило, что среднего медицинского персонала не хватает в регионах с более диверсифицированным и менее напряженным рынком труда. В медицине, где ощущается дефицит рабочих мест, особенно женских, даже не очень привлекательных с точки зрения заработка, вакансии заполнены.
При более высоком по статистике уровне обеспеченности населения макрорегиона больничными койками (на 25 процентов), услугами амбулаторно-поликлинических учреждений (на 30 процентов), врачами (на 15 процентов) уровень заболеваемости в наиболее удаленных субъектах Российской Федерации макрорегиона более чем на 20 процентов выше, чем в других субъектах Российской Федерации. Вероятно, это обуславливается более низким качеством услуг в сфере здравоохранения в макрорегионе, низким уровнем диагностики заболеваний на ранней стадии и низким уровнем профилактики заболеваний. Показательна высокая заболеваемость, связанная с внешними причинами, а также инфекционными и паразитарными заболеваниями, что отражает специфические социальные проблемы региона, тяжелые условия труда, а также проблему борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.
Одним из важных негативных социально-экономических факторов выступает доступность для населения социальных услуг. В силу огромных расстояний и слабого развития транспортной сети необходимо корректировать показатели обеспеченности медицинскими услугами с учетом расстояния и дисперсности расселения.
Для макрорегиона характерен более высокий охват детей дошкольным образованием (64,5 процента против 60,6 в среднем по Российской Федерации), что связано с не очень благоприятными природно-климатическими условиями, высокой урбанизированностью. Значение показателя ниже в более сельском, имеющем свои этнокультурные особенности Забайкалье (Республика Бурятия и Забайкальский край).
В регионе в течение последнего десятилетия число учащихся сократилось более чем на треть. При этом число школ уменьшилось на 20 процентов, поскольку оптимизировать сеть школ в условиях очагового расселения на севере сложнее, чем в более обжитых районах. Ликвидация школы часто бывает одним из основных аргументов в пользу выезда молодых семей за пределы субъекта Российской Федерации.
В то же время в более плотно населенных районах макрорегиона сказывается проблема нехватки школ: доля учащихся, занимающихся во вторую смену, почти повсеместно, кроме Камчатского края, Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области, значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации. По данному показателю выделяются Амурская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область и Забайкальский край (соответственно 21, 20, 19 и 19 процентов в 2011 году при среднем значении по Российской Федерации 13,8 процента).
Уровень обеспеченности услугами учреждений культуры, для измерения которой нет достаточно репрезентативных показателей, косвенно можно оценить по посещаемости театров и музеев. Значения этих показателей как в силу меньшего количества этих объектов, так и особенностей расселения, - на 7 и более чем на 30 процентов ниже по сравнению со среднероссийскими показателями соответственно.
По обеспеченности жильем показатели дальневосточных регионов близки или превышают среднероссийские показатели (22 и 23 кв. м на человека соответственно). Несколько хуже показатели в Забайкалье - менее 20 кв. м. При этом субъекты Российской Федерации макрорегиона существенно уступают по вводу жилья на 1 тыс. населения. В наиболее освоенных Хабаровском и Приморском краях, республиках Саха (Якутия) и Бурятия в 2011 году он составлял 299, 303, 333, 313 кв. м при среднероссийском уровне в 436 кв. м соответственно. Поэтому рост обеспеченности жильем, который медленно увеличивается почти по всем регионам, в большей степени связан с миграционным оттоком населения и в меньшей - с вводом нового жилья.
При этом субъекты Российской Федерации макрорегиона отличаются в худшую сторону по доле фонда аварийного и ветхого жилья в общей площади всего жилищного фонда - 6 процентов (3 процента в среднем по Российской Федерации) и благоустройству жилого фонда. Максимальное значение этого показателя среди субъектов Российской Федерации макрорегиона зафиксировано в Республике Саха (Якутия) и составляет 13,6 процента, а самые низкие значения - в Хабаровском крае (2,4 процента) и в Приморском крае (2,3 процента).
При близких к среднероссийским показателям обеспеченности жилищного фонда канализацией и водопроводом (по 74 процента) отмечается сильная дифференциация регионов: от 50 процентов в Республике Бурятия и 52 процентов в Республике Саха (Якутия) до 75 процентов в Приморском крае, 80 процентов - в Хабаровском крае, 93 процентов - в Камчатском крае. По видам благоустройства жилого фонда наиболее серьезное отставание в газификации, которая составляла в 2011 году 29 процентов, в Республике Бурятия - 15 процентов, в Забайкальском крае - 35 процентов при среднероссийском уровне в 68 процентов. Наиболее высока она в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - 65 и 77 процентов соответственно.
В субъектах Российской Федерации с высокой степенью миграционного оттока населения невозможно снизить миграционный отток простым повышением уровня заработной платы, так как это лишь увеличит доступность для населения отъезда из данного субъекта Российской Федерации. Следовательно, в первую очередь необходимы мероприятия по созданию для населения более комфортной среды проживания.
Одновременно у региона сохраняются определенные преимущества: сформировавшаяся еще в советский период более молодая возрастная структура населения, достаточно благоприятные с точки зрения среднероссийского уровня показатели естественного движения.
Для развития положительных тенденций и достижения стабилизации численности жителей региона требуются повышение качества условий проживания и обеспечение доступа населения к качественным социальным услугам.
В социальном плане важным является преодоление разрыва между макрорегионом и остальной частью страны, возникающего в результате высоких транспортных тарифов, прежде всего внутрирегионального авиационного сообщения, недостаточного уровня развития сети наземного транспорта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей