Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы и сроков реализации подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере

реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы

и сроков реализации подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы соответствуют приоритетам в сфере реализации государственной программы и направлены на реализацию целей и задач энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030), в части создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны.

Кроме того, применительно к сферам реализации подпрограммы определены следующие приоритеты государственной политики:

Формирование государственного информационного пространства в сфере топливно-энергетического комплекса для информационно-аналитического обеспечения создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" можно выделить следующие приоритетные задачи, возлагаемые на ГИС ТЭК.

Задача 1. Ведение актуальной, единой, согласованной модели ТЭК, включая ключевые сегменты энергохозяйства, единые справочники и классификаторы. Решение этой задачи достигается путем создания и использования: модели данных ГИС ТЭК; универсальной модели обмена информацией; единой нормативно-справочной информации ТЭК.

Задача 2. Регулярный сбор оперативных данных с объектов ТЭК. Решение этой задачи достигается путем создания и использования методологии учета деятельности организаций и объектов ТЭК и соответствующей подсистемы ГИС ТЭК, отвечающей за сбор данных. Регулярный сбор данных обеспечит: оценку безопасности объектов ТЭК и принятие упреждающих мер в сфере безопасности; подготовку и осуществление решений по реализации потенциала энергосбережения; качественное формирование и выполнение государственной экологической политики.

Задача 3. Мониторинг состояния ТЭК. Мониторинг состояния ТЭК, включая информационное обеспечение возможности адекватного контроля всех операций над энергоносителями от добычи до реализации, исключающего непроизводственные потери (хищения) энергоносителей и снижающего неплатежи за энергоносители, полностью основан на регулярно собираемых данных в интеграционном и отраслевых сегментах ГИС ТЭК. В рамках мониторинга состояния ТЭК будет также осуществляться контроль за соблюдением субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации.

Задача 4. Информационное обеспечение координации действий участников рынка энергоносителей и государства при планировании добычи энергоносителей, создания запасов, поставок на внутренний рынок и на экспорт. Решение этой задачи достигается путем создания оперативных и достоверных данных от организаций ТЭК, федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, включающих как данные о добыче и производстве энергоносителей, так и планы потребления, и предоставление доступа к этим данным и к инструментам их обработки всем заинтересованным сторонам.

Задача 5. Управление оптимизацией тарифов на энергоносители на основе данных о затратах и фактической себестоимости продукции предприятий ТЭК. Решение этой задачи обеспечивается, как сбором необходимых данных в ГИС ТЭК, так и взаимодействием с другими государственными информационными системами, такими как Федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система ФСТ России".

Задача 6. Информационное обеспечение действий органов государственного управления по таможенному, антимонопольному и налоговому регулированию. Решение этой задачи обеспечивается собираемой и хранимой в ГИС ТЭК информацией: о рынках, ценообразовании, тарифах и фактических ценах на энергетические ресурсы, налогах и сборах, включая акцизы, таможенных и иных пошлинах, экспортно-импортных операциях с энергоносителями; об объемах и о направлениях транспортировки энергоносителей; об использовании объектов государственной инфраструктуры, связанных с отгрузкой (перевалкой) энергоносителей.

Задача 7. Информационное обеспечение решений, направленных на устойчивое развитие ТЭК и обеспечение энергетической безопасности. Решение этой задачи основано на собираемой и хранимой в ГИС ТЭК информации о прогнозах и сценарных моделях развития секторов энергетики России, секторов мировой энергетики, прогнозах технологического развития энергетики, прогнозах состояния энергетической безопасности страны и ее регионов и отраслей топливно-энергетического комплекса.

Задача 8. Контроль безопасности и устойчивости ТЭК, управление в чрезвычайных ситуациях. Решение этой задачи основано на оперативном регулярном сборе достоверных данных об объектах ТЭК, характеризующих безопасность этих объектов, а также сборе информации об инцидентах, авариях, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создающих угрозу безопасности на объектах ТЭК.

Задача 9. Управление программами и проектами развития ТЭК. В рамках этой задачи осуществляется мониторинг целевых показателей и управление программами и проектами развития ТЭК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе управление настоящей государственной программой, а также другими перспективными программами, в том числе программами воспроизводства минерально-сырьевой базы дефицитных марок угля для коксования, на основе объективной информации, собираемой в ГИС ТЭК, в том числе об изменении производственного потенциала предприятий ТЭК.

Задача 10. Информационное обеспечение мероприятий по увеличению объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, в том числе с использованием биохимических и геохимических методов. Решение этой задачи осуществляется с помощью единой подсистемы управления проектами, входящей в состав ГИС ТЭК, и основано на регулярном сборе достоверных данных в сфере ВИЭ, в том числе о мировой и отечественной практике использования биохимических и геохимических методов.

Задача 11. Поддержка информационного взаимодействия различных сегментов ТЭК и участников транспортного процесса. Решение этой задачи позволит участникам ГИС ТЭК получать оперативную и достоверную информацию о планируемых и фактических перемещениях энергоресурсов по территории России, что позволит им более точно планировать свою деятельность и снижать управленческие издержки.

Задача 12. Создание и использование единой базы данных по всему комплексу оборудования объектов ТЭК. Решение этой задачи позволит проводить обоснованную оценку технического состояния объектов ТЭК, принимать обоснованные решения в инновационной сфере и в сфере привлечения инвестиций.

Для решения этой задачи в ГИС ТЭК собирается информация о технических характеристиках установленного на объектах ТЭК оборудования, предназначенного для обеспечения всех видов операций над энергоносителями, в том числе их техническом состоянии, установленных и применяемых на них технических устройствах и средствах измерений (приборах учета энергоносителей), о планируемых и проведенных ремонтах, подготовке к осенне-зимнему периоду и его прохождении.

Дополнительно в ГИС ТЭК будет храниться информация об объемах, номенклатуре и техническом уровне выпускаемого оборудования и материалов для сферы ТЭК, что позволит предприятиям ТЭК проводить более обоснованную политику в сфере технического перевооружения.

Задача 13. Информационная поддержка нормотворческой деятельности. Для решения этой задачи в ГИС ТЭК будут храниться нормативные правовые, нормативные технические акты, регламенты, методики, регулирующие процессы сбора данных в ГИС ТЭК, а также предоставляться инструменты для подготовки проектов новых документов.

Кроме того, в ГИС ТЭК будет храниться информация о международных договорах России и государственных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов.

Задача 14. Информационное обеспечение управления трудовыми ресурсами. Для решения этой задачи в ГИС ТЭК будет собираться и храниться информация о кадровом потенциале, квалификации, движении рабочей силы, профессиональной подготовке и переподготовке кадров в сфере ТЭК, а также информация об охране труда и о производственном травматизме на объектах ТЭК.

Задача 15. Прогнозирование развития ТЭК и поддержка принятия решений, в том числе на основе анализа и прогноза развития мирового ТЭК. Для решения этой задачи будет использоваться подсистема анализа и прогноза ГИС ТЭК, функционирующая на основе собираемых данных и прогностической модели ТЭК России и мирового ТЭК. Использование прогностической модели позволит:

формировать оптимальный сценарий развития ТЭК России с учетом имеющихся возможностей и ограничений, а также с учетом анализа возможных последствий внешних событий, таких как появление и использование новых технологий в странах-импортерах ресурсов, развитие международной газотранспортной инфраструктуры и др.;

уточнять государственную политику в сфере ТЭК в соответствии с полученным прогнозом;

анализировать экономическую эффективность организационно-технических решений в сфере регулирования ТЭК и моделировать альтернативные методы регулирования (в том числе - ценового), субсидирования, концессионной политики;

принимать обоснованные решения для улучшения экологической обстановки, повышения безопасности объектов ТЭК, сокращения затрат.

Задача 16. Поддержка деловых процессов управления ТЭК на основе технологий электронного документооборота и электронного обмена данными. Решение этой задачи направлено на сокращение управленческих издержек за счет максимального использования оперативных и достоверных централизованных данных, что позволит сократить необходимый документооборот, переведя его полностью в электронный вид, с одновременным повышением качества принимаемых решений.

Задача 17. Создание единой базы данных экологических требований. Решение этой задачи позволит организациям ТЭК единым и согласованным образом учитывать экологические требования при формировании своей технической политики, что обеспечит, в свою очередь, возможность обмена опытом и ориентацию на лучшие технические решения.

Задача 18. Мониторинг экологической безопасности. Решение этой задачи обеспечивается сбором соответствующих характеристик объектов ТЭК, их анализом и прогнозом развития экологической ситуации в сочетании с управлением реализацией программ и проектов в области экологической безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Задача 19. Управление программами улучшения экологической ситуации путем совершенствования технологий операций над энергоносителями, в том числе с использованием биохимических и геохимических методов. Решение этой задачи осуществляется с помощью специализированной подсистемы экологической безопасности, а также единой подсистемы управления проектами, входящими в состав ГИС ТЭК, и основано на регулярном сборе достоверных данных в сфере экологической ситуации, в том числе о мировой и отечественной практике использования биохимических и геохимических методов.

Задача 20. Вовлечение населения и добровольческих организаций в общее информационное поле при формировании экологической политики. Эта задача решается с использованием единого портала ГИС ТЭК в подсистеме взаимодействия с пользователями ГИС ТЭК и задела в сфере взаимодействия с населением и добровольческими организациями, созданного на этапах создания и эксплуатации государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Задача 21. Предоставление государственных услуг Минэнерго России в электронном виде. Эта задача направлена на предоставление в электронном виде государственных услуг и выполнение государственных функций Минэнерго России, в том числе:

ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, включая рейтингование качества и стоимости их услуг;

ведение реестра проектируемых, строящихся и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации;

утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций;

утверждение нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом;

утверждение нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных;

утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии;

утверждение нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям;

утверждение нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных;

рассмотрение обращений граждан Российской Федерации.

В качестве ключевых индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей и решение задач, планируется использовать показатели, отвечающие всем предъявляемым к ним требованиям: адекватности и объективности, своевременности и регулярности, экономичности, достоверности и сопоставимости, точности и однозначности:

Доля федеральных органов исполнительной власти (субъектов государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса), предоставляющих информацию в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса в автоматическом режиме, %;

Доля субъектов государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, предоставляющих информацию в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, %.

Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в таблице 1.

Доля федеральных органов исполнительной власти. Характеризует охват федеральных органов исполнительной власти, информационные системы которых полностью интегрированы с ГИС ТЭК, что обеспечивает сбор данных в соответствии с федеральным законом "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" в автоматическом режиме.

Доля объектов ТЭК. Характеризует охват объектов ТЭК при сборе данных, а следовательно, полноту данных. Полнота данных влияет на точность оценок, результатов анализа и прогноза в сфере добычи, производства, переработки энергоносителей, а также их перемещения по территории Российской Федерации.

Совершенствование административных процедур оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года, одной из целей Программы определено создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Для достижения данной цели Программой определены следующие задачи:

четкое определение сфер ответственности, как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;

создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных (муниципальных) услуг.