2. Приоритеты государственной политики в сфере, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов ее реализации
2. Приоритеты государственной политики в сфере, цели,
задачи и показатели достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы, сроков и контрольных этапов ее реализации
Подпрограмма подготовлена в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, нормативно-правовыми документами, регламентирующими развитие регионов в сфере лесного комплекса на долгосрочный период.
Реализация подпрограммы "Развитие лесного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона" направлена на достижение целевых показателей, установленных государственной программой, но на тематических и функциональных принципах, а не географических (по субъектам Российской Федерации), с учетом подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2012 - 2020 годы.
Основной целью развития лесопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона является создание условий для ускорения экономического роста территорий Дальнего Востока и Байкальского региона на основе формирования и применения управленческих механизмов, обеспечивающих координацию, повышение эффективности использования имеющегося потенциала лесных ресурсов, а также комплексное использование потенциала лесных ресурсов с учетом геостратегических интересов и обеспечения экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Наиболее перспективными для привлечений инвестиций являются проекты, связанные с комплексным освоением лесных древесных и недревесных ресурсов и диверсифицированным потреблением производимой лесной продукции на внутреннем и на внешних рынках (Китай, Япония, Республика Корея, Австралия, США и другие страны АТР).
В ближайшие годы развитие лесного комплекса будет связано с проектами, включенными в программы стратегического развития регионов Востока, а также в масштабный монопроект ЛПК "Сибирь - Дальний Восток" (далее - монопроект), утвержденный координационным советом по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".
Монопроект включает в себя следующие проекты, реализуемые на территории Дальнего Востока и Байкальского региона:
строительство Амазарского целлюлозного комбината в Забайкальском крае (оператор - "Забайкальская инвестиционная компания");
расширение деревообрабатывающего производства в Читинской области (оператор - "Мебельный комбинат "Рассвет");
строительство деревообрабатывающего комплекса в пос. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края (оператор - СП "Аркаим");
строительство завода по производству лущеного шпона в г. Комсомольск-на-Амуре (операторы - "Комсомольск-Форест Продакс", "Флора", "СолжицКорпорейшен");
строительство предприятия по комплексной переработке древесины в пос. Де-Кастри Ульчского района (оператор - "Корпорация Росэкспортлес");
строительство малого целлюлозно-бумажного завода в Сахалинской области (оператор - "Корпорация Росэкспортлес"), строительство лесоперерабатывающих комплексов в Амурской области (операторы - "Национальная инвестиционная группа", "Удачастрой", "Туранлес"), строительство фабрики по производству плит МДФ и завода по производству плит OSBi в Приморском крае (оператор - "Приморсклеспром").
развитие лесных плантаций, особенно в южных приморских районах;
экспорт услуг и технологий в области лесоразведения в страны АТР, испытывающие дефицит лесопокрытых земель;
создание целлюлозно-бумажных комбинатов, бумажных фабрик, заводов по производству гигиенических изделий, полиграфических предприятий, ориентированных прежде всего на внутреннее лесное сырье.
Требуется целевая государственная поддержка проектов с целью создания благоприятных условий для дальнейшего эффективного развития и модернизации лесоперерабатывающего комплекса Дальнего Востока, для внедрения инновационных технологий и современного оборудования, закрепления и привлечения высококвалифицированных кадров, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, привлечения новых прямых иностранных инвестиций и дальнейшей интеграции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Для создания условий, обеспечивающих стабилизацию и последующее развитие предприятий лесной и лесоперерабатывающей отраслей, рост их вклада в социально-экономическое развитие региона, повышение инвестиционной привлекательности, необходимо решение следующих задач:
достижение устойчивого развития лесопромышленного комплекса региона на долгосрочную перспективу; проведение комплекса работ (управленческих, проектных, лесоустроительных, исследовательских, маркетинговых, инвестиционных и строительных) на территории в целях привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций в модернизацию лесного комплекса для стратегического развития внутреннего и внешнего рынков российской лесной продукции;
достижение роста объемов производства лесопродукции для удовлетворения спроса на внешнем и внутреннем рынках, на базе приоритетного развития глубокой переработки древесины;
модернизация существующих и строительство новых заводов по высокотехнологичной переработке древесины и других лесных ресурсов;
увеличение использования расчетной лесосеки;
сокращение объемов экспорта круглого леса, увеличение объемов глубокой переработки;
оптимизация транспортных потоков лесных грузов: сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию лесного комплекса региона, в частности путем создания сети лесных дорог комплексного использования (вывозка древесины, транспортировка разнообразных грузов, пассажирское и рекреационное использование);
увеличение вклада лесной отрасли в социально-экономическое развитие области;
вовлечение в экономические отношения использования недревесных ресурсов леса и рекреационных площадей;
улучшение экологической обстановки и усиление природоохранной деятельности: развитие системы мониторинга состояния лесов, лесных ресурсов, их охраны, защиты, воспроизводства и использования;
совершенствование системы воспроизводства лесов с помощью методов естественного и искусственного лесовосстановления, а также создания новых лесов и лесовыращивания;
перевооружение производства, ориентированного на выпуск конкурентоспособной лесобумажной продукции;
обеспечение максимальной загрузки действующих мощностей предприятий, имеющих возможности производства конкурентоспособной продукции и расположенных в экономически доступных районах, путем создания лесопромышленных кластеров;
развитие новых и ранее не осуществлявшихся на территории видов экономической деятельности, в том числе основанных на инновациях, создание новой строительной индустрии на основе высокотехнологичной переработки древесины, предполагающей технологический рост;
повышение качества научных исследований, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного комплекса макрорегиона;
внедрение механизмов ГЧП в лесной отрасли, в том числе в области развития сбора, переработки, транспортировки и продажи недревесных лесных ресурсов; создание пунктов скупки, хранения и первичной обработки дикоросов;
повышение социально-экономического уровня жизни работников предприятий лесопромышленного комплекса и обеспечение их социальной защищенности, сохранение и модернизация существующих и создание новых рабочих мест.
Развитие деревообрабатывающего производства будет идти в двух направлениях.
Первое направление - это завершение ранее начатых приоритетных инвестиционных проектов по созданию перерабатывающих мощностей.
Второе направление - это создание новых лесоперерабатывающих центров на территории Сахалинской области и строительство лесопромышленного центра комплексной глубокой переработки древесины на территории Хабаровского края.
Практически весь прирост объема производства целлюлозы в последнее десятилетие обеспечен увеличением производства беленой сульфатной целлюлозы. Сейчас сульфатным способом производится более 97 процентов всей целлюлозы в мире. Средние ежегодные объемы мирового производства целлюлозы постоянно растут и составляют 125 млн. т. Основные производители - страны Европы, США и Бразилия, страны АТР производят 15,6 процента всего мирового объема целлюлозы, Российская Федерация - 3 процента соответственно.
Крупнейшим импортером древесной растворимой целлюлозы остается Китай (34,5 процента от общемирового импорта древесной целлюлозы). Учитывая стабильный рост потребления бумажно-картонной продукции в мире на 2,5 - 3 процента в год, эксперты прогнозируют к 2015 году дефицит потребления целлюлозно-бумажной продукции: по целлюлозному волокну - 40 млн. т, в том числе 17 млн. т хвойной целлюлозы.
Данный дефицит может быть компенсирован за счет строительства новых производств, учитывая растущий спрос по лиственной целлюлозе. Потребность в хвойной целлюлозе в мире остается незакрытой, а учитывая запасы хвойного древесного сырья в Российской Федерации, эту нишу должны занять вновь строящиеся российские целлюлозно-бумажные предприятия.
В Российской Федерации функционируют 12 предприятий по производству 7,6 млн. т целлюлозы (в 2012 году). Основная доля производства целлюлозы приходится на европейскую часть страны (60 процентов всего объема производства). На долю ОАО "Байкальский ЦБК" приходится всего 1 процент рынка хвойной сульфатной беленой целлюлозы.
Таким образом, на российском рынке хвойной сульфатной беленой целлюлозы не сформирована конкурентная среда, а с учетом прогнозируемого дефицита и высокого спроса на целлюлозу высокого качества из древесины хвойных пород в мире (значительные запасы которой сосредоточены в Хабаровском крае) можно сделать вывод о необходимости строительства новых производств.
Наряду с этим предлагаемые к реализации подпрограммой проекты направлены на решение проблемы по переработке низкотоварной древесины и отходов лесопиления. Учитывая объемы производства, реализация проекта увеличит стоимость товарной продукции, получаемой с 1 куб. м древесины в регионе на 50 процентов.
В рамках подпрограммы предусмотрено строительство комплексного деревообрабатывающего производства в Сахалинской области. Снижение производства объемов деловой древесины на протяжении нескольких лет подряд свидетельствует о негативном положении в отрасли лесозаготовок. За последние 3 года Сахалинская область не поднималась выше 5-го места среди регионов Дальнего Востока по производству деловой древесины. Удельный вес продукции лесопромышленного комплекса в структуре отгруженных товаров Сахалинской области к настоящему времени составляет 1 процент.
В результате реализации проекта будет осуществлен комплекс мер по освоению неиспользуемой лесосырьевой базы Сахалинской области и производству конкурентоспособной на экспортном рынке продукции из лесного сырья, повышению доли лесопромышленного производства в валовом региональном продукте.
Средний объем допустимого для заготовки лесного сырья на территории Сахалинской области осваивается лишь на 14 процентов.
Общая численность занятых в лесопромышленном комплексе Сахалинской области в последние годы имела отрицательную динамику и составляет на 2012 год 1602 человек. В лесозаготовке среднегодовая численность работников снизилась в 8 раз. Износ основных фондов лесопромышленных предприятий достиг 55 - 75 процентов.
Анализ лесосырьевого потенциала Сахалинской области показывает наличие сырья для организации всех видов лесобумажного производства. Сахалинская область также характеризуется наличием энергетических мощностей, транспортной инфраструктуры и свободных трудовых ресурсов. Незамерзающие порты южной части острова Сахалин позволяют организовать беспрерывные экспортные поставки продукции.
Биоэнергетика на древесных отходах (пеллеты) - одна из самых молодых и самых быстрорастущих отраслей российской экономики. К древесной биоэнергетической отрасли относятся: производство биотоплива (пеллет), выработка тепловой и электрической энергии с использованием биотоплива, изготовление и поставка оборудования для производства и сжигания биотоплива. Развитие данного направления приведет к росту производства электрической и тепловой энергии, полученной из дешевых источников, а также обеспечит эффективную утилизацию отходов лесопереработки. Дополнительным эффектом реализации данного комплекса мероприятий станет развитие энергетического машиностроения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей