Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел X. Анализ рисков реализации государственной программы (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от участников государственной программы и негативно влияющих на основные параметры государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками реализации государственной программы

Раздел X

Анализ рисков реализации государственной программы

(вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих

от участников государственной программы и негативно

влияющих на основные параметры государственной программы

(подпрограммы) и описание мер управления рисками

реализации государственной программы

Оценивая перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, следует принимать во внимание ряд угроз и рисков, реализация которых может серьезно затруднить достижение поставленных целей. В настоящее время наиболее существенными представляются следующие риски:

1. Риск недофинансирования запланированных мероприятий государственной программы.

Факторы риска: экономические.

По скорости развития: постепенный.

По возможности предотвращения: предотвращаемый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: средняя.

Характер возможного ущерба: политический, экономический, социальный.

Реализация этого риска приведет к тому, что темпы развития макрорегиона окажутся существенно ниже ожидаемых. Расчеты показывают, что если объем бюджетных инвестиций на территории макрорегиона останется на уровне, который предусматривается подготовленными на сегодня федеральными целевыми программами, то ВРП макрорегиона к 2025 году вырастет не в 2,6 раза, а только в 1,54 раза, объем промышленного производства не в 1,8 раза, а только в 1,13 раза, вводы жилья не до 15 млн. кв. м в год, а только до 4,3 млн. кв. м. При этом средняя номинальная заработная плата на территории макрорегиона будет составлять не 133 процента от среднероссийской, а только 112 процентов. Численность населения макрорегиона в лучшем случае стабилизируется на некоторое время, а потом снова начнет падать. Иными словами, при таком объеме бюджетных инвестиций (примерно 1,2 трлн. рублей в период до 2025 года) темпы развития экономики макрорегиона будут значительно отставать не только от ожидаемых темпов развития стран-соседей, но и от среднероссийских темпов.

При таком сценарии развития событий восточные регионы России неминуемо превратятся в ресурсный придаток более развитых стран, из-за чего условия международного экономического сотрудничества с каждым годом будут становиться все менее выгодными для России. Кроме того, так и не будет преодолена экономическая изоляция макрорегиона от остальной части России, а относительная привлекательность макрорегиона для бизнеса и населения продолжит снижаться.

Политический ущерб будет заключаться в снижении влияния России на процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в возможном обострении некоторых исторических международных коллизий.

Экономический ущерб будет связан с сохранением инфраструктурных проблем, с закрытием части производств и продолжением экономической деградации депрессивных территорий, с ухудшением структуры экономики макрорегиона, падением рентабельности экспорта, ростом уязвимости по отношению к колебаниям мировой ценовой конъюнктуры.

Социальный ущерб выразится в отставании динамики уровня жизни населения макрорегиона от среднероссийской и, как следствие, в продолжении всех неблагоприятных демографических тенденций: более высоком уровне заболеваемости и смертности, оттоке постоянных жителей и т.д.

Управление риском недофинансирования должно заключаться во всемерной поддержке инвестиционной составляющей государственной программы, в поиске новых форм и технологий бюджетного финансирования, включая развитие механизмов ГЧП, в ускорении работы по предпроектной подготовке, в улучшении контроля за расходованием бюджетных средств и снижении относительных затрат, в снижении кредитных ставок, удлинении сроков кредитования и в общем улучшении инвестиционного климата на территории макрорегиона (что обеспечит рост мультипликатора госинвестиций).

2. Риск задержки финансирования запланированных мероприятий государственной программы.

Факторы риска: экономические.

По скорости развития: быстрый.

По возможности предотвращения: предотвращаемый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: высокая.

Характер возможного ущерба: экономический, социальный.

Основные последствия, которые вызовет реализация этого риска, будут заключаться в запаздывании выполнения поставленных задач развития макрорегиона.

Экономический ущерб выразится во временном провале в темпах роста макрорегиона, а также в удорожании запланированных инвестиционных мероприятий. Это удорожание будет связано как с инфляционными процессами, так и с частичной утерей существующих сейчас заделов, которые придется создавать заново.

Социальный ущерб будет заключаться в задержке мероприятий, которые нацелены на развитие жизнеобеспечивающих сфер, что, в свою очередь, затруднит выполнение задач по улучшению демографической ситуации.

Управление риском задержки финансирования должно заключаться в максимально возможном ускорении согласования позиций ведомств, ответственных за бюджетное финансирование, и ведомств, ответственных за подготовку и реализацию государственной инвестиционной политики. Кроме того, для устранения этого риска потребуется радикальное ускорение проектно-изыскательской и технико-экономической проработки наиболее перспективных инвестиционных проектов на территории макрорегиона.

3. Риск усиления внешнего демографического давления.

Факторы риска: социальные, политические, демографические.

По скорости развития: постепенный.

По возможности предотвращения: предотвращаемый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: умеренно высокая.

Характер возможного ущерба: социальный, политический, экономический.

Указанный риск связан с возможным углублением диспропорций между численностью коренных жителей макрорегиона и численностью населения стран-соседей. Этот риск будет расти до тех пор, пока не будет преодолена тенденция миграционного оттока коренного населения с восточных территорий России.

Кроме того, усиление демографических угроз на территории макрорегиона возможно в случае обострения продовольственных проблем в бедных густонаселенных странах и стихийных попыток массового переселения.

Социальный ущерб будет заключаться в появлении на территории макрорегиона большего числа людей, не адаптированных к трудовым, культурным, бытовым и прочим традициям местных сообществ. Это будет выливаться в разного рода конфликты, серьезно подрывающие общественное спокойствие и заметно снижающие комфортность жизни широких слоев населения. Кроме того, значительно вырастет нагрузка на существующую социальную инфраструктуру.

Политический ущерб будет заключаться в возможном обострении конфликтов между различными группами населения, между населением и структурами власти, между Россией и другими государствами, а также в необходимости усиливать работу правоохранительных органов, ужесточать правоприменительную практику и укреплять оборонные возможности.

Экономический ущерб будет связан в основном с необходимостью нести дополнительные расходы на функционирование социальной сферы и на поддержание общественной безопасности.

Управление демографическими рисками должно заключаться прежде всего в осуществлении комплекса мер, нацеленных на улучшение социальной ситуации на территории макрорегиона и предотвращение оттока коренного населения. Кроме того, должны быть усилены барьеры, предотвращающие нежелательную и неконтролируемую миграцию.

4. Риск возникновения серьезных катаклизмов на международных сырьевых рынках, включая длительные периоды падения цен и снижения физических объемов спроса.

Факторы риска: экономические.

По скорости развития: быстрый или умеренно быстрый.

По возможности предотвращения: практически непредотвратимый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: умеренно высокая.

Характер возможного ущерба: экономический.

Эта угроза может быть связана как с различными кризисными явлениями в мировой экономике, так и с глобальными технологическими сдвигами, в результате которых спрос на различные виды сырья может значительно уменьшаться. Поскольку экономика макрорегиона пока имеет ярко выраженную сырьевую ориентацию, на ней подобные ситуации будут сказываться особенно болезненно.

Экономический ущерб будет заключаться в росте убытков сырьевых предприятий и, в ряде случаев, в остановке их деятельности, замораживании новых инвестиционных проектов, росте безработицы, снижении доходов населения и региональных бюджетов.

Управление риском ухудшения ситуации на сырьевых рынках должно заключаться в политике, нацеленной на диверсификацию экономики макрорегиона и скорейшее развитие несырьевых производств, а также на усиление экономических связей макрорегиона с другими регионами России и мира.

5. Риск медленного развития механизмов рыночного саморегулирования.

Факторы риска: институциональные, экономические.

По скорости развития: постепенный.

По возможности предотвращения: предотвращаемый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: средняя.

Характер возможного ущерба: экономический, социальный.

Экономическое развитие макрорегиона сегодня во многом обусловлено инвестициями, которые прямо финансируются государством или осуществляются по его настоятельным рекомендациям. Кроме того, во многом экономическая деятельность в макрорегионе становится рентабельной только при наличии серьезных налоговых льгот и прочих преференций за счет государства и других участников рынка. Обычно подобная активность государства стимулирует возникновение бизнеса, который работает уже на рыночных принципах и не нуждается в специальной поддержке. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин на территории макрорегиона запуск рыночных механизмов происходит медленно. Если такое положение дел сохранится и в будущем, эффективность бюджетных вливаний в регион окажется очень низкой.

Экономический ущерб будет заключаться в необходимости продолжать политику массированного субсидирования экономики макрорегиона, в низкой активности частных инвесторов, в недостаточном уровне собственных налоговых доходов, получаемых регионами.

Социальный ущерб будет заключаться в замедлении динамики доходов домохозяйств, росте иждивенческих настроений, продолжении оттока населения.

Управление риском плохой работы рыночных механизмов должно включать в себя осуществление всего комплекса мер по повышению экономической привлекательности региона - от опережающего развития инфраструктуры до кардинального снижения административных барьеров для бизнеса.

6. Риск серьезного замедления темпов экономического развития в ряде стран АТР.

Факторы риска: экономические.

По скорости развития: постепенный.

По возможности предотвращения: практически непредотвратимый.

Оценка вероятности неблагоприятного развития событий: низкая.

Характер возможного ущерба: экономический.

Замедление экономического развития некоторых наших стран-партнеров может повлечь приостановку реализации или даже полную заморозку проектов, ориентированных на масштабный экспорт из России или обслуживание транзита Азия - Европа.

Экономический ущерб будет заключаться в значительных финансовых потерях компаний-инвесторов и налоговых потерях бюджетов субъектов Российской Федерации макрорегиона.

Управление риском замедления экономической динамики в странах АТР должно заключаться прежде всего в переключении ориентированных на экспорт проектов на удовлетворение потребностей внутрироссийского рынка.