Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Комплексное развитие Западной Якутии и севера Иркутской области

Комплексное развитие Западной Якутии и севера

Иркутской области

Комплексное развитие Западной Якутии предполагает, помимо традиционной добычи алмазов, ускоренное развитие нефтегазового сектора.

Проект предусматривает создание нового диверсифицированного промышленного района и включает следующие мероприятия.

1. Освоение Талаканского, Чаяндинского, Алинского, Восточно-Алинского, Северо-Талаканского, Южно-Талаканского, Среднеботуобинского, Тас-Юряхского, Верхневилючанского, Верхнечонского, Дулисьминского и Ярактинского нефтегазовых месторождений.

2. Освоение золоторудных месторождений Сухой Лог, Вернинское и Чертово Корыто.

3. Освоение Непского калийного месторождения и строительство завода калийных удобрений.

4. Строительство подземных рудников по добыче алмазов. Строительство нефтеперерабатывающего завода в районе г. Ленска.

Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры в рамках проекта включает следующие объекты и мероприятия.

1. Федеральная автодорога "Вилюй".

2. Газотранспортная система "Якутия - Хабаровск - Владивосток" ("Сила Сибири").

3. Строительство ПС 220 кВ при НПС-11 с двумя одноцепными отпайками от ВЛ 220 кВ Пеледуй - Городская, Республика Саха (Якутия).

4. Две одноцепные ВЛ 220 кВ Пеледуй - Рассоха (достройка уч. ВЛ 220 кВ от ПС Талаканская до ПС 220 кВ Пеледуй), Республика Саха (Якутия).

5. Реконструкция аэропорта г. Ленска.

6. Дорога общего пользования Ленек - Олекминск - Алдан.

Добыча алмазов по-прежнему остается ведущей отраслью промышленности республики. Все месторождения алмазов на территории Республики Саха (Якутия) относятся к Якутской алмазоносной провинции, в составе которой выделяются Мало-Ботуобинский, Далдыно-Алакитский, Анабарский, Средне-Мархинский, Приленский, Муно-Тюнгский, Нижне-Оленекский и Моркокинский алмазоносные районы.

Основные перспективы развития нефтегазодобывающей отрасли связаны с формированием Якутского центра газодобычи в рамках реализации Восточной газовой программы.

ОАО "Газпром" определены сроки и основные параметры обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.

Для транспортировки добываемого природного газа будет сформирована газотранспортная система "Якутия - Хабаровск - Владивосток" ("Сила Сибири") мощностью 60 млрд. куб. м в год (две нитки по 30 млрд. куб. м). Маршрут газопровода будет проложен в едином коридоре с действующей трубопроводной системой ВСТО. Общая протяженность магистрального газопровода "Якутия - Хабаровск - Владивосток" составит 2965 км.

Строительство газотранспортной системы "Якутия - Хабаровск - Владивосток" даст возможность газифицировать населенные пункты Западной и Южной Якутии, Амурской области и Еврейской автономной области, а также обеспечить экспортные поставки российского газа в страны АТР.

К концу 2017 года будут введены в эксплуатацию объекты первого пускового комплекса Чаяндинского НГКМ, завершено строительство магистрального газопровода "Якутия - Хабаровск - Владивосток" ("Сила Сибири").

Добыча природного газа к 2020 году возрастет до 23,7 млрд. куб. м, а в 2030 году - до 30,7 млрд. куб. м. Планируется подключение существующих месторождений (Тас-Юряхское, Верхневилючанское, Средне-Ботуобинское и Отрадненское месторождения).

Реализация Восточной газовой программы на территории региона приведет к созданию новых рабочих мест: на этапе строительства газопровода кадровая потребность составит около 7 тыс. человек, на этапе эксплуатации Чаяндинского месторождения потребуется 3 тыс. человек.

В рамках реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия) предполагается газифицировать 314 населенных пунктов, а также крупные объекты промышленности (Тарыннахский ГОК, Селигдарский ГКХ и Таежный ГОК). Полная реализация генеральной схемы позволит поднять существующий уровень газификации республики до среднероссийского уровня.

Ключевым фактором успешной реализации проектов развития газовой отрасли на востоке России является опережающее создание государством необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.

Предполагается строительство автодороги "Вилюй" по маршруту Усть-Кут - Непа - Витим - Пеледуй - Ленск - Мирный. Предлагаемый маршрут позволит не только эффективно решать производственные задачи, но и обеспечит круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов. В ближайшей перспективе также необходимо строительство автодороги вдоль коридора транспортировки углеводородов от Ленска до Алдана (через Олекминск).

Также предусматривается централизованное электроснабжение объектов обустройства Чаяндинского месторождения (по первой категории надежности). Резервы мощности, которыми располагает Западный энергорайон Якутской энергосистемы, более чем достаточны (каскад Вилюйских ГЭС-1, 2, Мирнинская ГРЭС и Вилюйская ГЭС-3). Использование имеющегося потенциала гидроэлектростанций республики (эффективная загрузка генерирующих мощностей Якутии) позволит обеспечить оптимальный тариф на электрическую энергию для объектов Якутского центра газодобычи.

Проект включен в федеральную инвестиционную программу и корпоративную программу ОАО "Газпром".

Обустройство Чаяндинского месторождения и строительство газотранспортной системы "Якутия - Хабаровск - Владивосток" предусматриваются за счет собственных средств ОАО "Газпром".

Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" (автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска) предусмотрены в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".

Общий объем предполагаемых инвестиций из всех источников составляет 1402369,3 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 209986,2 млн. рублей.

Прогнозный вклад в ВРП региона, суммарный за все годы к 2025 году - 134 процента.

Суммарные налоговые отчисления во все уровни бюджетной системы в период до 2025 года - 445029 млн. рублей.