Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Общая характеристика сферы реализации подпрограммы,

формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

Электроэнергетика России представляет собой мощный высокоинтегрированный комплекс электростанций, магистральных и распределительных электрических сетей, под единым диспетчерским управлением, обеспечивающий в основном электрической энергией население и экономику. Кроме этого электроэнергетика обеспечивает значительную часть потребности страны в тепловой энергии, в основном в крупных городах.

В 2011 году установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 218,1 ГВт, в том числе ТЭС - 149,3 ГВт (68,4%), ГЭС - 44,6 ГВт (20,4%), АЭС - 24,3 ГВт (11,1%).

Объем потребления электроэнергии в Российской Федерации возрос по сравнению с 2010 годом на 1,1% и составил 1 021,1 млрд. кВт·ч.

В 2011 году электростанции Российской Федерации выработали 1040,4 млрд. кВт·ч, что на 1,4% больше, чем в 2010 году. Тепловые электростанции произвели в 2011 году 703,2 млрд. кВт·ч электроэнергии (на 2,3% выше показателей 2010 года) благодаря приросту объемов электропотребления и экспорта электроэнергии, вводу новых генерирующих мощностей и снижению объемов производства электроэнергии на ГЭС.

На гидроэлектростанциях в 2011 году производство электроэнергии снизилось по сравнению с уровнем 2010 года на 2,5% (164,2 млрд. кВт·ч). Обусловлено это менее благоприятными гидрологическими условиями на реках Волга, Кама, Сулак, Енисей, Ангара, Зея на протяжении большей части 2011 года.

Производство электроэнергии атомными электростанциями составило 173,0 млрд. кВт·ч (на 1,5% выше показателей 2010 года).

В общей выработке электроэнергии в 2011 году доля ТЭС составила 67,6%, ГЭС - 15,8%, АЭС - 16,6%.

Вводы мощности в 2011 году на электростанциях России составили 5 845 МВт. По сравнению с 2010 годом объем введенных мощностей вырос в 1,8 раза. Наиболее крупные мощности, введенные в 2011 году - блок N 4 мощностью 1 000 МВт на Калининской АЭС, блок N 7, 8 мощностью 794 МВт на Сургутской ГРЭС-2, 450 МВт на Южной ТЭЦ-22, 422 МВт на Яйвинской ГРЭС, 420 МВт на ТЭЦ-26 ОАО "Мосэнерго", 400 МВт на Среднеуральской ГРЭС, 400 МВт на Невинномысской ГРЭС, 231 МВт на Тюменской ТЭЦ-1, 226 МВт на Челябинской ТЭЦ-3.

По итогам 2011 года, по данным Минэнерго России, в эксплуатацию было введено 22 225 км сетевых объектов и подстанций суммарной мощностью 27 445 МВА.

Выведено из эксплуатации генерирующего оборудования электростанций ЕЭС России суммарной мощностью 1 507,2 МВт.

Электроэнергетический комплекс России характеризуется высокой степенью изношенности оборудования электростанций и электрических сетей. Более 50% ГЭС и ТЭС эксплуатируются от 30 до 50 лет. В результате надежность работы оборудования электростанций не высокая, а КПД ТЭС в России около 37%, тогда как в мире 39 - 41,5%. Доля оборудования ЕНЭС, эксплуатация которого превышает сверхнормативный срок (более 25 лет), составляет для ПС 47%, для ЛЭП - 67%. Доля оборудования ЕНЭС, которое по сроку эксплуатации можно отнести к аварийному (более 35 лет для ПС и более 40 лет для ЛЭП), составляет для ПС 17%, для ЛЭП - 26%.

Вводы мощности за последние 10 лет составляли в среднем 1,8 млн. кВт, что не обеспечивает необходимого обновления электроэнергетики и перелома существующей тенденции роста устаревшего оборудования.

Особое место среди вопросов модернизации и развития электроэнергетики занимают испытательные центры высоковольтного электрооборудования. Испытательные центры высоковольтного электрооборудования, созданные в период 50 - 70 годов, морально и физически устарели и не обеспечивают проведение испытаний в полном объеме, обеспечивающим надежность работы энергосистем и энергобезопасность страны.

Следует подчеркнуть, что свертывание в 90-х годах программ разработок и модернизации испытательных баз и освоения новых видов электрооборудования привело к растущему отставанию технического уровня российских опытно-экспериментальных баз от уровня, достигнутого базами в развитых зарубежных странах, а их физический износ может привести через два-три года к полной зависимости отечественных производителей от зарубежных лабораторий.

Комплексным решением, возникшим перед отраслью электроэнергетики проблем по обеспечению надежности электроснабжения и энергобезопасности, является создание сети государственных специализированных испытательных центров по энергооборудованию на базе строительства новых современных центров и модернизации действующих.

Наряду с физическим износом оборудования происходит его моральное старение. Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в электрических распределительных сетях по многим позициям соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в ведущих странах мира 30 лет назад. Так, например, около 50% всех комплектов релейной защиты находятся в эксплуатации более 25 лет и морально устарели.

В то же время по-прежнему остаются высокими фактические потери электрической энергии в сетях. Основными факторами высоких технических потерь являются:

изношенность электрооборудования;

использование устаревших видов электрооборудования;

несоответствие используемого электрооборудования существующим нагрузкам.

Объем ремонтных работ, а также мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции основных фондов, проводимых в настоящее время электросетевыми компаниями недостаточен для существенного улучшения состояния электросетевых активов. В связи с этим технический износ основных фондов имеет тенденцию к росту.

Количество остановок генерирующего оборудования с полной потерей мощности электростанции в 2010 году составило 1, за 7 месяцев 2011 года - 6: Троицкая ГРЭС (ОГК-2), Рефтинская ГРЭС (ОГК-5), Сургутская ГРЭС-1 (ОГК-2) - отключился энергоблок N 2 - 800 МВт (04.03.2011). Десятки остановок оборудования фиксируется на ТЭС территориальных генерирующих компаний.

Количество выходов из строя сетевого оборудования (110 - 750 кВ) в 2010 году составило 18179, за 7 месяцев 2011 года - 7 402. Наиболее значимые аварии в сетевом комплексе: ВЛ-500кВ - Восточная часть ОЭС Сибири (23.05.2011), ВЛ-500 кВ - Сургутская энергосистема (05.06.2011), ВЛ-330 кВ - Калининградская область (13.08.2011), авария на ПС-330 кВ "Восточная" (г. Санкт-Петербург) летом 2010 года связана с износом изоляции контрольного кабеля (срок эксплуатации 39 - лет).

Кроме того, за последние 20 лет прослеживается отрицательная динамика полезного отпуска тепла и электроэнергии с коллекторов/шин тепловых электростанций. Отпуск тепла от тепловых электростанций за этот период сократился в 1,5 раза за счет снижения отпуска пара производственных параметров от тепловых электростанций промпредприятиям в начале рассматриваемого периода и замещения тепловой нагрузки от тепловых электростанций в горячей воде котельными, которое продолжается и сегодня. Перераспределение существующих тепловых нагрузок от источников комбинированной выработки в пользу котельных и присоединение новых потребителей сопровождалось массовым строительством котельных. За период с 2000 по 2011 год количество котельных увеличилось на 9% и достигло 73 944 шт. В результате появился даже новый термин "котельнизация", являющийся синонимом неэффективного использования топлива. Следует отметить, что вышеуказанная тенденция привела к снижению доли электроэнергии, вырабатываемой в теплофикационном режиме, соответственно снизилась эффективность использования топлива. В 2011 году выработка электрической энергии соответствовала выработке 1992 года, при этом выработка тепловой энергии снизилась по сравнению с 1992 годом, что в результате привело к перерасходу топлива в 2011 году по сравнению с 1992 годом за счет неэффективной загрузки существующих электростанций.

Минэнерго России уделяет особое внимание снижению негативного воздействия ТЭС России на окружающую среду при размещении и хранении ЗШО на полигонах.

В России действует 172 ТЭС на угольном топливе, имеющие золошлакоотвалы. В золоотвалах ТЭС России в настоящее время накоплено ЗШО порядка 1,5 млрд. т. годовой выход ЗШО составляет порядка 22 - 23 млн. т, утилизируется и используется порядка 8 - 10% (1,7 - 2,3 млн. т) ежегодного выхода ЗШО. При такой тенденции к 2020 году объем накопленных ЗШО превысит 1,7 млрд. т. Площадь золошлакоотвалов составляет более 28 тыс. га. Проблемы, вызванные увеличением накопления ЗШО в золоотвалах:

золошлаковые отвалы 107 электростанций (около 60% от их общего количества) близки к переполнению или уже переполнены, а землеотвод для их расширения крайне затруднен, в ряде случаях невозможен, требует значительных капитальных затрат. Это создает риски:

ограничения мощности угольных электростанций;

вывода их из энергобаланса в ближайшей перспективе.

Затраты на содержание вновь образуемых ЗШО (включающие расходы на транспортировку ЗШО от станции до золошлакоотвала, эксплуатацию золошлакоотвала, экологические платежи, аренду земли) составляют более 500 рублей/т (годовые затраты в целом по отрасли - более 14 млрд. рублей);

в себестоимости угольных электростанций затраты на ЗШО составляют 5 - 7%;

инвестиции в реконструкцию одного золошлакоотвала (строительство ограждающей дамбы) составляют порядка 1 млрд. рублей;

стоимость строительства нового золошлакоотвала составляет ~ 2 - 4 млрд. рублей;

экологические риски в результате накопления ЗШО:

пыление и фильтрация золоотвалов - источник опасности для населения, растительного и животного мира близлежащих к золоотвалам районов;

золоотвалы - источник опасности для водных бассейнов (рек и озер) из-за возможного прорыва дамб.

Причины, препятствующие переходу к беззолоотвальному обращению с ЗШО:

отсутствие законодательных и правовых основ для свободного товарного оборота ЗШО;

недостаточная инфраструктурная готовность энергокомпаний, имеющих в своем составе угольную генерацию, к масштабному вовлечению ЗШО в товарный оборот;

отсутствие на региональном уровне (в субъектах Российской Федерации) заинтересованности в использовании техногенного вторичного минерального сырья.

Отсутствие законодательных и правовых предпосылок:

отсутствие правового механизма перевода ЗШО в ЗШМ (золошлаковые материалы);

отсутствие необходимых национальных стандартов, регламентирующих направления использования ЗШО в строительной индустрии, дорожном и ландшафтном строительстве;

отсутствие на государственном уровне работоспособного механизма экономического стимулирования товарного оборота ЗШО;

существование вне правового поля значительной части рынка ископаемых сыпучих строительных материалов, что делает этот рынок недоступным для ЗШО.

Причины отсутствия рынка:

затруднена конкуренция золошлаков ТЭС с первичными минеральными ресурсами из-за невысоких цен на природные материалы, которые достигаются, главным образом за счет невыполнения обязательств недропользователями (предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N ФЗ-2395-1 "О недрах", постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель");

широкой практикой является разработка "с нуля" местного карьера вблизи потребителя с дальнейшим оставлением его в нерекультивированном виде, что искусственно удешевляет добываемый сыпучий материал и приводит к экономической нецелесообразности применения золошлаков ТЭС;

энергетические компании, напротив, выполняют все обязательства, связанные с размещением золошлаков на отвалах, в том числе несут значительные затраты на рекультивацию и природоохранные платежи;

ужесточение природоохранного законодательства в части обращения с золошлаками ТЭС приведет к еще большему перекосу ситуации в пользу применения природных сыпучих материалов.

Для повышения эффективности функционирования и развития электроэнергетики необходима разработка, утверждение и реализация программы модернизации и оказание содействия со стороны Минэнерго России внедрению и освоению новых технологий и техники в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии.

Кроме того, в целях обеспечения гармонизации европейских и российских систем стандартизации в области электроэнергетики в условиях действующих положений Таможенного кодекса Таможенного союза и соглашений ВТО необходимы: разработка единой системы стандартизации; разработка и реализация программы первоочередных мероприятий по стандартизации с целью обеспечения надежности, безопасности, развития энергосбережения и повышения энергоэффективности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.

Реализация подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" обеспечит рост эффективности производства электроэнергии и тепла на базе инновационного обновления отрасли, снижения износа основных фондов, повышения технологической безопасности, диверсификации топливной корзины генерации. На этой основе будет обеспечено надежное электроснабжение потребителей по конкурентоспособным ценам (ограничение роста тарифов на электроэнергию).

Таким образом, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2018 годов основными ограничениями развития электроэнергетики являются:

значительный износ основных фондов;

высокая доля газа в топливном балансе (на уровне 70 процентов);

неравномерность внутреннего спроса на электроэнергию как в региональном, так и в отраслевом разрезе.

При этом производство электроэнергии в 2015 году на ТЭС увеличится на 5,8% к уровню 2011 года, на АЭС - на 11,4%, на ГЭС - на 16,5%.

В структуре производства электроэнергии доля ТЭС снизится с 67,9% в 2011 году до 66,2% в 2015 году, АЭС и ГЭС увеличится соответственно с 16,4% до 16,8% и с 15,6% до 16,8%.

В 2013 - 2016 годах планируется ввод мощностей (ТЭС, ГЭС, АЭС) в объеме более 27 ГВт. Суммарные инвестиции в этот период прогнозируются в размере более 4 трлн. рублей, в том числе в тепловую генерацию - 35% от суммарных инвестиций, гидрогенерацию - 6%, атомную генерацию - 18%, сетевое хозяйство - 41%.

Источники инвестиций соответствуют структуре собственности в отрасли. Так, частные инвестиции являются преимущественным источником финансирования для конкурентного сектора (прежде всего, тепловой генерации), а государственные инвестиции - естественно-монопольного, то есть магистрального сетевого комплекса, гидро- и атомной генераций.