9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы
Для успешной реализации подпрограммы имеет значение прогнозирование рисков, связанных с достижением целей и решением задач подпрограммы, а также формирование системы мер по предотвращению негативных последствий.
В рамках реализации подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
1. Технологические риски реализации подпрограммы связаны с переходом к новой парадигме развития энергетики, когда строительство протяженных сетей и крупных централизованных источников генерации получит с точки зрения потребителя реальную альтернативу в виде локальных энергосистем, использующих более эффективное топливо и технологии генерации (газ, микротурбины), ВИЭ (происходит революционное падение стоимости оборудования для ВИЭ), цифровые технологии (смарт-грид, микрогрид), резервы энергосбережения и эффективного использования ресурсов. Технологически и экономически доступная альтернативная энергетика вызовет бегство потребителя из централизованной энергетической инфраструктуры к самостоятельному способу энергообеспечения.
Меры управления данным видом риска должны быть связаны не со сдерживанием и игнорированием новых тенденций в отрасли, а напротив, с активным поиском и поддержкой инновационных решений. Должна быть создана структура федерального уровня, которая курировала бы развитие ВИЭ и локальной энергетики, а также подготовлена соответствующая целевая программа. Объем и состав инвестиций в протяженные электрические сети должны периодически корректироваться и проходить переоценку на предмет актуальности в зависимости от развития новых технологий.
2. Правовые риски заключаются в вероятности того, что для реализации проектов создания необходимой энергетической инфраструктуры нормативная правовая база является недостаточной. Для создания стимулов к инвестированию в объекты инфраструктуры, долгосрочных гарантий инвесторам и операторам проектов, формирования ответственного поведения потребителей могут потребоваться дополнительные законодательные и иные нормативные правовые акты. Риск заключается также в том, что в условиях разнообразия субъектов Федерации в макрорегионе единые правовые нормы могут иметь разные эффекты. Многие нормы и требования были разработаны для реализации в условиях густонаселенной местности, больших городов и других, принципиально отличающихся от макрорегиона, и являются сдерживающим фактором. Для минимизации данного вида рисков требуется:
создание формата взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти и управления с участниками реализации мероприятий подпрограммы с целью мониторинга и оценки соответствия и достаточности правовых условий решаемым задачам подпрограммы;
адаптация единых правовых норм и требований к реальным условиям проектов, разработка особых норм и требований, а также, возможно, и законодательных норм для успешной реализации проектов подпрограммы в макрорегионе в зависимости от специфических условий и характера проектов;
тщательное согласование и стабильность правовых условий на весь срок реализации проектов;
реализация пилотных проектов, в том числе в части разработки новых нормативных правовых актов в сфере энергетической инфраструктуры.
3. Финансово-экономические риски связаны с высокой стоимостью проектов, инвестиционным барьером, с вероятным недостатком финансовых ресурсов для реализации целей подпрограммы, а также риски удорожания отдельных компонентов проектов или ухудшения условий финансирования. К данной группе относятся также риски, связанные с эффектами тарифного регулирования. Для проектов инфраструктуры характерна низкая эффективность, особенно на начальных этапах их реализации.
Меры по снижению данной группы рисков:
привлечение государственных инвестиций в проекты развития электроэнергетики макрорегиона, что обеспечит сохранение тарифов на уровне, не ограничивающем экономическую активность, и преодоление системных проблем отрасли, невозможное без привлечения государственного финансирования;
выработка специальных бизнес-моделей и комплексных экономических решений, где участники проектов связаны общей ответственностью и заинтересованностью в его успешной реализации, либо расширяется состав потенциальных участников для повышения устойчивости;
привлечение частных и иностранных инвестиций в проекты, разнообразие условий участия, подготовка квалифицированной системы приема иностранных инвестиций;
специальные мероприятия и региональные программы внедрения (и консультационного сопровождения) долгосрочных тарифов в регионах, в поселениях с целью прозрачности и обоснованности принятия решений, обеспечения их социальной поддержки.
4. Рыночный риск заключается в недостаточном спросе на минерально-сырьевые ресурсы, производимые в макрорегионе и, соответственно, на энергию, в завышении прогнозируемой потребности в энергии и мощности генерирующих объектов. Также к данной группе относятся ценовые риски, связанные с удорожанием топлива, оборудования, иных товаров и услуг, необходимых для функционирования энергетической инфраструктуры.
Меры по снижению риска данного рода:
повышение качества планирования и прогнозирования спроса на энергию и перспективного размещения производительных сил, в том числе путем создания специальных инструментов координации и планирования в макрорегионе;
анализ тенденций развития региональных рынков и адекватности инвестиционной, тарифной, технической политики в сфере энергетической инфраструктуры реальным предпочтениям и ожиданиям потребителей, выявление факторов сдерживания спроса на энергию;
формирование механизма оперативной и регулярной корректировки целевых показателей спроса на энергию, а также анализ технологических изменений в отрасли, способных повлиять на показатель потребности в энергии;
диверсификация топливной корзины и снижение зависимости от преобладания одного вида топливно-энергетических ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса;
развитие промышленной переработки углей как сырья для более высококачественного и экологически чистого вида топлива и (или) химического сырья, расширение использования в энергетике газа, полученного в результате переработки угля (синтез-газ) и стандартизация топлива и генерирующего и топочного оборудования на новой технологии;
максимально возможное увеличение доли выработки энергии на основе ВИЭ в структуре топливно-энергетического баланса и сокращение объемов потребляемого привозного топлива.
5. Кадровые риски, которые связаны не только с недостатком трудовых ресурсов на территории макрорегиона, но главное - с качеством, с квалификацией кадров, персонала, занятого в реализации проектов.
Мерами снижения риска могут стать:
меры по подготовке кадров, повышению квалификации и развитию навыков для реализации инвестиционных проектов, внедрения инновационных технологий, создание и поддержка региональных учебно-демонстрационных центров, программ сотрудничества с вузами и иными институтами развития кадрового потенциала;
привлечение в макрорегион квалифицированных кадров, в том числе иностранных;
развитие контактов и социальной среды, способствующей быстрому обмену опытом и коммуникации специалистов в макрорегионе, включая меры по обеспечению их активного участия в общероссийском профессиональном сообществе (конференции, ассоциации, программы обмена и иное) и международных мероприятиях, прежде всего в АТР;
стимулирование более квалифицированного труда, материальная и финансовая поддержка инновационной деятельности.
6. Экологические риски, представляющие угрозы окружающей среде и населению.
внедрение мер контроля экологической и энергетической безопасности проектов;
стимулирование, социальная поддержка и поощрение более эффективной и экологически безопасной работы энергетической инфраструктуры;
вовлечение в управление, владение и инвестирование объектов локальной энергетики (особенно на основе ВИЭ) местных сообществ, населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера и иных локальных потребителей в целях формирования экологически и социально ответственного типа отношения потребителей к энергетической инфраструктуре.
7. Административные и управленческие риски, связанные с угрозой нескоординированной реализации инвестиционных проектов, несогласованного планирования деятельности разных органов исполнительной власти, операторов инфраструктуры, неадекватности инструментов и мер решаемым задачам, непоследовательности проводимой политики в сфере реализации подпрограммы, организационные риски.
Для минимизации риска данного рода потребуется формирование системы управления подпрограммой.
Механизм управления подпрограммой, который должен быть создан и который будет согласовывать действия субъектов электроэнергетики, органов государственной власти и управления, потребителей электроэнергии, инвесторов и направлять их на реализацию подпрограммы и отвечать следующим принципам:
принцип централизации: для обеспечения согласованности действий и планов развития субъектов электроэнергетики управление функционированием механизмов реализации подпрограммы должно быть централизовано, при этом ответственность за работу каждого механизма должна быть закреплена за соответствующим субъектом регулирования;
принцип информационной открытости: поскольку решения, принимаемые энергокомпаниями, органами государственной власти и управления, потребителями, а также инвесторами, зависят от полноты доступной им информации, информационная открытость способствует принятию решений, наилучшим образом соответствующих как текущей ситуации, так и задачам развития отрасли;
принцип предсказуемости: предсказуемость работы механизмов снижает риски, сопряженные с принятием решений, и позволяет субъектам отрасли выстраивать более эффективные стратегии взаимодействия. В частности, при заключении долгосрочных договоров на поставку электроэнергии (мощности) снижается риск и стоимость финансирования проекта по планируемому расширению производства для предприятия-потребителя, одновременно снижаются и риски возникновения дефицита спроса для энергокомпаний;
принцип устойчивости: при наличии неопределенности факторов внешней среды механизмы развития отрасли должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить эффективность при реализации любого возможного сценария изменения внешних условий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей