Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы

3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных

мероприятий подпрограммы

В последние годы отмечаются положительные сдвиги в области рыбохозяйственного комплекса, однако для повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходимы дополнительные мероприятия:

развитие современных береговых предприятий по переработке рыбы в регионах Дальнего Востока. Среди береговых объектов, которые необходимо реконструировать или построить, должны быть рассмотрены морские терминалы, предназначенные для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающие предприятия и рыбоводные заводы, холодильники, объекты марикультуры;

обновление и технологическое переоснащение рыбопромыслового флота в соответствии с современными мировыми стандартами;

выстраивание современных логистических схем; за счет этого связывание районов промысла, мест переработки и районов конечного потребления рыбной продукции как в Российской Федерации, так и за рубежом;

использование механизма ГЧП как инструмента инновационного развития отрасли.

Основное мероприятие 1 "Развитие искусственного воспроизводства рыбных ресурсов".

С развитием аквакультуры связывается будущее рыболовства, в том числе и отечественного. Все инвестиционные проекты высокозатратны, а период окупаемости затрат достаточно велик (не менее 5 лет). Общий объем необходимых финансовых ресурсов - 12055148 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 7856160 тыс. рублей.

Одним из наиболее значимых направлений привлечения инвестиций в рыбопромышленный комплекс является разработанная программа развития аквакультуры, предполагающая создание рыборазводных заводов. Для повышения эффективности программы развития аквакультуры необходимо форсированное принятие федерального закона об аквакультуре. Аквакультура - отрасль высокорисковая, поэтому ее развитие должно опираться на систему особых льгот для инвесторов со стороны федеральных властей (налоговые и кредитные льготы, таможенное регулирование, субсидирование деятельности, развитие научного обеспечения и подготовки специалистов), предусматривать длительный срок использования земельных участков, закреплять процедуру изъятия товарной продукции из водоемов.

Учитывая высокий спрос на живую рыбопродукцию в Японии и ряде других стран АТР, при организации предлагаемого рынка целесообразно планировать своеобразные центры марикультуры, в которых добытая продукция могла бы храниться в живом виде требуемое расчетное время.

Необходимо внесение изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на последующий после 2018 года период сроком на 20 лет. Предлагается внести изменения в законодательство о распределении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также о распределении рыбопромысловых участков, предусматривающие приоритетное предоставление права на добычу (вылов) водных биоресурсов лицам, имеющим в собственности суда рыбопромыслового флота, а также рыбоперерабатывающие мощности, которые позволяют производить продукцию глубокой степени переработки.

Среди субъектов Российской Федерации значительная часть инвестиционных затрат по проектам данного направления приходится на Магаданскую область, Камчатский и Хабаровский края.

Основное мероприятие 2 "Развитие рыбоперерабатывающих предприятий и формирование кластеров".

Развитие береговой переработки рыбы и морепродуктов позволит производить более глубокую переработку сырья и выпускать значительно больший, чем на флоте, ассортимент рыбопродукции. Наиболее перспективной областью рынка являются замороженная рыбопродукция (например, крабовые палочки), производство рыбного филе и фарша, пресервированные изделия из рыбы. Крайне ограниченным потенциалом обладает развитие консервного производства. Структура мирового потребления рыбопродукции такова: живая и свежая рыба - 49 процентов, замороженная рыба - 26 процентов, копченая и вяленая рыба - 15 процентов, консервы - 10 процентов. В Российской Федерации несколько иная структура потребления: мороженая рыба - 56 процентов, живая и охлажденная рыба - 15 процентов, копченая и вяленая рыба - 13 процентов, консервы - 6 процентов. Консервы являются нишевым продуктом, рыночная доля которого незначительна и не имеет потенциала роста. Доходность консервного производства очень низка, поэтому инвестиции в этот вид производства малопривлекательны. Большим рыночным потенциалом обладают инвестиции в производство рыбного филе.

Береговая рыбопереработка возникает и существует там, где есть объективные экономические предпосылки для ее организации и эффективной работы. Для организации производства (равно как и для поддержания стабильной работы действующих предприятий по рыбопереработке на берегу) следует обеспечить свободный доступ не к квотам, а к сырью (независимо от того, по каким видам квот рыба выловлена и из каких районов промысла доставлена на берег). Необходимо отойти от жесткой "привязки" выделяемых квот на поставку уловов на перерабатывающие комплексы, расположенные на берегу.

Для исключения "диктата цен" со стороны береговых предприятий можно использовать опыт других стран. В Норвегии, например, существует узаконенная система "минимальных цен" на продукцию с судов. Это, с одной стороны, позволяет успешно эксплуатировать добывающий флот, а с другой - обеспечивать высокую добавленную стоимость путем глубокой переработки, поддерживая занятость населения. Примерно такой же порядок существует в рыболовстве Исландии, где законодательно установлено, что рыбаки не могут поставлять уловы без глубокой переработки в другие страны.

Повышение привлекательности для инвесторов береговой переработки связано с формированием и развитием рынков рыбной продукции и эффективной инфраструктуры. До настоящего времени ни в одном регионе Дальнего Востока, прилегающем к морскому побережью, нет оптового рыбного рынка, функцией которого является круглосуточный прием уловов у добывающего флота, их концентрация, рассортировка и сохранение качества для последующей продажи потребителям. В практике рыбодобывающих стран с развитой аукционной торговлей различают два типа оптовых рынков: по месту производства и по месту потребления. Рынок по месту производства первичен в хронологии запуска, совместно с организацией переработки и последующей контейнерной перевозкой. Эта продукция будет ликвидна не только на рынках России, но и на азиатских рынках без участия посредников.

Оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях ГЧП. Основными инициаторами и лидерами в организации и управлении рынком должны выступить региональные органы власти.

Организация функционирования системы биржевой торговли. Биржевая система создает экономические стимулы к привлечению инвестиций. Рыболовецкая компания сможет взять деньги посредством фьючерсов и опционов под будущий улов. С помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, что позволяет регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерса появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления.

Объем необходимых финансовых ресурсов оценивается в 1915678,7 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 1024459,3 тыс. рублей.

Основное мероприятие 3 "Комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области".

В настоящее время в Сахалинской области осуществляется реализация проекта "Создание морского биотехнопарка в Сахалино-Курильском территориальном бассейне" с инвестиционными вложениями около 3 млрд. рублей. Разработано технико-экономическое обоснование, заключены предварительные договоры на реализацию гидробионтов и на научное сопровождение проекта, проводятся мероприятия по разработке технической документации и выделению ресурсов.

Формирование рыбопромышленного кластера включает также строительство 9 лососевых рыборазводных заводов на Курильских островах общей мощностью 245 млн. шт. молоди, 11 рыборазводных заводов на острове Сахалин общей мощностью не менее 200 млн. шт., завода по выращиванию рыбы и беспозвоночных на базе установки замкнутого водоснабжения в с. Лермонтовка, создание районных систем замкнутых технологических производств (воспроизводство лосося - добыча - переработка) с объемом выпуска до 100 млн. шт. молоди в год, переработки до 300 т в сутки, производства кормов для молоди 1000 т в год, создание мощностей береговой переработки водных биоресурсов, в том числе рыбоперерабатывающее производство в с. Крабозаводское на 270 тыс. т, консервное производство в с. Озерское на 40 т в смену, создание комплекса по модернизации и расширению добычи и переработки сайры в Южно-Курильском городском округе мощностью 30 тыс. т в год, расширение консервного производства в Поронайском районе до 20 т в смену. Для развития кластера предполагается организация строительства и приобретение в лизинг судов рыбопромыслового флота (не менее 26 судов до 2025 года), создание мощностей по обслуживанию и ремонту судов промыслового флота.

Создание рыбопромышленного кластера требует вложения финансовых ресурсов общим объемом 43112980 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 13248770 тыс. рублей.

Эффективность работы отрасли во многом определяется техническим состоянием промыслового флота и его оборудования. С 2009 года в Российской Федерации начали действовать экономические меры поддержки предприятий отрасли в части выделения государством финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию флота. Необходимо полностью субсидировать процентные ставки по кредитам и закладывать их в бюджет как минимум на несколько лет, рассмотреть возможность привлечения страховых компаний к проектам строительства судов на российских предприятиях, инициировать создание совместных предприятий на территории Российской Федерации по ремонту и строительству оборудования для российских предприятий. В целом на развитие судостроения объем необходимых финансовых ресурсов составляет 21899000 тыс. рублей со 100-процентным участием федерального бюджета.

Основное мероприятие 4 "Институциональное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса".

Необходимы институциональные изменения на федеральном уровне для повышения инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса. В качестве таких изменений предлагается в том числе отмена уплаты сбора за водные биоресурсы для предприятий, выгружающих рыбу на российский рынок.

Институциональные преобразования связаны с дополнительными финансовыми затратами общим объемом 76290 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 13000 тыс. рублей.

В качестве потенциальной угрозы для развития отрасли отмечается предполагаемый к внедрению с 2018 года подход в части установления нового вида квот под строительство судов ("квоты под киль"). В качестве альтернативного решения членами рабочей группы рыбного хозяйства предложено стимулировать обновление рыбодобывающего флота в соответствии со Стратегией развития рыбопромыслового флота при сохранении "исторического принципа" наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Значимым барьером для роста инвестиционной привлекательности отрасли является, по мнению представителей бизнеса, невозможность установления залоговой ценности долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, возможности их оборота.

Еще один институциональный барьер в отрасли - ограничения прибрежного рыболовства, определенные Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", разделяющие рыбный бизнес по принципу удаленности промысла от берега.

До сих пор не созданы условия для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах, велико негативное влияние контролирующих органов на простои судов под выгрузкой по сравнению с иностранными государствами. Все это снижает мотивацию рыбопромышленников отгружать рыбу на берег и препятствует привлечению инвестиций в переработку.

Для продвижения продукции на российском и зарубежном рынке необходима целенаправленная работа по продвижению и завоевыванию сегментов рынка. С разработкой бренда неразрывно связана инвестиционная работа над ускоренной специальной сертификацией продукции российских предприятий для возможности выхода на рынок. С 15 февраля 2015 г. системы производственного контроля ХАССП должны быть на всех предприятиях пищевой промышленности стран Всемирной торговой организации (ВТО). На сегодня у большинства предприятий таких систем нет, а отсутствие соответствующих документов дает крупнейшим импортерам возможность настаивать на отмене российских санитарно-ветеринарных требований, которые их не устраивают (например, по проценту содержания глазури). Жесткие правила контроля создают дополнительную и значительную финансовую нагрузку, в том числе и на непосредственных производителей.

Основные мероприятия подпрограммы и соответствующие объекты в рамках этих мероприятий, представленные в приложении, не входят в федеральные программы поддержки рыбопромышленного комплекса и направлены на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала, в том числе:

строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

строительство и модернизация объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции;

строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях;

строительство флота для государственных нужд, включая строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для воспроизводства водных биологических ресурсов, для целей рыбоохраны, а также строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;

реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов;

институциональные изменения в области нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в рыбохозяйственной сфере.