1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Устойчивое развитие Российской Федерации, национальная безопасность и высокое качество жизни и здоровья ее населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимосвязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются: улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.
Многие из экологических проблем Дальнего Востока и Байкальского региона связаны с экономическими проблемами. Сложившаяся несбалансированность природопользования, связанная с очаговым расселением населения и размещением материального производства без учета экологической емкости территорий, определяет специфику воздействия на окружающую среду практически во всем макрорегионе.
Анализ современного состояния окружающей среды на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе позволяет выделить следующие основные проблемы, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду.
Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов Российской Федерации устойчивость дальневосточных экосистем, которая уменьшается с юга на север. Характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет и в ряде случаев полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т.д. Экстенсивное природопользование подрывает потенциал самовоспроизводства возобновляемых природных ресурсов и, наряду с наличием экологически вредных производств, приводит к возникновению потенциальных очагов социальной напряженности.
В 2010 году объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе составил 2,8 млн. т (8,7 процента от валового выброса Российской Федерации), в том числе от стационарных - 1,67 млн. т. Выбросы в атмосферу от передвижных источников (в первую очередь автотранспорт) превысили 1,1 млн. т и составили в среднем 40 процентов от общего объема выбросов (от 18,5 процента в Чукотском автономном округе до 58 процентов в Камчатском крае). В крупных городах Дальнего Востока и Байкальского региона с высоким уровнем автомобилизации и недостаточной пропускной способностью транспортной сети автотранспорт становится основным источником выбросов в атмосферный воздух. С учетом перспектив роста транспортных перевозок и численности автомобильного парка необходимо будет реализовать превентивные меры по охране атмосферного воздуха. Наряду с архитектурно-планировочными решениями при формировании дорожной сети в городах в целях увеличения ее пропускной способности будут развиваться такие направления, как перевод транспорта на природный газ и электрический транспорт. Как показывают расчеты, перевод парка муниципального транспорта на природный газ, который на сегодня является наиболее экономически и экологически выгодным видом моторного топлива, позволяет в разы сократить загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами и снизить шумовое воздействие. Министерство энергетики Российской Федерации и ОАО "Газпром" разработали проект долгосрочной концепции газификации транспорта до 2020 года. Основной акцент в концепции сделан на решение проблем газификации автотранспорта и сельскохозяйственной техники на уровне субъектов Российской Федерации.
Специфика антропогенного воздействия на воздушный бассейн Дальнего Востока и Байкальского региона связана со значительной долей энергогенерирующих мощностей, работающих на угле, и продолжительным отопительным сезоном. Вклад объектов теплоэнергетики в загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников по основным веществам является превалирующим и в среднем составляет 80 процентов (от 60 процентов в Забайкальском крае до 90 процентов в Чукотском автономном округе). Крупными стационарными источниками выбросов являются также предприятия металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и нефтепереработки.
В городах и населенных пунктах с угольными энергогенерирующими мощностями наблюдается превышение ПДК по саже (в отдельных городах более чем в 3 раза). В центрах алюминиевой промышленности отмечаются превышающие норму концентрации фторида водорода, в центре целлюлозно-бумажного производства - сероуглерода и сероводорода. В 2010 году в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха вошло 36 городов (ИЗА>14), в числе которых 8 населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона: г. Благовещенск, Амурская область; г. Братск, Иркутская область; г. Зима и г. Иркутск, Иркутская область; г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия); пгт. Селенгинск, Республика Бурятия; г. Уссурийск, Приморский край; г. Чита, Забайкальский край; г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область. В список городов Российской Федерации, в которых городское население испытывает воздействие высокого и очень высокого уровней загрязнения воздуха, включено 27 городов макрорегиона, где отмечается существенное превышение предельно допустимых концентраций по таким веществам, как формальдегид, бенз(а)пирен, диоксид азота, а также по взвешенным веществам.
На территории Дальнего Востока и Байкальского региона расположены основные источники ресурсов пресных вод Российской Федерации. Только в озере Байкал сосредоточено 23000 куб. км воды, что составляет более 90 процентов национальных или 20 процентов мировых запасов пресных вод. Озеро Байкал и Байкальская природная территория имеют особый статус, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне как участок мирового природного наследия ЮНЕСКО.
Воды основных бассейнов рек Дальнего Востока и Байкальского региона на участках, подверженных антропогенному воздействию, характеризуются как загрязненные и очень загрязненные. Качество байкальской воды в целом остается удовлетворительным, а вода стабильно чистой. Содержание анализируемых ингредиентов характеризуется в значениях, близких к фоновым концентрациям. Одновременно было установлено повышенное содержание сульфат-ионов и нитрит-ионов (по сравнению с фоном) в районе г. Байкальска, что обусловлено поступающими в озеро Байкал сточными водами от вновь заработавшего ОАО "Байкальский ЦБК". Зона наибольшего загрязнения органическими и биогенными соединениями находится в северо-западном участке полигона, выше которого проходит Байкало-Амурская магистраль и расположены города Северобайкальск и Нижнеангарск. Сложная водохозяйственная ситуация складывается также на реках бассейна реки Амур, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов Российской Федерации. Наиболее существенное влияние на экологическое состояние рыбохозяйственных водных объектов бассейна оказывают сточные воды промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ухудшение качества воды в реке Амур обусловливает снижение рыбохозяйственного и рекреационного потенциалов.
Доля Дальнего Востока и Байкальского региона в структуре сброса сточных вод в Российской Федерации составляет около 10 процентов. Доля сбросов загрязненных сточных вод в общей структуре водоотведения в поверхностные водные объекты существенна и составляет в среднем 60 процентов по Дальневосточному федеральному округу. В городах Иркутск, Хабаровск, Улан-Удэ, Благовещенск, Южно-Сахалинск доля загрязненных сточных вод в объеме сбросов в поверхностные водные объекты достигает 90 - 100 процентов, в городах Братск и Якутск - более 75 процентов.
Основными источниками загрязнения поверхностных вод Дальнего Востока и Байкальского региона являются сбросы недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод промышленных предприятий золото- и алмазодобывающей промышленности, предприятий энергетики, с судов речного и морского флота, портов, нефтебаз, судоверфей, морально и физически устаревших очистных сооружений ЖКХ городов и населенных пунктов. Существующая антропогенная нагрузка на водные ресурсы при малой способности водных объектов к самоочищению вследствие климатических и гидрологических особенностей приводит к снижению качества вод (в том числе питьевых), загрязнению прибрежных зон, негативно воздействует на популяции пресноводных и морских гидробионтов, в том числе имеющих важное промысловое значение, снижает рекреационный и туристический потенциал территорий.
В дальневосточных субъектах Российской Федерации, имеющих непосредственный выход к морю, проживает около 83 процентов населения макрорегиона и производится до 90 процентов валового регионального продукта. Вместе с тем имеется конфликт альтернативных видов экономической деятельности (например, добыча углеводородов, рыбный промысел, транспорт, туризм), который обуславливает экологические проблемы прибрежных вод, связанные с поступлением в водную среду загрязняющих веществ с прилегающей суши, из атмосферы и (или) в результате деятельности на акватории, с чрезмерным прямым изъятием биологических ресурсов, с деградацией биотопов.
Трансграничный перенос загрязнений в прибрежной зоне дальневосточных морей определяется в основном за счет их поступления с речным стоком. В условиях трансграничного переноса загрязняющих веществ налицо реальная угроза биоресурсному потенциалу и биоразнообразию высокопродуктивных районов Японского и Охотского морей.
Крупнейшей в бассейне Японского моря является река Туманная, 70 процентов водосбора которой приходится на территорию Китая, почти 29 процентов - на КНДР и менее 1 процента - на Россию. В нижнем ее течении отмечается крайне высокий уровень загрязнения бытовыми, сельскохозяйственными и промышленными стоками, в основном сформированными неочищенными сбросами целлюлозной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности КНР, сбросами химических заводов, железного рудника и горноперерабатывающего комбината КНДР. Объем промышленных неочищенных вод, сбрасываемых в реку Туманную и выносимых в залив Петра Великого, составляет более 300 млн. т в год. Объемы сброса неочищенных вод в реку Туманную ежегодно увеличиваются в связи с динамичным развитием соседней китайской провинции Цзилинь.
Огромное влияние на экосистему Амурского залива помимо неочищенных городских стоков (более 100 млн. т в год) оказывают загрязненные стоки реки Раздольной, 59,5 процента площади водосбора которой приходится на территорию КНР.
Одна из наиболее сложных водохозяйственных проблем региона связана с загрязнением воды реки Амур. Качество вод реки Амур в его среднем и нижнем течениях в значительной мере зависит от качества вод реки Сунгари, полностью расположенной в пределах КНР, водосбор которой занимает 29 процентов площади амурского бассейна. С российской части бассейна в Амур ежегодно сбрасывается около 1 млрд. куб. м промышленных и коммунальных стоков вод, из них более 400 млн. куб. м - загрязненных (недостаточно очищенных), из которых около 15 процентов неочищенных. В китайской части, по различным экспертным оценкам, в бассейн реки Амур сбрасывается от 6,5 до 15 млрд. куб. м сточных вод, из которых более 90 процентов относятся к категории загрязненных.
При непринятии соответствующих мер проблемы загрязнения поверхностных водоемов и водотоков суши, морских, в том числе арктических акваторий Дальнего Востока, в ближайшие годы еще более возрастут вследствие ожидаемой многократной активизации промышленной и аграрной деятельности, танкерного судоходства в связи с развитием нефтегазового комплекса на шельфе и со строительством нефтяных терминалов.
Нарастание масштаба угроз экологическому благополучию водных ресурсов может стать одним из существенных сдерживающих факторов в достижении целей по обеспечению благоприятных условий проживания населения, темпов экономического развития, модернизации экономики макрорегиона. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения и сохранения экосистем.
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшей задачей социально-экономического и демографического развития макрорегиона. Развитие водохозяйственного комплекса будет осуществляться путем совершенствования технологий подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений, систем ливневой канализации территорий, что позволит добиться сокращения сбросов загрязненных сточных вод в окружающую среду.
Проблема снижения сбросов загрязняющих веществ является одной из основных экологических проблем, на решение которой направлены Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350. Одновременная реализация государственной программы с упомянутой федеральной целевой программой позволит решить задачи непревышения приемлемого уровня воздействия на водные объекты и сокращения сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод.
Количество накопленных отходов в макрорегионе оценивается более чем в 4,5 млрд. т. В течение 2010 года образовалось 417 млн. т отходов (11 процентов от объема образования в Российской Федерации), из которых 44 процента было использовано и обезврежено.
Низкий уровень развития региональных систем сбора, сортировки и обезвреживания, переработки и вторичного использования отходов производства и потребления характерен как для макрорегиона, так и для Российской Федерации в целом, что приводит к их накоплению на объектах размещения, стихийным свалкам и загрязнению природной среды. Практически во всех субъектах Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе отмечается дефицит отвечающих экологическим требованиям объектов размещения отходов (полигонов, шламохранилищ, хвостохранилищ и др.). Проблема несанкционированных свалок особенно остро стоит для территорий, расположенных вблизи уникальных природных объектов (экологическая зона Байкальской природной территории).
Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Иркутская область относятся к числу наиболее проблемных субъектов Российской Федерации в связи с задачами ликвидации накопленного экологического ущерба прошлой деятельности. Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофического масштаба. В ходе реализации подпрограммы будет выполнен ряд мероприятий по решению проблем ликвидации очагов накопленного экологического ущерба, в том числе путем утилизации накопленных отходов добычи благородных и редких металлов, угля, производства цемента, извести и гипса, целлюлозно-бумажного производства, электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Для территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны высокие риски проявления экстремальных природных и техногенных процессов. Среди них: угрозы крупных землетрясений, в первую очередь в районе озера Байкал, на Камчатке, Сахалине и Курилах; катастрофические наводнения в бассейнах рек Амур (Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Еврейская автономная область), Лены (Республика Саха (Якутия), их притоках, а также в бассейнах рек восточного склона Сихотэ-Алиня (Приморский и Хабаровский края); угрозы, связанные с трансграничным переносом воздушных и водных загрязнений из соседних стран, прежде всего КНР, стран Корейского полуострова, Японии; угрозы, связанные с разработкой нефтегазовых ресурсов (особые угрозы связаны с разработкой на Дальнем Востоке морских нефтегазовых ресурсов).
Проблема возрастающего дисбаланса между спросом общества и экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды и возможностями ее формирования и предоставления, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики, приобретает особую актуальность в связи с угрозой возможного ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов в макрорегионе при реализации предусмотренных государственной программой ключевых инвестиционных проектов.
Негативные последствия экологических проблем Дальнего Востока и Байкальского региона проявляются: в снижении уровня здоровья, заболеваниях населения; загрязнении питьевой воды и продуктов питания; снижении эффективности в ряде отраслей хозяйства, например, в лесозаготовках, рыболовстве, сельском хозяйстве, транспорте, туризме; ухудшении условий воспроизводства биотических компонентов наземных и морских экосистем; сокращении биоразнообразия, возрастании угрозы существования редких видов животных и растений.
Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, и немаловажный вклад в это вносит Дальний Восток и Байкальский регион. Организация устойчивого природопользования и поддержание экологической безопасности невозможны без создания экологического каркаса территории Дальнего Востока и Байкальского региона. В макрорегионе создано 28 государственных природных заповедников, 8 национальных парков, большое количество природных заказников федерального и регионального значения и памятников природы. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия и относятся к объектам общенационального достояния. В рамках подпрограммы планируется образование 6 ООПТ регионального значения.
Повышенного внимания потребует разработка мер по сохранению уникальных природных комплексов, в том числе озера Байкал и других территорий, имеющих особый статус участков мирового природного наследия ЮНЕСКО, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне. Режим охраны и природопользования Байкала отличается от правового режима, установленного для иных водных объектов на территории Российской Федерации, и предусматривает особые требования к размещению и функционированию хозяйственной деятельности на прилегающей территории.
Одновременно с реализацией мероприятий подпрограммы выполняются мероприятия федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 847, имеющей целью охрану озера Байкал и защиту Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов путем решения следующих задач:
сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;
снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;
повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;
развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории.
С целью предотвращения превышения допустимых уровней воздействия на окружающую среду при возрастающем изъятии природных ресурсов для производственных целей и техногенном воздействии в Дальневосточном и Байкальском регионах в ходе реализации государственной программы проблемы экологической безопасности и охраны окружающей среды решаются в рамках мероприятий иных подпрограмм. За счет использования инновационных технологических решений обеспечивается минимизация воздействия на окружающую среду, энергосбережение и комплексное использование сырья. Здесь в качестве приоритетных направлений "зеленого" роста экономики Дальнего Востока и Байкальского региона будут предусмотрены:
меры по снижению воздействия объектов энергетического комплекса на окружающую среду за счет оснащения действующих ТЭЦ и ГРЭС современными системами очистки отходящих газов, утилизации золошлаковых отходов, а также экологизации топливного баланса энергетики: сокращение доли угля и мазута за счет природного газа, расширение использования возобновляемых источников энергии, использование местных источников энергии в локальных энергетических установках, в том числе отходов производства и потребления, прежде всего лесного и агропромышленного комплексов, ЖКХ;
экологизация основных технологий в отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего углубленная переработка нефти, переход на замкнутый цикл ЦБК, строительство систем оборотного и последовательного водоснабжения, современных очистных сооружений производственных сточных вод, предотвращение загрязнения окружающей среды выбросами и сбросами от неорганизованных источников предприятий;
для добывающих отраслей - максимально возможное использование малоотходных технологий, замкнутых циклов водоснабжения, реабилитация земель, нарушенных в результате золотодобычи, добычи угля, алмазов, свинца и пр. Решение проблем хвостохранилищ. Дополнительные инвестиции, направленные в разработку морских нефтегазовых ресурсов для минимизации влияния на биоресурсы, в первую очередь на шельфе острова Сахалин, и обеспечивающие качество поверхностных вод;
обеспечение устойчивого развития лесопользования на основе комплексной переработки древесины;
проведение лесовосстановительных работ и борьба с лесными пожарами;
формирование новой конфигурации транспортной системы с учетом перспективного развития городов и роста автопарка, развития туристических функций с учетом экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации, а также экологизация в первую очередь муниципального транспортного парка за счет перевода его с нефтяного топлива на природный газ;
строительство и эксплуатация систем транспортировки газа и нефтепродуктов с учетом размещения уникальных природных объектов и необходимости снижения рисков возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разработка системы мониторинга угроз, связанных с трансграничным переносом воздушных и водных загрязнений из соседних стран, прежде всего КНР, стран Корейского полуострова, Японии. Разработка механизмов межгосударственного взаимодействия в экологической сфере, решения проблем аварийных трансграничных сбросов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей