Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Характеристика основных мероприятий подпрограммы

В рамках подпрограммы выделяются следующие основные мероприятия:

Основное мероприятие 4.1. Проведение технологического перевооружения за счет внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, направленных на оптимизацию процессов добычи с учетом внедрения технологий локализации и выработки остаточных запасов.

В рамках данного мероприятия предполагается внедрение либо замещение устаревшего технологического оборудования на новое энергоэффективное и энергосберегающее, использование которого позволит оптимизировать процессы добычи газа на уже разрабатываемых месторождениях.

Повышение энергоэффективности объектов добычи газа планируется достичь за счет проведения масштабной реконструкции действующего производства и внедрения нового оборудования и технологий, осуществляемых на основе отраслевых комплексных программ.

Реализация программ реконструкции позволит обеспечить достижение проектных уровней добычи газа в результате применения в технологических процессах энергоэффективных технологий, направленных на утилизацию газа в процессе испытания скважин, предупреждение парафино-гидратообразований путем использования специальных присадок (ингибиторов), применение перспективных газоперекачивающих агрегатов на базе новых более экономичных приводов с эффективным КПД свыше 34%.

Основное мероприятие 4.2. Реализация комплекса мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению объектов транспорта газа и ПХГ.

Газотранспортная система (ГТС) Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в настоящее время включает в себя более 162 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов.

Созданная система подземного хранения газа, являющаяся составной частью ЕСГ, выполняет следующие функции:

регулирование сезонной неравномерности газопотребления в Российской Федерации;

хранение резервов газа на случай аномально холодных зим;

регулирование неравномерности экспортных поставок газа;

обеспечение подачи газа в случае нештатных (аварийных) ситуаций в ЕСГ;

хранение долгосрочных резервов газа на случай форс-мажорных обстоятельств в добыче или импорте газа.

В целях обеспечения перспективных потоков газа, повышения надежности транспортировки газа, промышленной и экологической безопасности газотранспортных объектов, экономической эффективности транспортировки газа предусматривается реализация основных мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению объектов транспорта газа и компрессорных станций ПХГ:

обновление парка газоперекачивающих агрегатов;

строительство лупингов и перемычек;

реконструкция газораспределительных станций, газопроводов-отводов;

повышение контролируемости подачи газа по системе за счет сооружения газоизмерительных станций и пунктов замера расхода газа.

На стадии реконструкции газотранспортных объектов повышение их энергоэффективности должно обеспечиваться на основе отраслевых комплексных программ реконструкции и технического перевооружения, в рамках которых также предусматриваются:

специальные мероприятия для повышения эффективности низконапорных режимов транспорта газа, которые сложились на разгруженных газопроводах или участках газотранспортных систем;

специальные мероприятия по приведению линейной части магистральных газопроводов к требованиям действующих нормативных документов, по устранению причин снижения рабочих давлений на участках относительно проектного уровня, для проведения внутритрубной очистки и диагностики газопроводов, направленные на повышение или поддержание на проектном уровне гидравлической эффективности линейных участков.

Реализация мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению объектов транспорта газа и ПХГ позволит увеличить объем реконструкции линейной части газопроводов, уменьшить технологические потери газа при транспортировке газа и количество технических отказов на газопроводах.

Основное мероприятие 4.3. Реализация проектов по строительству новых транспортных мощностей, развитие которых определяется с учетом планов по освоению новых газодобывающих регионов, формирования новых экспортных направлений поставок газа, расширению региональных ГТС для обеспечения поставок газа потребителям всех уровней, в том числе смежных отраслей энергетического сектора страны, поддержания технического состояния производственных объектов, повышения надежности, промышленной и экологической безопасности транспортировки газа, энергетической безопасности страны, а также повышения экономической эффективности транспортировки газа, включая энергосбережение и использование инновационных технологий.

В рамках данного мероприятия намечена реализация проектов по строительству новых транспортных мощностей, в том числе в новых газоносных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, районы Обской и Тазовской губ.

Условия создания в вышеперечисленных районах газотранспортной системы характеризуются труднодоступностью районов, удаленностью объектов строительства от производителей материально-технических ресурсов, неразвитостью социальной, транспортной, энергетической и рыночной инфраструктуры, большой протяженностью участков газопроводов с суровым климатом, вечной мерзлотой, болотистой и гористой местностью, сложным рельефом и высоким уровнем сейсмичности, большим количеством переходов через водные преграды.

Все вышеизложенные факторы требуют создания технологий и технических средств для строительства и эксплуатации газотранспортной системы, объектов ПХГ с оптимальными параметрами и устойчивостью к воздействию естественных факторов и технологических нагрузок, что позволит обеспечить:

транспортировку газа из нового газодобывающего региона полуострова Ямал в ЕСГ России по направлению Ухта-Грязовец-Торжок;

формирование газотранспортной системы на востоке страны, включающей магистральные газопроводы из Сахалинского центра газодобычи, магистральные газопроводы из Якутского центра газодобычи, магистральные газопроводы из Иркутского и Красноярского центров газодобычи.

Основное мероприятие 4.4. Расширение действующих ПХГ, строительство новых ПХГ в увязке с развитием ЕСГ, оптимизация режимов работы ПХГ и магистрального транспорта газа.

В рамках данного мероприятия планируется создание технологий и технических средств для строительства и эксплуатации газотранспортной системы, объектов ПХГ с оптимальными параметрами и устойчивостью к воздействию естественных факторов и технологических нагрузок.

Созданные мощности ПХГ в зоне ЕСГ достаточны для регулирования сезонной неравномерности поставок газа потребителям России и на экспорт. Основные мощности по подземному хранению газа расположены в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах. Дефицит резервных мощностей в период наступления холодных зим наблюдается в Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах. В периоды резких понижений температуры воздуха производительность по отбору действующих ПХГ не достаточна для обеспечения повышенного спроса на газ. С целью обеспечения надежного газоснабжения в указанные периоды планируется создание ПХГ в отложениях каменной соли (пиковых хранилищ).

Прогноз потребности в мощностях ПХГ оценивается на основе прогнозных показателей по суточной потребности в газе в наиболее холодные сутки января, потребности в газе, необходимой для компенсации аварийных недопоставок газа и обеспечения надежности экспортных потоков газа, и возможности газотранспортной системы. Для удовлетворения потребности рынка России в мощностях ПХГ предусматривается увеличение объема товарного газа к 2020 году до 85 млрд. куб. м, а также доведение максимальной суточной производительности до 1050 млн. куб. м за счет расширения действующих и строительства новых ПХГ, в том числе пиковых хранилищ в отложениях каменной соли.

В целях увеличения показателей по максимальной суточной производительности и объема оперативного резерва газа планируется мероприятия по расширению существующих и строительство новых объектов ПХГ:

в Центральном и Приволжском федеральных округах расширение Касимовского ПХГ, Калужского ПХГ, Удмуртского резервирующего комплекса, Степновского ПХГ (Саратовская область), строительство Беднодемьяновского ПХГ (Пензенская область), Новомосковского ПХГ (Тульская область);

в Северо-Западном федеральном округе - расширение Невского ПХГ и строительство Калининградского ПХГ;

Южный федеральный округ - строительство Волгоградского ПХГ;

в Уральском федеральном округе расширение Совхозного ПХГ (Оренбургская обл.), Канчуринско-Мусинское ПХГ (Башкирия), строительство Шатровского ПХГ (Курганская область).

Таким образом, запланированные мероприятия по расширению существующих ПХГ и строительству новых позволят не только компенсировать рост потребления природного газа в Российской Федерации, но и увеличить объем резерва для сглаживания нагрузки в пиковые периоды потребления.

Основное мероприятие 4.5. Создание системы сбыта СПГ, включая строительство танкерного флота, обеспечение доступа к мощностям по регазификации и реализации газа на рынках конечных потребителей СПГ.

Рост мирового спроса на газ и удобное географическое положение российских газовых ресурсов по отношению к внешнему рынку создают условия для увеличения объемов поставок российского природного газа с месторождений шельфа северных морей, полуострова Ямал и Дальнего Востока на экспорт в виде СПГ.

Сегодня Россия располагает одним заводом СПГ на Сахалине (проект "Сахалин-2"). Доля России на мировом рынке СПГ в настоящее время с учетом его мощности составляет около 5%.

Планируется строительство завода СПГ в районе г. Владивосток. Планируемые мощности нового завода составят 10 - 15 млн. т в год.

Поставки СПГ с полуострова Ямал планируется начать уже в 2016 году.

Реализация проектов по созданию мощностей по производству СПГ включает мероприятия по созданию технологической цепочки производства и сбыта СПГ:

газопровод, соединяющий месторождение с берегом;

завод по сжижению газа на берегу, терминал по отправке, включающий порт, емкости для хранения СПГ, установки для загрузки судов (метановозов);

принимающий терминал и подразделение регазификации;

сбыт природного газа.

Танкеры для транспортировки газа являются ключевым звеном во всей производственно-сбытовой системе.

На базе пилотного проекта развития мощностей по производству СПГ на Ямале, предусматривающего освоение Южно-Тамбейского месторождения с производством до 16 млн. т СПГ в год планируется отработать технологические решения по разработке месторождений и вывозу продукции в условиях Крайнего севера.

Запланированы мероприятия по строительству объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе.

Возможность круглогодичных перевозок без ледокольного сопровождения в районе Карского моря ограничены. Перевозки СПГ никогда не осуществлялись в таких суровых ледовых условиях.

Для транспортировки СПГ с полуострова Ямал предусмотрены мероприятия по созданию специального танкерного флота арктических ледовых классов, позволяющих осуществлять круглогодичные поставки.

В рамках реализации пилотного проекта развития мощностей по производству СПГ на Ямале, в части проработки вопросов технических требований к судам, в настоящее время разработана спецификация на перспективное судно - газовоз, предложенной вместимостью - 170 000 м3, длиной 300 м. Следующим этапом запланированы мероприятия по строительству и испытанию газовозов ледового класса.

Географическое месторасположение Ямала дает возможность обеспечить круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки СПГ в азиатско-тихоокеанский регион через Северный морской путь.

Реализация предусмотренных мероприятий по созданию системы сбыта СПГ позволит:

обеспечить доступ к мощностям по регазификации и реализации газа на рынках конечных потребителей СПГ;

выйти на новые рынки сбыта, такие как Северная Америка, страны АТР и др.;

повысить системную надежность поставок, а также обеспечить их гибкость за счет комбинации трубопроводных поставок газа с СПГ;

обеспечить государством использования северного морского пути, тем самым связав воедино европейские и дальневосточные судоходные маршруты.

Основное мероприятие 4.6. Разработка и внедрение новых отечественных технологий производства СПГ с целью снижения их капиталоемкости и повышения конкурентоспособности новых мощностей.

Первые в мире крупные заводы сжижения природного газа были построены по каскадному процессу, основанному на последовательном охлаждении природного газа с помощью раздельных холодильных циклов на чистых агентах, имеющих разную температуру кипения. Преимуществами такого цикла являются низкие энергетические затраты и относительная простота эксплуатации.

До настоящего времени в мире построен только один завод по сжижению природного газа, работающий в суровом арктическом климате: это Kenai LNG (Аляска), технологическая схема Optimized Cascade (лицензиар ConocoPhillips). В последние три года были запущены два завода СПГ, расположенные также в северных широтах, это проект "Сахалин-2" в России и проект "Сноувит" в Норвегии.

Снижение удельной стоимости заводов СПГ в последние годы происходило в основном за счет накопления опыта организации строительства и его финансирования, а также за счет накопленного опыта производства мощных газовых турбин и компрессоров.

Поэтому наиболее правильным решениям для проектов производства СПГ представляется адаптация к субарктическим условиям хорошо отработанных и зарекомендовавших себя технологических схем.

При разработке и внедрению технологии сжижения для заводов СПГ основными факторами являются:

возможность создания крупнотажных линий, с целью сокращения капитальных затрат;

применимость технологии в арктических условиях;

компактность технологического оборудования;

стоимость и энергоэффективность технологий;

условия дальнейшей эксплуатации.