Подраздел I.4. Потенциал развития субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона
Подраздел I.4. Потенциал развития субъектов Российской
Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона
В целом структуру экономики макрорегиона можно охарактеризовать как развитую. На территории макрорегиона работают предприятия, которые занимаются практически всеми видами экономической деятельности.
В то же время исторически сложилось так, что ключевым сектором экономики в субъектах Российской Федерации макрорегиона являются добыча, переработка и вывоз первичного сырья - полезных ископаемых, лесных материалов, морских биоресурсов и т.д. Хотя в настоящее время в макрорегионе предпринимаются серьезные усилия, нацеленные на опережающее развитие обрабатывающей промышленности и сектора услуг, в ближайшие годы основной потенциал развития субъектов Российской Федерации макрорегиона по-прежнему будет связан с освоением сырьевых запасов.
В сложившихся условиях такое положение дел является вполне естественным, поскольку пока именно сырьевой потенциал макрорегиона вызывает наибольший интерес у негосударственных инвесторов. В то же время не следует считать, что субъекты Российской Федерации макрорегиона навсегда обречены на роль сырьевой провинции, поскольку богатые первичные ресурсы могут стать хорошей основой и для быстрого развития обрабатывающего сектора.
В экономике Республики Саха (Якутия) преобладают крупные сырьевые производства. Именно здесь работает компания "Алроса", один из глобальных лидеров алмазодобывающей промышленности (примерно 25 процентов мирового рынка), добывая на территории республики свыше 90 процентов российских алмазов. Все последние годы компания устойчиво наращивает объемы добычи и переработки алмазного сырья, в том числе за счет развития производственных мощностей в самой республике.
Кроме того, в республике работает целый ряд предприятий федерального значения по добыче золота ("Алданзолото", "Селигдар", "Нерюнгри-Металлик" и др.) и угля ("Якутуголь" и др.). На ближайшие годы здесь намечено серьезное расширение добычи как золота, так и угля (в первую очередь за счет освоения Эльгинского месторождения). В ближайшие годы следует также ожидать резкого роста производства в якутском центре газодобычи и выхода этой отрасли на федеральный и международный уровень.
Развитие добывающих отраслей якутской экономики во многом будет опираться на ведущееся в республике или планируемое строительство крупных инфраструктурных объектов - магистрального газопровода на юг, железной дороги, электростанций, автодорог.
Остальные предприятия якутской экономики имеют в основном республиканское или местное значение. Однако и они будут развиваться по мере роста в отраслях-лидерах.
Экономика Приморского края имеет достаточно диверсифицированную структуру. Здесь также имеются сырьевые отрасли федерального значения: рыболовство (примерно треть российского производства), добыча вольфрама, свинца и олова, заготовка лесных ресурсов. В то же время здесь достаточно развиты перерабатывающие отрасли - производство рыбной продукции и продукции из морепродуктов (30 процентов от объема производства в России), в том числе консервов и рыбной муки, пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Большинство этих производств имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития, как за счет роста поставок на экспорт, так и за счет усиления торговых связей с другими регионами России.
На весьма высоком уровне развития находится краевой машиностроительный комплекс, который специализируется на авиа-, судостроении и судоремонте, приборостроении. Этот комплекс также имеет неплохие перспективы развития, особенно в связи с ожидаемым увеличением федерального гособоронзаказа.
Ситуация в краевой энергетике за последние годы заметно улучшилась за счет ввода в действие новых генерирующих и сетевых мощностей, а также благодаря приходу в край газопровода с сахалинских месторождений.
Федеральное значение имеет транспортный комплекс Приморского края. Порты и железные дороги Приморья обслуживают преобладающую часть экспортно-импортных грузов, пересекающих восточные границы России. Этот грузовой поток в ближайшие годы будет только расти, в том числе благодаря ожидаемому расширению пропускной способности Транссиба и БАМа, а также строительству новых портовых мощностей. Кроме того, вполне возможен быстрый рост международных азиатско-европейских транзитных перевозок через территорию Приморья. Все это обеспечит существенную прибавку в краевой ВРП.
Экономика Хабаровского края также отличается диверсифицированной структурой. Здесь в больших масштабах добываются драгоценные металлы, включая золото, уголь, руды цветных металлов, производятся оловянный и медный концентраты. При этом в крае имеется весьма развитая химическая промышленность, производящая как первичную продукцию (серная кислота), так и продукцию высоких переделов (фармацевтика и биохимические продукты). Планируется создание крупного нефтегазохимического комплекса на базе сырья с новых дальневосточных месторождений.
Так же как и в других субъектах южной части макрорегиона, в Хабаровском крае развит комплекс лесной промышленности, имеющий федеральное значение (3-е место в России по объемам заготовки леса). Особенностью сырьевой базы краевого лесного комплекса является высокое качество исходного сырья - около 85 процентов лесопокрытой площади занимают хвойные породы деревьев.
В крае расположено крупнейшее предприятие черной металлургии востока России - "Амурметалл". Федеральное значение имеют авиа- и судостроительные предприятия Хабаровского края. В частности, производственное объединение КнААПО в последние годы превратилось в одного из лидеров российского авиапрома, став производителем самых современных боевых машин и первого пассажирского самолета постсоветской разработки SSJ-100.
Важнейшую общенациональную роль выполняет краевой транспортный комплекс. Через территорию края проходят Транссиб, БАМ и автомагистраль Чита - Хабаровск - Владивосток. Морские порты края обслуживают существенную часть российских экспортно-импортных перевозок. На территории Хабаровского края в ближайшие годы планируется развернуть масштабные работы по увеличению пропускной способности дальневосточных транспортных коммуникаций, после чего роль этого комплекса еще более возрастет.
В экономике Амурской области существенную роль играет добыча полезных ископаемых, прежде всего золота. Большие перспективы имеет недавно запущенный на территории области крупнейший проект по добыче железорудного сырья и производству железорудного, ильменитового и титаномагнетитового концентрата.
Важнейшее значение для всего Дальнего Востока имеет энергетика Амурской области, так как здесь расположены две крупнейшие ГЭС макрорегиона - Зейская и Бурейская. Более того, в ближайшие годы планируется строительство новых генерирующих мощностей и ЛЭП, в том числе для увеличения продаж электроэнергии в Китай.
Через территорию Амурской области также проходят основные транзитные магистрали, ведущие к восточным портам и китайской границе. Поэтому и здесь масштабы транспортного комплекса в ближайшие годы будут существенно увеличиваться.
Важное значение для всей территории макрорегиона имеет агропромышленный комплекс области. Благоприятные природно-климатические условия позволяют производить сельхозпродукцию, потребляемую во всех соседних регионах. Особо следует отметить, что Амурская область является ведущим в России производителем сои, в том числе и для экспортных нужд.
Прорывное значение для экономики области и всего востока России, в том числе и в части развития сектора высоких технологий, будет иметь окончание строительства и начало работы космодрома Восточный.
Обособленное географическое положение и трудные климатические условия Камчатского края всегда сильно затрудняли диверсификацию его экономики. Ведущей отраслью краевой экономики является рыбная промышленность. Камчатка была и остается одним из российских лидеров по вылову и переработке рыбы, обеспечивая примерно 1/6 часть общероссийских объемов. Заметную роль играет также золотодобыча. Остальные отрасли имеют почти исключительно региональное или местное значение.
Потенциал диверсификации камчатской экономики в основном связан с тремя направлениями. Во-первых, это планируемое масштабное развитие туризма, ориентированное на уникальные памятники природы и ландшафты Камчатки. Во-вторых, это ожидаемое освоение Северного морского пути, который проходит мимо побережья Камчатки, где можно будет расположить базовые инфраструктурные объекты по обслуживанию судов. В-третьих, в ближайшей перспективе на территории края планируется развитие горно-металлургического комплекса на базе медно-никелевого месторождения Шануч, в более отдаленной перспективе территория края может стать базой для освоения шельфовых нефтегазовых запасов в северной части Охотского моря.
Необходимо также отметить, что с целью снижения издержек в региональной экономике очень важно строить на Камчатке энергетические объекты, использующие местные ресурсы - речной сток, уголь, геотермальные воды и другие нетрадиционные источники.
Доминирующим сектором экономики Магаданской области также является добыча полезных ископаемых - на эту отрасль приходится более трети ВРП региона. Федеральное значение имеет производство золота и серебра (включая аффинаж), причем в течение ближайшего десятилетия объемы выпуска этих металлов могут быть увеличены в несколько раз. На внешний спрос ориентирована также добыча олова и вольфрама, однако масштабы этих производств невелики. В обозримом будущем может начаться разработка богатых медно-молибденовых месторождений области.
Следует указать, что возможности Магаданской области по увеличению добычи ценного сырья во многом зависят от своевременного ввода в действие новых энергетических мощностей (в частности Усть-Среднеканской ГЭС) и новых автодорог.
Рыбная отрасль также играет значимую роль в экономике области, но по масштабам она сильно уступает аналогичным отраслям в соседних регионах.
В более отдаленной перспективе Магаданская область, как и Камчатка, может получить мощный импульс для развития в результате освоения нефтегазовых месторождений северного шельфа Охотского моря.
Локомотивом роста экономики Сахалинской области в последние два десятилетия стала добыча углеводородов. Реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на северо-восточном шельфе острова превратила область в один из главных нефтегазовых центров России. При этом нефтегазовая отрасль Сахалина имеет отличные перспективы для дальнейшего развития. Уже в 2013 году планируется запуск газоконденсатного месторождения в рамках проекта "Сахалин-3", в будущем ожидается начало добычи на новых участках. Кроме того, в планы на ближайшие годы входит увеличение сахалинских мощностей по производству сжиженного газа и создание в области нефтегазохимического кластера.
Еще одной ключевой отраслью региона является рыбная промышленность. На Сахалине производится свыше 10 процентов рыбной продукции России. Эта отрасль, равно как и лесная промышленность, обеспечивает заметную часть сахалинского экспорта. Прочие виды экономической деятельности имеют почти исключительно региональное или местное значение.
Перспективы диверсификации сахалинской экономики связаны в основном с развитием туризма, в том числе и на Курильских островах, с внедрением высоких технологий в производстве рыбы и морепродуктов, с модернизацией энергетики, в том числе за счет освоения нетрадиционных ресурсов. В более отдаленной перспективе возможно резкое повышение роли Сахалина в обслуживании международного грузового транзита (в случае открытия железнодорожного перехода на материк и развития Севморпути).
Экономика Еврейской автономной области пока не включает в себя производства федерального значения. С этой точки зрения можно отметить только наличие на территории области коротких отрезков транзитных магистралей - железных и автомобильных дорог, трубопроводов. В то же время область является одним из важных для Дальнего Востока сельскохозяйственных регионов. Можно отметить также лесную промышленность региона, а также промышленность строительных материалов. Продукция этих отраслей активно вывозится за пределы области, в том числе и на экспорт.
В ближайшие годы должна резко вырасти роль горнодобывающей промышленности, так как в настоящее время в области реализуется крупный проект по добыче и обогащению железорудного сырья (на базе Кимканского и Сутарского месторождений железистых кварцитов).
Основу экономики Чукотского автономного округа составляет добыча золота и серебра. По объемам добычи золота округ занимает 2-е место в России. Выявленные геологоразведкой запасы драгоценных металлов на территории Чукотки позволяют уверенно говорить о возможности наращивания их добычи. Из прочих видов полезных ископаемых наиболее перспективными с точки зрения будущего развития являются нефтегазовые ресурсы, а также запасы молибдена и олова.
Дополнительный толчок экономика Чукотки получит в случае освоения Севморпути, так как территория округа будет востребована для размещения инфраструктурных объектов. Кроме того, активизация грузоперевозок вокруг Чукотского полуострова позволит снизить уровень издержек в экономике округа и облегчит вывоз производимой продукции.
Степень диверсификации экономики Республики Бурятия достаточно высока. Наряду с добывающей промышленностью важную роль в ней играют обрабатывающие отрасли, сельское хозяйство, транспорт и туризм. К ведущим секторам республиканской экономики относятся добыча золота, производство самолетов и вертолетов (Улан-Удэнский авиационный завод), лесная промышленность, производство строительных материалов. Особую роль играет железнодорожный транспорт, который обслуживает транзитные перевозки по магистралям, ведущим к Тихому океану и монгольской границе.
Перспективы дальнейшего развития республиканской экономики связаны прежде всего с освоением богатых запасов полезных ископаемых (урановых руд, руд цветных металлов и т.д.), с увеличением объема транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом, с интенсификацией деятельности по оказанию туристических услуг, прежде всего на побережье Байкала.
Ключевыми секторами экономики Забайкальского края, как и многих других регионов макрорегиона, являются горнодобывающая промышленность и цветная металлургия. Стратегическое значение для России имеют осуществляемые на Приаргунском комбинате добыча и переработка урановых руд (свыше 90 процентов производства в стране). Значительны объемы добычи золота, молибдена (примерно 1/3 российского производства), добычи и переработки вольфрама (примерно 1/4 российского производства). При этом возможности по наращиванию добычи этих и других полезных ископаемых в Забайкальском крае весьма велики. Достаточно сказать, что именно здесь находится входящее в тройку крупнейших в мире Удоканское медное месторождение.
Большое значение как для самого региона, так и для страны в целом имеют транзитные транспортные магистрали широтного направления - железные и автомобильные дороги, трубопроводы. Планируемое значительное повышение пропускной способности этих магистралей скажется на экономике Забайкалья самым положительным образом.
Остальные отрасли краевой экономики имеют преимущественно региональное и местное значение, однако по мере создания новых обрабатывающих производств их роль будет расти.
Экономика Иркутской области наиболее диверсифицирована на территории макрорегиона. Область занимает 1-е место среди регионов России по производству деловой древесины, 2-е место по производству электроэнергии, в больших объемах поставляя ее в соседние регионы, 2-е место по производству целлюлозы, 3-е место по производству картона, 6-е место по производству первичных пластмасс. Крупнейшим производителем первичного алюминия в стране является Братский алюминиевый завод, который обеспечивает примерно 30 процентов выпуска этой продукции в России. Стратегическое значение для страны имеет деятельность Иркутского авиационного завода. Федеральной значимостью обладают также такие отрасли областной экономики, как нефтехимическая и химическая промышленность, в том числе производство по обогащению урана, машиностроение, золотодобыча. Существенны объемы добычи железной руды и производства ферросплавов, добычи угля, производства строительных материалов и т.д. В ходе ожидаемого в скором будущем освоения Ковыктинского месторождения Иркутская область превратится в один из крупнейших национальных центров газодобычи.
Особое значение для страны имеет транспортный комплекс области, где находятся важнейшие узлы, через которые происходит грузовое и пассажирское сообщение с востоком и северо-востоком России, с югом Сибири, а также со странами Северо-Восточной Азии. По мере развития восточных транспортных маршрутов ожидается дальнейшее увеличение масштабов отрасли.
Исторически Иркутская область является базой для туристического освоения Байкала. Однако масштабы этого освоения до сих пор во много раз ниже потенциальных возможностей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей