1.3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.3. Приоритеты государственной политики в сфере
реализации государственной программы, цели, задачи
и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов
государственной программы, сроков и этапов
реализации государственной программы
Кризисные явления в мировой и российской экономике, нестабильность энергетических рынков определяют резкие колебания спроса на энергетические ресурсы внутри страны, при этом безусловность наполнения бюджета средствами, необходимыми для решения социальных и экономических проблем, требуют удержания конкурентных позиций на внешних рынках.
Одним из механизмов преодоления влияния явлений мирового финансово-экономического кризиса, является превращение ТЭК в финансово устойчивый, экономически эффективный, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями комплекс - надежный и эффективный элемент инфраструктуры, обеспечивающий удовлетворение экономически обоснованных потребностей российской экономики и позволяющий решать задачи национальной, региональной и глобальной безопасности. В этом основная идея разрабатываемой государственной программы.
Цель государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" - надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду.
Данная цель находится в непосредственной компетенции Минэнерго России и соответствует цели Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р) - созданию инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватному, как потребностям в энергоресурсах растущей экономики, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающему необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.
Достижение цели государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" обеспечивается решением следующих задач, соответствующих сфере деятельности и функциям ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.
Задача 1. Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления; повышением качества продукции; использования международного опыта и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости ТЭК и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.
Задача 2. Совершенствование технологии добычи, транспортировки и повышение глубины переработки углеводородного сырья.
Недостаточная степень технической перевооруженности мощностей по переработке углеводородных ресурсов ведет к невозможности достижения глубины переработки нефти, при которой произведенные нефтепродукты смогут успешно продаваться на мировых рынках.
В части обеспечения выпуска качественных нефтепродуктов определены требования к качеству продукции на уровне мировых стандартов, что вынуждает российских производителей значительно повысить глубину переработки нефти и стимулирует выйти на новый качественный уровень в производстве топлива.
Задача 3. Развитие использования возобновляемых источников энергии и повышение экологической эффективности энергетики.
В контексте диверсификации источников энергоснабжения, возобновляемым источникам энергии отводится важная роль, поскольку их использование позволяет решить задачи снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и негативного влияния на климат, а также сократить зависимость от ископаемых видов топлива.
С использованием возобновляемых источников энергии по имеющимся статистическим данным в Российской Федерации в 2009 году выработано порядка 8,5 млрд. кВт·ч электрической энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт), что составляет менее 1% от общего объема производства электроэнергии в Российской Федерации.
Низкие темпы развития энергетики на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), в которые не включаются крупные гидроэлектростанции установленной мощностью свыше 25 МВт и теплоэлектростанции, работающие на биомассе, определяются следующими факторами:
неконкурентоспособностью проектов использования нетрадиционных ВИЭ в существующей рыночной среде по сравнению с проектами на основе использования ископаемых видов органического топлива;
наличием барьеров институционального характера, отсутствием программ поддержки использования нетрадиционных видов ВИЭ;
отсутствием инфраструктуры, требуемой для обеспечения ускоренного развития энергетики на основе использования нетрадиционных ВИЭ, в том числе недостаточность уровня и качества научного обслуживания, низкий уровень технологического развития;
отсутствием нормативно-технического и методического регулирования, а также инженерных и программных средств, необходимых для проектирования, сооружения и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;
размещением большей части ресурсов нетрадиционных ВИЭ в труднодоступных районах со сложными климатическими условиями и малой плотностью населения.
При сложившихся в настоящее время на мировых энергетических рынках конъюнктуре и уровне технологического развития без государственной поддержки экономически возможно использование лишь незначительной части доступных ресурсов ВИЭ, за исключением энергии вод, используемой объектами крупной гидроэнергетики, и биомассы.
Задача 4. Содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.
Поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей, а также ведение научно-исследовательских работ (НИОКР) в топливно-энергетическом комплексе рассматривается Минэнерго России в качестве одной из важнейших задач, ключевыми направлениями решения которой служат усиление инвестиционной активности в части инноваций.
Первоочередное внимание при реализации инновационной политики уделяется ведению научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) и внедрению энергоэффективных технологий, направленных на решение первоочередных проблем ускоренного развития ТЭК и учитывающих приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899.
Инновационное развитие ТЭК базируется на последних достижениях НИОКР и совершенствовании инновационной инфраструктуры, позволяющей довести инновацию до конечного пользователя, в рамках устойчивой национальной инновационной системы (ЭС-2030).
Важнейшими инструментами решения задач модернизации и перспективного развития секторов топливно-энергетического комплекса и создания инновационной энергетики являются технологические платформы в энергетической сфере, основанные на принципах частно-государственного партнерства, и программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием.
Для содействия инновационному развитию ТЭК необходима адекватная информационно-аналитическая поддержка. Такую поддержку должна обеспечить государственная информационная система топливно-энергетического комплекса. Помимо информационно-аналитической поддержки решения задач государственной программы, государственная информационная система топливно-энергетического комплекса предназначена для информационного обеспечения реализации государственной энергетической политики и, в частности, для решения задач государственного управления функционированием и развитием ТЭК России, направленных на достижение следующих целей:
сбалансированное развитие современной инфраструктуры ТЭК, обеспечивающей снижение топливных издержек в экономике;
повышение бюджетной эффективности ТЭК;
повышение доступности услуг ТЭК для населения;
повышение конкурентоспособности ТЭК России и дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему;
повышение комплексной безопасности и устойчивости ТЭК;
обеспечение мероприятий в сфере экологической безопасности;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений.
Сведения о показателях (индикаторах) представлены в таблице 1. В качестве ключевых индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей и решения задач, используются показатели:
энергоемкость - энергоемкость ВВП (т у.т/млн. рублей);
доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (%);
глубина переработки нефти (%);
снижение выбросов парниковых газов (млн. т экв. CO2);
доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций (%);
внутренние затраты на исследования и разработки, к выручке предприятий реализующих программы инновационного развития (%).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в таблице 1.
Энергоемкость. Энергоемкость ВВП страны определяет качество использования энергоресурсов, структуру промышленного производства, степень развитости национальной энергетической системы. Снижение энергоемкости ВВП определяется программами энергосбережения и повышения энергоэффективности. Одним из важнейших инструментов снижения энергоемкости ВВП является снижение потерь энергии на всех технологических этапах, от добычи первичных ресурсов, до переработки, транспортировки и распределения.
Для определения экономической эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в целом по России рассчитывается показатель энергоемкости ВВП. Энергоемкость ВВП - это обобщающий показатель, характеризующий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов, приходящихся на единицу ВВП.
Показатель энергоемкости определяется как отношение объема валового потребления топливно-энергетических ресурсов на все производственные и непроизводственные нужды в тоннах условного топлива к величине ВВП и рассчитывается по следующей формуле:
где ТЭР - объем потребленных топливно-энергетических ресурсов внутри республики в тысячах тонн условного топлива;
ВВП - величина объема валового внутреннего продукта страны в постоянных ценах (млрд. рублей).
Технологические инновации. Результатом инновационного развития топливно-энергетического комплекса в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, должно стать создание национальной энергетики нового технологического уровня, формирование научно-технических заделов, превышающих мировой уровень, и построение интеллектуальной энергетической инфраструктуры страны.
Необходимо отметить, что в результате реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" российский энергетический сектор внесет важнейший вклад в переход к устойчивому инновационному развитию российской экономики и обеспечит:
расширенное воспроизводство совокупного энергетического потенциала России;
необходимое развитие энергетической инфраструктуры;
стимулирование инновационного развития отраслей энергетики, а также смежных отраслей.
Глубина переработки нефти. Этот показатель характеризует собой более эффективное использование сырья, дальнейшее повышение эффективности технологических процессов на нефтеперерабатывающих заводах (далее - НПЗ) и дальнейшее повышение качества нефтепродуктов.
Снижение выбросов парниковых газов. Значительные объемы производства энергии в различных отраслях ТЭК практически по всей территории России предопределяют масштабы техногенного воздействия на окружающую природную среду, в частности эмиссия CO2. Отдельные отрасли ТЭК имеют как общие черты с точки зрения негативных воздействий, так и специфические особенности. В связи с этим становится все более актуальным осуществление постоянного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу, а также постоянный поиск новых более совершенных решений в природоохранной деятельности.
При этом в соответствии с государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики" будут достигнуты следующие основные конечные результаты реализации государственной программы:
снижение энергоемкости ВВП на 13,5% в 2020 году по отношению к уровню 2007 года за счет реализации мероприятий программы;
доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2020 году - 2,5%;
снижение выбросов парниковых газов к 2020 году - 393 млн. т экв. CO2;
доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году 25,0%;
внутренние затраты на исследования и разработки, к выручке предприятий реализующих программы инновационного развития к 2020 году 3,0%.
В целом реализация государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" позволит удовлетворить требования к энергетическому сектору, вытекающие из намеченного перехода экономики страны на инновационный путь развития, и укрепить лидирующие позиции России на мировых энергетических рынках.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей