Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Подраздел I.3. Реализация социальной и демографической политики на территории Дальнего Востока и Байкальского региона

Подраздел I.3. Реализация социальной

и демографической политики на территории Дальнего Востока

и Байкальского региона

Стратегическим целевым ориентиром государственной программы является кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, подразумевающее проведение активной социальной и демографической политики с целью преодоления сложившихся неблагоприятных тенденций и повышения привлекательности макрорегиона для закрепления постоянного населения и обеспечения миграционного притока квалифицированных работников на основе опережающего повышения доходов домохозяйств, формирования благоприятных условий для обучения и профессиональной самореализации, создания семьи и воспитания детей.

Решение демографических задач на территории макрорегиона должно проводиться с учетом существенных различий в природно-климатических условиях обширной территории макрорегиона. Эти различия предопределяют возможности наращивания постоянного населения на одних территориях и ограничивают их на других (прежде всего на территориях Крайнего Севера), где всегда будет значителен удельный вес временного, постоянно сменяющегося населения. При этом следует понимать, что сокращение миграционного оттока жителей, уже полностью адаптированных к условиям макрорегиона, будет более эффективным с экономической и социальной точки зрения, чем замена этих жителей мигрантами из других регионов.

При реализации форсированного сценария развития совокупная численность населения макрорегиона в 2025 году может составить 12,4 млн. человек, увеличившись на 1,6 млн. человек, или на 15 процентов по сравнению с 2011 годом. Годовые темпы прироста в текущем десятилетии могут превысить 1 процент (более чем на 100 тыс. человек в год).

Это означает кардинальный слом долговременной тенденции убыли населения, сохранявшейся, по данным оперативного учета, и в 2012 году, хотя интенсивность ее в последние годы снижалась. На территории макрорегиона убыль населения в результате превышения числа умерших над числом родившихся усиливается интенсивным миграционным оттоком населения, который даже недоучитывается - по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения региона оказалась ниже, чем оценивалось по данным текущего учета. Регион теряет население в миграционном обмене с другими российскими регионами, одновременно увеличивая свое население в миграционном обмене со странами СНГ.

Добиться быстрого роста населения уже в ближайшие годы, учитывая долговременность тенденции суженного естественного воспроизводства населения и значительную инерционность демографического развития, можно только за счет значительного миграционного прироста. Для этого необходимо резко повысить экономическую и социальную привлекательность макрорегиона, а также проводить активную, но при этом селективную миграционную политику, учитывающую потребности в необходимых кадрах и потенциальные риски быстрого наращивания численности жителей за счет пришлого населения.

Повышение социальной привлекательности макрорегиона невозможно без улучшения здоровья и снижения смертности населения. Однако во многих субъектах макрорегиона ситуация выглядит хуже, чем в целом по России. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в целом по России составила в 2011 году почти 70 лет, а в 24 из 83 субъектов РФ превысила этот рубеж. Но на территории макрорегиона она примерно на 3,5 года меньше (66,4 года), находясь в диапазоне от 61,6 года в Чукотском автономном округе до 67,7 года в Республике Саха (Якутия).

В макрорегионе выше уровень младенческой смертности, чем в среднем по России. В целом по России она уже в течение нескольких лет ниже 10 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми. На территории макрорегиона она только понижается до этого уровня, а в некоторых субъектах Российской Федерации еще превышает его (особенно значительно в Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе).

Стандартизованные коэффициенты смертности, в которых элиминировано влияние молодой возрастной структуры населения макрорегиона, свидетельствуют о более высоком уровне смертности, чем в среднем по России, от всех основных причин смерти, включая болезни системы кровообращения и новообразования. В структуре смертности по причинам смерти более высокое значение, чем во многих российских регионах, имеет смертность от устранимых причин смерти - алкоголизма, наркомании, инфекционных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и СПИДа) и внешних причин (убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий). Внешние причины смерти уносят больше жизней, чем злокачественные новообразования, занимая в 2011 году второе место среди основных причин смертности после болезней системы кровообращения в большинстве субъектов макрорегиона.

Для изменения указанных негативных тенденций приоритетными направлениями необходимо избрать профилактику социально значимых заболеваний, укрепление здоровья и здоровый образ жизни, повышение санитарной культуры населения, раннее выявление заболеваний и улучшение репродуктивного здоровья начиная с детского возраста. На снижении смертности положительно скажется предотвращение преждевременных смертей, иными словами, тех случаев смерти, которые наступают до достижения средней продолжительности жизни, а также социально значимых случаев, которые приводят к существенным экономическим потерям общества.

Социальная привлекательность макрорегиона предполагает также создание благоприятных условий для создания семьи и воспитания здорового потомства. В большинстве субъектов макрорегиона рождаемость стабилизировалась на низком уровне, не обеспечивающем простого воспроизводства. Только в Республиках Бурятия и Саха (Якутия), а также Чукотском автономном округе суммарный коэффициент рождаемости близок к уровню, достаточному для простого воспроизводства (около 2 детей на женщину, а в условиях сложившейся смертности необходимо 2,2 - 2,3 ребенка). Вместе с тем макрорегион выделяется на фоне других российских регионов высоким числом абортов, несмотря даже на устойчивую тенденцию снижения, сформировавшую в последние годы. Если в среднем по России в 2011 году зарегистрировано 31 прерывание беременности в расчете на 1000 женщин 15 - 49 лет, то во всех субъектах Российской Федерации макрорегиона, кроме Приморского края, - более 40 - 50. На 100 родов в целом по России зафиксировано 63 аборта, тогда как в Дальневосточном федеральном округе - 86, а в четырех регионах (в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области) - более 100.

Исходя из изложенного, для улучшения демографической ситуации на территории макрорегиона предлагаются следующие мероприятия:

реализация мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения в Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2514-р;

разработка и реализация региональных программ комплексной профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, скоординированных с государственной программой;

разработка и реализация комплексной программы макрорегиона по повышению рождаемости, нацеленной на улучшение репродуктивного здоровья будущих матерей и отцов, снижение заболеваемости беременных, диспансеризацию детей и подростков; совершенствование методов диагностики и лечения супружеского бесплодия, предупреждение абортов путем культурно-просветительской работы и обеспечения доступности современных средств контрацепции; развитие экстракорпорального оплодотворения и программ суррогатного материнства;

создание многоуровневой системы информационной поддержки медико-демографических программ, в том числе финансирование изготовления и проката социальной рекламы в СМИ;

повышение ответственности органов власти всех уровней и населения за создание необходимых условий для соблюдения основ здорового образа жизни и санитарной культуры.

Как показал российский опыт последних лет, важную роль в обеспечении положительных демографических сдвигов способен сыграть материнский капитал и возможность потратить его на улучшение жилищных условий, образование или лечение детей. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о применении дополнительных мер долгосрочной поддержки материнства на территории макрорегиона с целью выравнивания реальных возможностей семей с детьми на востоке России с возможностями таких же семей из других регионов страны.

Миграционные проблемы макрорегиона целесообразно решать с учетом мероприятий Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. Планом реализации первого этапа Концепции (2012 - 2015 годы) предусмотрена разработка мероприятий по повышению привлекательности территории макрорегиона с целью создания необходимой для переселения российских граждан социальной и транспортной инфраструктуры, снижения транспортной оторванности от регионов центральной России. Намечены также мероприятия по совершенствованию образовательной (учебной) миграции и академической мобильности, в том числе системы стажировок и стимулирования трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в восточных районах России. В то же время необходимо форсировать действия, нацеленные на прекращение миграционного оттока населения макрорегиона, который в соответствии с концепцией предполагается остановить только к 2021 году. Особую значимость будут иметь также мероприятия, направленные на содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Сальдо миграции на территории макрорегиона должно стать положительным уже в 2014 году.

Еще одним механизмом решения миграционных проблем макрорегиона является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В реализации указанной государственной программы в 2007 - 2012 годах приняли участие следующие субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ: Амурская, Сахалинская, Еврейская автономная области, Камчатский, Приморский, Хабаровский края. За период действия государственной программы в 2007 - 2012 годах на территорию Дальневосточного федерального округа переселилось 2624 соотечественника.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена новая редакция государственной программы, в соответствии с которой (а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1485) вся территория субъектов Дальнего Востока отнесена к территориям приоритетного заселения.

Одним из факторов повышения привлекательности дальневосточных территорий при выборе их участниками государственной программы в качестве места жительства является существенное увеличение пособий на обустройство ("подъемных"), выплачиваемых соотечественникам-переселенцам по прибытии на место жительства. В связи с существенным увеличением "подъемных" Минрегионом России и ФМС России прогнозируется увеличение количества соотечественников-переселенцев, избравших для жительства дальневосточные территории приоритетного заселения.

Следует учесть, что есть факторы, которые значительно осложняют процесс переселения соотечественников в Россию.

Для масштабного привлечения соотечественников на Дальний Восток необходимо решение наиболее актуальных вопросов: жилищное обустройство, трудоустройство и социальная поддержка. Решение данных вопросов возможно при комплексном подходе и учете положений Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, в данной государственной программе.

В то же время ключевым направлением миграционной политики на территории макрорегиона должно быть закрепление населения на его территории и создание условий для миграционного прироста. Эту задачу невозможно решить одним лишь повышением уровня заработной платы - требуется реализация системы мероприятий по созданию для населения принципиально более комфортной среды проживания, по развитию человеческого потенциала и по увеличению числа привлекательных и высокооплачиваемых рабочих мест.

В основу стратегии наращивания воспроизводственного потенциала макрорегиона методами обустройства территории и развития человеческого потенциала должна быть положена модернизация инфраструктуры и сектора социальных услуг. Эта стратегия должна затрагивать все без исключения территории макрорегиона с опорой на точки роста, которыми должны стать крупные и средние города макрорегиона и ареалы их влияния. Они смогут послужить своего рода "опорным каркасом" модернизации экономики и социальной среды.

В качестве ключевой отрасли, способной выступить локомотивом развития всей социальной сферы макрорегиона, следует рассматривать жилищное строительство.

Жилищные условия являются определяющим показателем качества жизни населения любого региона. Международный стандарт жилищных условий, разработанный в ООН и ЮНЕСКО, предусматривает, что на каждого жителя должно приходиться не менее 30 кв. м общей площади жилья, что каждому домохозяйству необходимо иметь отдельное жилье традиционного типа, а также что каждый член домохозяйства нуждается в одной индивидуальной комнате плюс как минимум две комнаты должны предназначаться для совместного пребывания членов семьи.

Внешне благополучная ситуация с обеспеченностью жильем и другими объектами социальной инфраструктуры на территории макрорегиона объясняется не интенсивным строительством, а убылью населения, особенно в Магаданской области и Чукотском автономном округе. При этом обеспеченность жильем на территории макрорегиона крайне неравномерна. Основной объем (более 3/4) жилищного фонда макрорегиона сосредоточен в четырех субъектах: в Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия) и Амурской области. Развивающиеся городские агломерации (Владивостокская, Хабаровская, Иркутская) и другие зоны экономического роста испытывают острый дефицит жилья. Новое жилье вводится в ограниченных объемах, не покрывающих растущую потребность.

Темпы ввода жилья на территории макрорегиона вдвое ниже среднероссийских. Из всех дальневосточных регионов только Сахалинская область оказалась в группе "относительно опережающих" регионов с показателем ввода жилья 404 кв. м/тыс. человек, заняв 25-е место среди всех 83 субъектов Российской Федерации. Помимо этого, Республика Саха (Якутия) вошла в число "середняков" (316 кв. м/тыс. человек, 46-е место). Большинство же территорий макрорегиона вошли в группу относительно отстающих регионов с низкими показателями жилищного строительства (от 200 до 300 кв. м на 1 тыс. жителей), а некоторые и в группу регионов с минимальным вводом жилья (менее 200 кв. м на 1 тыс. жителей). Среди относительно отстающих - Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Хабаровский край, Амурская область, среди регионов с наиболее низкими показателями ввода жилья - Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ.

Следовательно, необходима разработка мероприятий по повышению жилищной обеспеченности населения макрорегиона за счет наращивания объемов строительства и соответствующего развития промышленности стройматериалов, привлечения финансовых ресурсов в стройиндустрию, активизации арендных форм предоставления жилья.

Политика жилищного строительства на территории макрорегиона должна учитывать определенную передислокацию производительных сил и концентрацию населения в опорных зонах развития. С учетом планируемого роста населения региона потребуется введение в эксплуатацию большого объема новых жилых помещений, а также ликвидация ветхого и аварийного жилья.

При реализации сценария форсированного социально-экономического развития возможно увеличение ежегодного ввода жилья на территории макрорегиона с 3271,6 тыс. кв. м в 2011 году до 15186,4 тыс. кв. м в 2025 году. С учетом целевых ориентиров численности населения региона 12,4 млн. человек и средней обеспеченности населения жильем 31,5 кв. м на человека общий объем жилищного фонда территории макрорегиона должен составить 390,6 млн. кв. м, что в 1,7 раза превышает нынешний уровень.

Значительная доля вводимого жилья должна предназначаться для сдачи населению в аренду на коммерческих или льготных (социально доступных) условиях. Причем это должно касаться как квартир в многоэтажных жилых домах, так и индивидуальных жилых домов. Без принятия специальных мер по значительному увеличению объемов строительства жилья в городских агломерациях и зонах освоения жилищная ситуация в ближайшее время резко ухудшится.

Мультипликативный эффект развития жилищной сферы проявляется в увеличении производства в связанных со строительством отраслях, в создании дополнительных рабочих мест, повышении заработной платы и росте потребительского спроса. Кроме того, жилищное строительство порождает необходимость инвестиций в смежные сферы; приводит к повышению совокупного общественного спроса на строительные материалы и конструкции, товары длительного пользования, мебель и т.д.; вовлекает в финансовый оборот сбережения населения и др. Это позволяет рассматривать жилищное строительство в качестве ключевого фактора социально-экономического развития территории макрорегиона.

По имеющимся оценкам, вложение одной денежной единицы в жилищное строительство в конечном счете обеспечивает от 2 до 3 единиц прироста ВВП. Расчеты специалистов, исходящие из сложившейся структуры затрат на строительство 1 кв. м жилья с учетом роста объемов жилья, показывают, что рост инвестирования в строительство может увеличить ежегодный темп роста промышленного производства за счет действия мультипликатора жилищных инвестиций на 3 - 3,5 процента. В связи с этим вполне уместно поставить в качестве долгосрочного целевого ориентира для макрорегиона выполнение норматива "строительство 1 кв. м жилья на одного жителя в год", с последующим доведением этой величины до 1,5 кв. м в год.

Решение стратегических задач жилищной политики макрорегиона требует реализации комплекса мер и мероприятий, направленных на повышение доступности жилья путем стимулирования предложения, формирования современных финансовых механизмов поддержки как населения, так и участников рынка, развития конкуренции в строительстве и на рынке жилья, активизации антимонопольной деятельности, снижения издержек в строительстве.

Значимый ресурс в решении жилищных проблем макрорегиона создает использование инновационных технологий в процессе капитального ремонта. С этой целью должны использоваться новые технологии жилой застройки на базе старых трех-пятиэтажных домов, активно применяемые в Европе и Канаде.

С финансовой точки зрения жилье по рыночной цене способна покупать лишь незначительная доля населения макрорегиона. Поэтому одной из важных задач жилищной политики является повышение уровня финансовой доступности жилья на рынке - путем быстрого повышения уровня денежных доходов населения, развития ипотеки и других форм жилищного кредитования, снижения ставок по кредитам, себестоимости строительства и цен на рынке жилья и пр.

Кроме того, необходимо развивать другие, не только чисто рыночные, пути обеспечения населения жильем. Более широкое развитие должны получить такие формы, как:

бесплатное предоставление жилья очередникам и различным категориям социально незащищенных групп населения на условиях социального найма;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством (военнослужащие, вынужденные переселенцы, чернобыльцы, бывшие "северяне" и др.);

расширение сферы так называемой социальной, или ведомственной, ипотеки, выдаваемой различным категориям работников бюджетной сферы, а также молодым семьям, с возможным списанием части долга при рождении детей;

разработка мер жилищной политики, специально направленных на улучшение жилищных условий семей с двумя и более детьми;

возрождение на современном уровне практики жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);

внедрение системы сбережений населения по типу строительно-сберегательных касс, которая в большей мере, нежели ипотека, соответствует возможностям различных доходных групп населения накапливать деньги для приобретения или строительства жилья;

развитие муниципальной аренды жилья для определенных категорий населения на основе создания сети бездотационных домов;

развитие коммерческой аренды жилья по типу доходных домов.

Должен ускоренно развиваться сектор арендного жилья. Возможность получения арендного жилья (особенно на базе социальной аренды) прежде всего актуальна для семей с более низким уровнем денежных доходов, для которых выход на рынок жилья и ипотека практически закрыты. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Высокая доля жилья в собственности семей вообще не очень характерна для развитых стран Запада, особенно для Западной Европы. Во многих из них она в среднем значительно ниже (от 40 до 60 процентов), чем в нашей стране (доля жилья в собственности в среднем по России составляет 85,6 процента).

На территории макрорегиона, учитывая его стратегическое положение, целесообразно использовать механизмы прямой государственной поддержки при строительстве арендного жилья, например для работников организаций оборонно-промышленного комплекса. Снижению стоимости строительства такого жилья будет способствовать развитие механизмов первоочередного обеспечения земельными участками, выделяемыми под арендный жилищный фонд, объектами социальной и инженерной инфраструктуры за счет регионального и (или) местного бюджетов.

Особое место на территории макрорегиона должно принадлежать малоэтажному жилищному строительству, которое может стать очень важным инструментом улучшения условий жизни населения. Малоэтажное жилье обладает рядом преимуществ по сравнению с многоэтажным: возможность применения экономных технологий и сравнительно низкая себестоимость строительства, короткие сроки возведения, улучшенные экологические параметры, развитие поселений вширь, а не вверх, что важно в качестве дополнительного фактора освоения обширных территорий.

Строительство таких домов в большинстве территорий макрорегиона пока не получило должного развития. В то же время новым, возникшим в последние годы на ряде территорий (Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Сахалинская область) положительным фактором является возможность газификации индивидуального жилья. Наиболее перспективными территориями макрорегиона для развития интенсивного малоэтажного и индивидуального строительства являются пригороды крупных и средних городов.

Проживание в индивидуальных домах будет способствовать развитию среднего класса, стремлению к квалификационному и профессиональному росту как условию повышения материального достатка, изменению образа жизни, возрождению традиционных семейных ценностей и демографическому росту на территории макрорегиона.

Коммунальная инфраструктура макрорегиона в целом характеризуется большим износом сетей и сооружений (до 60 процентов, а на отдельных участках и до 100 процентов), нехваткой мощностей для покрытия даже существующих нагрузок, следствием чего является затратный и ресурсорасточительный режим ее функционирования.

По обеспеченности территории и населения объектами коммунальной инфраструктуры (водопроводом, канализацией, тепловыми сетями) все субъекты Российской Федерации, входящие в состав макрорегиона, значительно отстают от других российских регионов. Коэффициенты обеспеченности ниже среднероссийского уровня: по водопроводу - на 85 процентов, по канализации - на 65 процентов, по тепловым сетям - на 43 процента. Средний уровень газификации дальневосточных регионов не превышает 7 процентов, тогда как в целом по России он составляет 63,1 процента.

Кроме того, обеспеченность населения макрорегиона услугами коммунальной инфраструктуры крайне неравномерна. На севере макрорегиона, где сосредоточены населенные пункты сельского типа, распространены автономные системы теплоснабжения и практически отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение. В южных районах макрорегиона инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства более развита. Все города и частично поселки городского типа оборудованы централизованными системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Жилищно-коммунальное хозяйство макрорегиона характеризуется низким коэффициентом использования мощностей и большими потерями энергоносителей. При этом тарифы на жилищно-коммунальные услуги в северных районах превышают средние тарифы по макрорегиону в 1,5 - 3 раза. Для эффективной работы жилищно-коммунальной отрасли необходимы проведение глубокой модернизации инженерной инфраструктуры, а также перевод предприятий отрасли на электро- и теплосберегающие технологии.

Ввиду того, что удельное потребление энергоресурсов на территории макрорегиона в 2,5 раза выше среднероссийского уровня, задача энергосбережения здесь становится особенно актуальной и требует усилий по всем основным направлениям: при производстве, при распределении и транспортировке, а также при потреблении энергоресурсов.

При сложившемся уровне расходов на текущий и капитальный ремонт, существующих темпах нового строительства и сноса ветхого жилья наблюдается постоянное ухудшение технического состояния жилья и коммунальных сетей городских поселений макрорегиона. В первую очередь это касается сектора муниципального жилья, который в последние годы активно пополнялся за счет передачи ведомственного жилищного фонда, зачастую имевшего критическое состояние.

Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства должны стать повышение качества услуг, ограничение издержек производителей и, как следствие, тарифов, смягчение для населения процесса реформирования ЖКХ.

Важным фактором формирования комфортной среды проживания населения макрорегиона является масштабная модернизация образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы.

Показатели количественной обеспеченности территории и населения социальной инфраструктурой в большинстве субъектов Российской Федерации макрорегиона находятся примерно на среднероссийском уровне. Относительно низкая совокупная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры зафиксирована только у Приморского края, Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Несколько ниже среднероссийского уровня обеспеченность средними общеобразовательными учебными заведениями во всех субъектах Российской Федерации макрорегиона, кроме Чукотского автономного округа; обеспеченность стационарными лечебными учреждениями - в Республике Бурятия, Приморском и Хабаровском краях; обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области и Еврейской автономной области.

Таким образом, основные задачи развития в области образования и здравоохранения макрорегиона должны быть сконцентрированы прежде всего на их качественном преобразовании. Одна из основных задач - реконструкция и модернизация основных фондов.

Общей проблемой для всех звеньев системы образования на территории макрорегиона являются износ основных фондов, высокая доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. Износ оборудования в школах приближается к 70 процентам, капитальный ремонт большого числа зданий не производился более 50 лет.

Государственная политика в сфере образования на территории макрорегиона также должна быть ориентирована на поддержку проектов комплексной модернизации региональных систем, формирование системы непрерывного образования с обеспечением доступности дошкольного образования, повышением качества общего образования, восстановлением системы среднего профессионального образования и дополнительного образования, развитием высшего образования.

Развитие системы дошкольного образования на территориях с высокой плотностью населения должно ориентироваться на снижение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях и повышение комфортности пребывания в них. Эти задачи должны решаться за счет строительства комфортабельных детских садов, отвечающих современным требованиям.

Развитие системы общего среднего образования на территории макрорегиона требует формирования сети базовых школ и их филиалов с подвозом учащихся в сельской местности, повышения материально-технического обеспечения школ, включая оснащение сети базовых школ необходимым оборудованием, развития профильного обучения и расширения сферы дополнительного образования школьников. Ввиду низкой плотности транспортной инфраструктуры на территории макрорегиона, а также значительного расстояния между населенными пунктами необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Число учебных мест при введении системы обучения в одну смену должно увеличиться на 600 тыс. В некоторых случаях может быть целесообразным создание интегрированных образовательных учреждений, объединяющих учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования, интернат для детей-сирот и учащихся из отдаленных населенных пунктов численностью менее 100 жителей.

Для обучения детей коренных малочисленных народов Севера необходимо развивать модель кочевой школы, позволяющую не отрывать детей от семьи и традиционного образа жизни и вместе с тем обеспечить их подготовку к получению дальнейшего образования.

Развитие системы среднего профессионального образования в первую очередь должно ориентироваться на потребности рынка труда. В связи с этим целесообразны преобразование и интеграция соответствующих учреждений в многоуровневые и многофункциональные образовательные системы, интеграция профессионального образования и отраслевых предприятий с необходимой лабораторной и производственной базой, центрами переподготовки и повышения квалификации кадров, а также центрами дистанционного профессионального образования.

Развитие системы высшего образования на территории макрорегиона должно быть связано с созданием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, а также других образовательных центров, способных обеспечить инновационные производства квалифицированными работниками.

Целью развития системы здравоохранения должно стать преломление тенденций естественной убыли населения и снижение уровня заболеваемости. Модернизацию объектов медицинской инфраструктуры следует ориентировать на снижение объема коечного фонда и создание на высвободившихся площадях палат повышенной комфортности и дневных стационаров, обновление технической базы, реализацию рациональных подходов к процессам профилактики заболеваний, внедрение эффективных механизмов экономического стимулирования организаций здравоохранения и их сотрудников.

В условиях низкой плотности населения в большинстве субъектов Российской Федерации макрорегиона следует развивать дистанционные и выездные формы оказания медицинской помощи. С этой целью необходимо, в частности, создание акушерских дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами для экстренной транспортировки больных из труднодоступных районов, а также выездных бригад акушеров-гинекологов, неонатологов и педиатров для оказания консультативной и лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.

В региональных центрах и в крупных городах необходимо развивать клинико-диагностические центры, включающие профильные клинические отделения, поликлинические амбулатории, дневные стационары, диагностические и лабораторные отделения, реабилитационные центры. В каждом региональном центре должны быть созданы современные перинатальные центры, располагающие высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными кадрами. В перинатальном центре должны проводиться наблюдение, диагностика, лечение и послеродовое сопровождение матерей и новорожденных.

На межрайонном уровне в центрах зон опережающего экономического роста необходимо создавать медицинские центры, связанные с клинико-диагностическими центрами (посредством телемедицинской системы) и специализированными диспансерами (кардиологическими, психотерапевтическими, наркологическими и противотуберкулезными). Межрайонные центры станут базами санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку пациентов из удаленных районов к месту лечения.

Необходимо развивать систему выездных медицинских бригад для медицинского обслуживания населения труднодоступных и небольших по численности северных, в том числе национальных, сел.

В вахтовых поселках, расположенных в пределах транспортной доступности центров зон опережающего экономического роста, необходимо создавать медицинские пункты неотложной (в том числе стоматологической) помощи. Для удаленных и труднодоступных вахтовых поселков необходима организация центров общей (семейной) практики и врачебной амбулатории с современным оборудованием.

Конечная цель развития социальной инфраструктуры - вывод качества и доступности социальных услуг на уровень выше среднероссийского. Это обеспечит приемлемую компенсацию неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.