4. Характеристика мер государственного регулирования
Для успешной реализации подпрограммы необходимы меры государственного регулирования, в том числе:
бюджетной политики, включая бюджетные инвестиции и субсидирование потребителей;
государственной политики в области международного энергетического сотрудничества (для экспорта энергии).
Государственная тарифная политика на Востоке должна обеспечивать возможность привлечения частных инвестиций, стимулировать энергосбережение и при этом обеспечивать приемлемый для промышленности и населения уровень тарифов, который позволит обеспечить необходимые темпы социально-экономического развития региона.
В части технической политики должны быть определены меры стимулирования внедрения инноваций в развитии энергетики в зоне ОЭС, а также снижения рисков загрязнения окружающей среды от деятельности объектов генерации. Фактором, облегчающим реализацию мер государственного регулирования в данном секторе, является корпоративная техническая политика ОАО "РусГидро", ОАО РАО "ЭС Востока" и других крупных операторов энергетической инфраструктуры в регионе.
Техническая политика в сфере локальной энергетики является задачей, требующей выработки решений на основе взаимодействия Министерства энергетики Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона. Сегодня в регионах используются десятки различных типов только дизельного генерирующего оборудования. В результате специальных мер технического регулирования должны быть выработаны нормативы и требования к оборудованию с учетом условий эксплуатации в регионах, а также условий для централизации технической поддержки, формирования эффективных сервисов сопровождения приобретаемого оборудования, закупки и комплектации запасных частей, подготовки персонала и так далее. Задачей является выработка необходимых стандартов как условия внедрения новых технологий, их взаимного сочетания, сопряжения элементной базы, методической поддержки, включая технологии генерации на основе использования ВИЭ, технологии активно-адаптивных локальных сетей (микрогрид). Данный ряд мер должен учитывать возможности локализации производства отдельных компонентов или элементов технологических систем непосредственно в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона.
Фискальные механизмы стимулирования инвестиций.
В целях обеспечения возможности привлечения достаточного объема инвестиций для развития электроэнергетики ДФО и повышения экономической эффективности реализуемых инвестиционных проектов предлагается использовать следующие меры государственной фискальной политики:
использование ускоренной амортизации (с коэффициентом 3) для вводимых и модернизируемых энергетических объектов, при условии всесторонней оценки тарифных последствий и обоснования доступности энергии для потребителей;
уменьшение налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль на величину НИОКР (возможно, более чем на 100 процентов НИОКР по аналогии с мерами, применяемыми в странах АТР);
инвестиционный налоговый кредит (рассрочка) по налогу на прибыль и региональным налогам на срок фактической окупаемости инвестиционных проектов;
Возможность реализации мероприятий отраслевого развития во многом будет определяться бюджетной политикой, чтобы обеспечить:
бюджетное финансирование мероприятий отраслевой инвестиционной программы (с учетом объемов финансирования, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами);
субсидирование отдельных групп потребителей в целях обеспечения соответствия уровня тарифной нагрузки этапу социально-экономического развития региона.
В качестве инструментов, в рамках которых будет осуществляться финансирование инфраструктурных проектов в энергетической отрасли, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предполагаются:
по объектам капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) - субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на софинансирование объектов капитального строительства региональной собственности и на предоставление аналогичных субсидий местным бюджетам;
по объектам капитального строительства акционерной собственности - бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в форме взноса в уставный капитал соответствующих компаний.
Кроме того, финансирование инвестиций в инфраструктурные проекты может осуществляться с помощью иных механизмов, таких как:
финансирование строительства объектов электроэнергетики за счет средств Инвестиционного фонда;
приобретение долговых ценных бумаг инфраструктурных энергетических компаний;
выделение прямых целевых инвестиционных средств государственным компаниям на реализацию инвестиционных проектов, имеющих государственную значимость;
прямая компенсация из бюджетных средств части расходов инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, отвечающие приоритетным направлениям развития электроэнергетики, в том числе: компенсация стоимости технологического присоединения объекта к электрическим сетям и части процентных платежей, страховой премии для энергообъектов;
применение при реализации инвестиционных проектов других инструментов государственно-частного партнерства.
Согласно видению социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, для реализации экономического потенциала региона требуется развертывание крупных инфраструктурных проектов, включающих проекты по развитию электроэнергетической инфраструктуры. Включение механизмов привлечения частных инвестиций принципиально не может в полной мере обеспечить необходимые объемы инвестиций, ввиду того что:
проекты в электроэнергетике могут быть экономически неэффективны в силу социальной направленности (в частности, характеризоваться отрицательным чистым приведенным доходом для частного инвестора);
объемы инвестиций и временные горизонты реализации проектов могут не удовлетворять требованиям частных инвесторов.
Одновременно с низкой потенциальной эффективностью для частных инвесторов планируемые мероприятия являются высокоэффективными для государства в силу того, что их реализация приведет к сокращению объемов перекрестного субсидирования, создаст новые рабочие места, существенно повысит уровень налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
В настоящее время механизмы субсидирования потребителей электроэнергии являются необходимым элементом бюджетной политики, используемым для сдерживания роста тарифов для потребителей, относящихся к льготным тарифным группам, а также потребителей регионов со сравнительно высоким экономически обоснованным уровнем тарифов. При этом применяются два принципиально различных вида субсидирования - перекрестное (снижение тарифа для определенных групп потребителей при возмещении затрат энергокомпаний за счет повышения тарифов для других групп) и прямое (выделение государственных средств для компенсации снижения общего уровня тарифов для потребителей).
Необходимо существенное снижение объемов перекрестного субсидирования, поскольку оно негативно сказывается на работе механизмов тарифного регулирования, в частности, на обеспечении баланса интересов потребителей и стимулировании экономической эффективности энергокомпаний. В числе мероприятий, направленных на сокращение объемов субсидирования, в первую очередь предполагается отказ от перекрестного субсидирования в пользу прямого (при бюджетной обеспеченности данных мер) в целях снятия с отдельных групп потребителей необоснованно высокой тарифной нагрузки.
В долгосрочной перспективе предполагается дополнительно существенно снизить объемы прямого субсидирования. Предпосылки для снижения общих объемов субсидирования в долгосрочной перспективе:
инфраструктурная интеграция отрасли, которая приведет к выравниванию тарифов между регионами и снижению необходимости межтерриториального субсидирования;
возможность последовательной ликвидации льготных тарифных групп, отмены социально неоправданных льгот и скидок, предоставляемых гражданам, а также ликвидации экономически и технологически неоправданных тарифных групп.
Одной из задач обеспечения эффективной реализации подпрограммы является поэтапное снижение объемов субсидирования при обеспечении синхронизации политики субсидирования с общим социально-экономическим развитием регионов, в частности:
динамикой уровня доходов населения;
динамикой уровня тарифов на электроэнергию в различных регионах.
Целевые объемы сокращения перекрестного и прямого субсидирования потребителей, сроки и этапы выполнения такого сокращения будут определены отдельно в каждом субъекте Российской Федерации макрорегиона на основе региональной специфики электроэнергетики, структуры энергопотребления, в частности, доли бытового энергопотребления, а также текущих и перспективных показателей социально-экономического развития.
Развитие нормативно-правовой основы тарифного регулирования и практика его применения в регионах, где функционируют технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, предполагает гибкий подход в зависимости от специфики реальной ситуации в субъекте Российской Федерации и информационную прозрачность. Так, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возможно установление единого тарифа для прочих потребителей, что приводит к равным ценовым показателям для этих потребителей. Кроме того, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, предусмотрена публикация тарифной заявки регулируемой организации, решения органа исполнительной власти с материалами и протоколами, что обеспечивает прозрачность принятия тарифных решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исключение межрегионального перекрестного субсидирования.
Помимо применения описанных механизмов, предлагается стимулировать реализацию мероприятий подпрограммы посредством применения следующих мер государственной поддержки:
предоставление энергокомпаниям льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, необходимыми для реализации инвестиционных проектов, в том числе упрощение процедур выделения земельных участков под энергообъекты, а также снижение стоимости выделяемых земель;
ускорение и упрощение процедур оформления разрешительной документации и лицензирования;
введение механизма свободных долгосрочных договоров на поставку электроэнергии между энергокомпаниями, осуществляющими строительство генерирующих объектов, и компаниями - операторами вводимых энергоемких предприятий с целью минимизации рисков дефицита мощности для потребителя и дефицита спроса на электроэнергию, для энергокомпании, реализующей проект.
Государственная политика в экспорте электроэнергии должна исходить из следующих принципов:
экспорт электроэнергии не должен приводить к росту тарифов на внутреннем рынке. После вступления в ВТО и обострения конкуренции, а также с учетом того, что основная налогооблагаемая база - это энергоемкие сектора экономики (ТЭК, черная и цветная металлургия, химия, цемент и строительные материалы), соответственно, дешевая электроэнергия должна оставаться на внутреннем рынке;
оптимальным вариантом для макрорегиона является экспорт электроэнергии, выработанной по замыкающим ценам на тепловых электростанциях, работающих на угле;
организационная и бизнес-модель проектов экспорта энергии должна основываться на коммерческом финансировании с применением различных инструментов привлечения инвестиций. Перспективным для будущих проектов экспорта электроэнергии могут быть многолетние иностранные концессии на добычу топлива с правом продаж электроэнергии от специально построенных концессионером тепловых электростанций и необходимых инфраструктурных объектов (линии электропередач, электроподстанции), при недопустимости их экстерриториальности. Концессионная разработка месторождения и строительство концессионером электростанции, где будут работать российские специалисты, освобождает макрорегион от длительно окупаемых затрат, решает вопросы параллельной работы экспортных ТЭС в энергосистеме и гарантирует стабильный экспорт.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей