1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Территория макрорегиона характеризуется значительной протяженностью коммуникаций, неравномерностью и низкой плотностью поселенческой структуры, суровыми климатическими условиями. Низкая степень связности регионов мешает преодолеть их дифференциацию в уровне обеспеченности энергией и, соответственно, в уровнях экономического развития территорий, в качестве жизни населения в макрорегионе. Ресурсный потенциал макрорегиона огромен, но он крайне слабо вовлечен в хозяйственный оборот и остается на сегодня малодоступным в основном из-за неразвитости транспортной, энергетической и социально-бытовой инфраструктуры.
Таким образом, необходимость опережающего развития инфраструктурного каркаса макрорегиона определяется прежде всего целями текущего исторического этапа развития страны, когда освоение восточной части России должно быть ускорено.
Поэтому перспективный спрос на энергию и мощность лишь частично связан с уже существующими потребителями в регионах, а в основном формируется на основе учета ключевых факторов (драйверов) перспективного роста энергопотребления на период до 2025 года.
Основным драйвером роста энергопотребления являются новые крупные проекты, планы размещения новых крупнейших потребителей энергии на территории макрорегиона. В составе государственной программы в макрорегионе намечены к реализации крупные комплексные инвестиционные проекты, формирующие на территориях концентрированные зоны хозяйственного освоения.
Реализация подобных проектов - точек роста - должна инициировать процесс формирования и рост вокруг них территориальных кластеров различной специализации, что создаст дополнительный спрос на энергию и мощность. При этом комплексные инвестиционные проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, осуществляются, как правило, на вновь осваиваемых и удаленных территориях. Создание в опережающем порядке энергетической инфраструктуры в труднодоступных и сложных условиях определяет высокие риски и стоимость инвестиций. Второй драйвер будущего спроса на энергию в регионах связан с прогнозируемым улучшением инвестиционного и делового климата в макрорегионе, что будет стимулировать быстрый рост потребления энергии в секторе услуг, в строительстве, транспорте, других секторах экономики. В ряде регионов, как, например, Камчатский край и Чукотский автономный округ, прирост потребления электроэнергии в период до 2025 года будет в основном определяться не отдельными крупными проектами, а общим ростом экономической активности на территориях.
Третий фактор прогнозируемого роста энергопотребления связан с улучшением социальных условий жизни населения, бытовой энерговооруженности и повышением уровня благоустроенности жилья. Уровень энергопотребления должен быть адекватен объективным географическим условиям и формировать основу для безопасного и комфортного образа жизни людей в климатически сложных, труднодоступных и удаленных территориях. Макрорегион имеет среднегодовую температуру ниже нуля и отопительный период, который значительно продолжительнее, чем в центральных районах страны, особенно в ряде северных территорий (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)), где отопительный период почти круглогодичный. Можно прогнозировать тренд роста уровня бытового потребления энергии, поскольку будет расти насыщенность домохозяйств энергопотребляющим оборудованием.
В ряде зарубежных стран, имеющих схожие климатические условия на северных территориях, уровень удельного бытового потребления энергии населением значительно выше средних показателей. Сегодня абсолютный показатель потребления энергии на одного жителя макрорегиона не превышает среднероссийский уровень и существенно ниже аналогичного показателя, характерного для городов и поселений зарубежных стран в схожих климатических условиях. При этом макрорегион характеризуется незначительной промышленной нагрузкой и высокой долей бытового электропотребления в структуре спроса на энергию, распространена практика расточительного бытового использования дотируемых энергоресурсов.
Это ставит чрезвычайно актуальную задачу перехода к ресурсосберегающему типу энергопотребления в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона, поскольку объективно более трудные условия жизни людей и более высокая потребность в энергии должны формировать стимулы к энергосбережению. Вместе с тем важно сбалансировать структуру потребления энергии, увеличив долю экономических субъектов-энергопотребителей в секторах промышленности, транспорта, услуг и др.
Общий рост спроса на энергию в макрорегионе прогнозируется при опережающем создании энергетической инфраструктуры и условии синхронизации с мерами, стимулирующими экономическое развитие территорий.
Прежде всего должна быть обеспечена высокая степень физической доступности энергетической инфраструктуры для потребителей, чтобы создать условия для реального роста конкурентоспособной экономики в регионах восточной части страны и постоянного населения макрорегиона.
Кроме того, должна быть обеспечена экономическая доступность энергетической инфраструктуры, которая характеризуется уровнем энергетических тарифов. Сегодня в основной части регионов (кроме Иркутской области, имеющей в структуре регионального топливно-энергетического баланса значительную долю гидроэнергии) высокие платежи за энергию становятся барьером экономического и социального развития.
На возмещение разницы между экономически обоснованными и установленными для населения тарифами на электрическую и тепловую энергию ежегодно расходуется значительный объем бюджетных средств. Однако это позволяет лишь частично сгладить социальные последствия, не решая принципиальных экономических проблем недоступности энергии.
Очевидно, что меры финансовой поддержки потребителей необходимо дополнить комплексом мер по структурному развитию энергетики Дальнего Востока и Забайкалья.
Из 12 субъектов Российской Федерации, включенных в макрорегион, территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, входящих в Сибирский федеральный округ, относятся к операционной зоне Объединенной энергетической системы Сибири (ОЭС Сибири). На территории Дальневосточного федерального округа функционируют следующие территориальные энергосистемы: Амурская, Приморская, Хабаровская, Камчатская, Магаданская, Чукотская, Сахалинская и Якутская, из которых межсистемными линиями электропередачи объединены Амурская, Приморская, Хабаровская энергосистемы и Южно-Якутский энергорайон Республики Саха (Якутия). Функционируя параллельно, они имеют единый режим работы, составляя Объединенную энергосистему Востока (ОЭС Востока).
Фактически электрические связи ОЭС Востока с ОЭС Сибири сегодня не оказывают существенного влияния на структуру и функционирование энергетической инфраструктуры. ОЭС Востока работает в составе ЕЭС России, во второй синхронной зоне. Электрическая связь ОЭС Востока с Забайкальской энергосистемой ОЭС Сибири на напряжении 220 кВ используется для взаимообмена в режимах одностороннего питания.
Объекты электроэнергетики, находящиеся на территории Еврейской автономной области, интегрированы в состав Хабаровской энергосистемы. В составе Хабаровской энергосистемы изолированно функционирует Николаевский энергорайон.
Камчатская, Магаданская, Чукотская, Сахалинская энергосистемы, а также Центральный и Западный энергорайоны Республики Саха (Якутия) функционируют изолированно, и режимы их работы индивидуальны.
В Якутской энергосистеме работают изолированно друг от друга Центральный и Западный энергорайоны и дизельные электростанции ОАО "Сахаэнерго". В составе Чукотской энергосистемы работают изолированно друг от друга три энергорайона - Чаун-Билибинский, Анадырский и Эгвекинотский. В Сахалинской области работают изолированно Центральный и Северный энергорайоны, а также 4 энергорайона на Курильских островах - Парамушир, Итуруп, Кунашир, Шикотан.
Общая протяженность линий электропередачи всех классов напряжения на Дальнем Востоке превышает 105 тыс. км, в том числе 12,5 тыс. км составляет протяженность магистральных ЛЭП 220 кВ и 500 кВ в операционной зоне ОЭС Востока. То есть на каждую тысячу километров ЛЭП приходится менее 17 человек населения Дальнего Востока. В среднем по России этот показатель составляет порядка 19 человек. Дальнейшее развитие электросетевой инфраструктуры должно быть обосновано по направлениям, темпам реализации, очередности проектов и в сравнении с альтернативными вариантами энергообеспечения, включая возможности развития локальных энергетических систем, опирающихся на локальные источники генерации. Критерием оценки вариантов, помимо сугубо отраслевых показателей, должны являться эффекты интегрированного воздействия энергетической инфраструктуры на развитие территорий.
Характерная неравномерность пространственного развития электросетевой инфраструктуры обусловлена разнообразием условий на территориях макрорегиона и расселенческой структурой востока России, которая задает границы ее рационального развития, сохранится как особенность сферы реализации подпрограммы на весь период до 2025 года.
Значительные накопленные капиталовложения в электросетевой инфраструктуре, а также растущие текущие эксплуатационные издержки на ее поддержание заставляют оптимизировать стратегию развития энергетики при многообразии региональных условий, различиях в темпах и характере развития, общей низкой плотности потребителей и снижающейся эффективности инвестиций.
Существенная доля электропотребления на территории макрорегиона приходится на зоны децентрализованного энергоснабжения, изолированные энергоузлы. Если учитывать фактический охват территорий централизованным электроснабжением, то энергетически изолированные районы составляют более 75 процентов от общей территории макрорегиона. Локальная энергетика является и останется в долгосрочной перспективе важнейшей частью энергетической инфраструктуры макрорегиона.
Изолированные от ЕЭС территории и локальные энергоузлы характеризуются проблемой высокой доли топливной составляющей в стоимости энергоснабжения, связанной с транспортировкой топлива при ограниченности сроков сезонного завоза в труднодоступные районы, приводящей к высоким потерям и многократному удорожанию.
Технологическую основу энергетической инфраструктуры изолированных узлов составляют нередко устаревшие и физически изношенные автономные энергоисточники, имеющие неудовлетворительное техническое состояние, низкую экономичность и, соответственно, недостаточную надежность энергоснабжения.
В настоящее время в структуре энергетического баланса изолированных энергоузлов свыше 70 процентов приходится на экологически "грязные", органические виды топлива, доля ДЭС в суммарной выработке электроэнергии достигает 12 - 15 процентов, в отличие от других регионов, где этот показатель в основном не превышает 1 процента.
Помимо крупных ГЭС, расположенных в регионе и ориентированных на выдачу энергии и мощности в централизованную энергосистему, использование возобновляемых источников энергии в распределенной генерации пока ограничено единичными проектами и составляет незначимую величину в общем балансе выработки энергии, несмотря на наличие в макрорегионе значительного потенциала ветряной, солнечной, геотермальной энергии и энергии малых рек, а также потенциала использования отходов лесопереработки, биотоплива.
Интерес частных инвесторов, в том числе непосредственных потребителей, местных сообществ, не внедряется пока в широкую практику предпринимательства в сфере локальной энергетики и ВИЭ. Между тем существующие высокие издержки на энергоснабжение в изолированных энергоузлах и наличие природного потенциала ВИЭ могут обеспечить эффективность проектов для инвестора и бюджетную эффективность через создание дополнительных рабочих мест и экономию средств бюджетных средств. Для коммерческого финансирования или для реализации проектов в данной области в рамках государственно-частного партнерства необходимы специальные институциональные условия.
В настоящее время и на федеральном, и на региональном уровнях отсутствует действенная координация политики в сфере развития локальной энергетики и внедрения ВИЭ, тормозится формирование нормативной базы, нет специализированных центров подготовки кадров, систематизации информации, технологической поддержки, тарифных стимулов развития локальной энергетики на основе использования ВИЭ.
Задачи использования ВИЭ требуют для своего успешного решения системного подхода на основе специальной программы и при условии формирования центров ответственности за внедрение ВИЭ, микрогрид и иных новых технологий, включая создание институтов поддержки. При этом условии использование ВИЭ может стать главной тенденцией развития локальной энергетики макрорегиона на период до 2025 года.
В сфере использования энергии ресурсы энергосбережения и рационального потребления энергии также пока не стали общепринятой практикой, способствующей развитию инфраструктуры.
Принцип развития энергетической инфраструктуры, ориентированной на вновь формируемые территориальные производственные комплексы, требует координирующей роли государства. В силу малого количества поставщиков электроэнергии, объективных ограничений перетоков электроэнергии и мощности на территории макрорегиона отсутствуют конкурентные рынки электроэнергии, что приводит к невозможности использования рыночных сигналов при планировании развития энергокомпаний и ограниченности возможностей для привлечения в отрасль частных инвестиций. Необходима планомерная работа по формированию перспективного спроса на энергию, корректировка, синхронизация и координация размещения и создания инфраструктурных и промышленных объектов в рамках комплексных инвестиционных проектов, институциональная поддержка инвесторов, особенно при реализации проектов в локальной энергетике.
Таким образом, в сфере реализации подпрограммы следует отметить три долгосрочных фактора, способных определить потенциал перспективного развития энергетической инфраструктуры макрорегиона:
возможности для существенного долгосрочного роста энергопотребления в результате реализации государственной политики, направленной на обеспечение социально-экономического развития макрорегиона, формирование новых крупных энергопотребителей;
значительный потенциал использования возобновляемых источников энергии (гидроэнергетика, солнечная, ветряная и геотермальная энергетика), позволяющий повысить эффективность энергоснабжения в регионах, особенно в удаленных и локальных энергоузлах;
существенный потенциал для развития энергосбережения - как на предприятиях электроэнергетики, так и на стороне потребителей электроэнергии. Реализация потенциала энергосбережения позволит повысить эффективность энергетической отрасли за счет сокращения затрат энергокомпаний, а также выравнивания максимальных нагрузок энергосистем.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей