Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,

сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 29 ноября 2012 г. озвучена необходимость решения таких вопросов, как:

принятие программы лицензирования крупных месторождений нераспределенного фонда при условии строительства перерабатывающих мощностей;

создание кластеров по добыче и переработке полезных ископаемых как точек ускоренного роста;

увеличение доли обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей;

формирование мощного сектора глубокой переработки сырья;

подбор инвестиционных программ и инфраструктурных проектов, дающих мультипликативный эффект, тесно увязанный с развитием всех территорий Дальнего Востока и Байкальского региона.

Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами АТР по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики Дальнего Востока и Байкальского региона должно осуществляться путем развития добычи и переработки природных ресурсов и использования транзитных возможностей региона.

Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, являются недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой; наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в энергетической и транспортной сферах; низкая экологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат в ходе освоения природных ресурсов; неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы; отставание производительности труда в большинстве природно-ресурсных отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона от производительности труда в развитых странах АТР; дефицит рабочей силы, неразвитость системы подготовки квалифицированных кадров.

Роль государства в обеспечении комплексного развития Дальнего Востока и Байкальского региона заключается прежде всего в преодолении инфраструктурных ограничений. Главной целью развития минерально-сырьевого комплекса являются:

создание условий для ускорения экономического роста развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона на основе формирования и применения управленческих механизмов, обеспечивающих переход от сырьевой ориентации территории к более глубокой переработке минерального сырья;

повышение эффективности использования имеющегося регионального и макрорегионального природно-ресурсного потенциала;

стимулирование социально-экономического развития субъектов макрорегиона путем поддержки приоритетных инвестиционных проектов в сфере развития минерально-сырьевого комплекса с использованием механизмов ГЧП;

улучшение инвестиционного климата на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Реализация горнорудного потенциала региона может быть осуществлена по двум основным направлениям:

развитие горных производств в непосредственной близости от железнодорожных линий при условии достижения максимального уровня передела продукции в районе расположения рудника. Такой подход позволяет сократить объем перевозимых грузов через морские порты и железную дорогу;

развитие новых горнопромышленных центров с формированием транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах ГЧП.

Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает экономический рост Дальнего Востока и Байкальского региона, поэтому возникает необходимость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона.

В качестве основных стратегических задач, стоящих перед минерально-сырьевым комплексом Дальнего Востока и Байкальского региона, необходимо указать следующие:

незамедлительное увеличение объема геолого-разведочных работ с целью преодоления сокращения объемов разведки полезных ископаемых и скорейшего пополнения потенциальных ресурсов минерального сырья;

привлечение масштабных инвестиций для освоения ресурсной базы и строительства перерабатывающей, транспортной, информационно-Коммуникационной и социальной инфраструктуры в перспективных центрах горно-промышленного комплекса;

формирование и освоение социально-экономических минерально-сырьевых центров роста Дальнего Востока и Байкальского региона, включая Удокано-Становой, Забайкальский, Амуро-Транссибирский. Строительство в перечисленных центрах предприятий металлургических производств глубокой переработки, включая современные высокотехнологические мини-заводы;

активная разработка новых месторождений полезных ископаемых как с целью развития сырьевой базы российской экономики, так и с целью увеличения экспортных поставок;

создание новых рабочих мест с учетом мультипликативного эффекта сопутствующих и обслуживающих производств;

улучшение технико-экономических и финансово-экономических показателей работы добывающих предприятий макрорегиона посредством обновления парка машин и оборудования, внедрения инновационных технологий добычи и переработки сырья, комплексного освоения извлекаемых ресурсов и т.д.

обеспечение максимально возможных доходов в консолидированный бюджет субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона;

обеспечение оптимального взаимодействия добывающего, обрабатывающего и инфраструктурных секторов.

Значительно усилить деятельность по охране окружающей среды в процессе добычи, транспортировки и переработки сырья. Следует помнить, что для Дальнего Востока и Байкальского региона экологическая защита особенно важна, так как именно здесь сосредоточены основные территории и ландшафты России с уникальной средой, не затронутой хозяйственной деятельностью.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы станут повышение уровня благосостояния населения за счет создания высокооплачиваемых новых рабочих мест на предприятиях минерально-сырьевых кластеров; развитие инфраструктуры макрорегиона; повышение инвестиционной привлекательности территории макрорегиона; рациональное использование природно-ресурсного потенциала.

Подпрограмма реализуется в один этап в период с 2014 по 2025 годы.