2.2. Научное обеспечение функционирования системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
2.2. Научное обеспечение функционирования системы
гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах
В рамках научного обеспечения функционирования системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах предусматривается выполнение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, в частности:
- исследование проблем гражданской обороны, разработка направлений ее стратегического развития на основе оперативно-стратегических и военно-экономических обоснований;
- исследование проблем защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, разработка направлений стратегического развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- анализ тенденций развития гражданской обороны и систем защиты населения от ЧС в зарубежных странах;
- исследование проблем защиты критически важных для национальной безопасности страны объектов и разработка предложений по ее совершенствованию и развитию;
- организация и проведение социологических и социально-прикладных исследований проблем гражданской защиты, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- анализ основных угроз и опасностей для России, вызываемых глобальными климатическими изменениями, техногенными, биосоциальными процессами, внешнеполитическими и военными тенденциями, и подготовка по результатам проведенного анализа аналитических докладов для руководства МЧС России;
- подготовка аналитических материалов по стратегическому развитию и функционированию гражданской обороны, системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для руководства МЧС России;
- анализ нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- подготовка предложений в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе результатов проведенных исследований;
- изучение и решение научно-технических проблем, информационное и методическое обеспечение в области обеспечения пожарной безопасности;
- проведение научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию и реструктуризацию действующих производств пожарно-технической продукции, внедрение современных высокоэффективных технологий профилактики и тушения пожаров;
- развитие научно-исследовательской деятельности и разработок в сфере инноваций и интеллектуальных услуг в области пожарной безопасности.
В рамках развития системы управления в кризисных ситуациях предусматривается развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основными заказчиками автоматизации задач обеспечения оперативного управления являются подразделения оперативного прогноза, анализа и реагирования. Приоритет в развитии ИКТ в системе МЧС - создание аналитических систем, а в перспективе и экспертных; обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в системе РСЧС:
- совершенствование технологической базы для внедрения новейших средств автоматизации оперативного управления и поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях. В результате реализации данного мероприятия планируется создать программно-аппаратную платформу центров обработки данных в Национальном центре управления в кризисных ситуациях, в межрегиональных центрах управления в кризисных ситуациях (ДВРЦ, СРЦ, УРЦ, ПРЦ, ЮРЦ, СКРЦ, ЦРЦ, СЗРЦ) и центрах управления в кризисных ситуациях субъектов Российской Федерации (ЦУКС ГУ).
- создание единого территориально-распределенного информационно-справочного ресурса для организации межведомственного информационного взаимодействия, в рамках РСЧС, для решения задач по предупреждению, экстренному реагированию и ликвидации ЧС. Реализация данного мероприятия позволит создать территориально-распределенный информационный ресурс, объединяющий различные базы данных министерств и ведомств в рамках РСЧС. Данный информационный ресурс будет использоваться специалистами системы управления в кризисных ситуациях для обеспечения выполнения мероприятий по предупреждению, экстренному реагированию, оперативному управлению силами и средствами РСЧС, а также для проведения аварийно-спасательных и восстановительных операций.
- создание системы корпоративного управления деятельностью специалистов оперативных дежурных служб в рамках системы управления в кризисных ситуациях МЧС России. Реализация данного мероприятия позволит создать автоматизированную систему, предназначенную для централизованного управления информационными потоками, контролем выполнения задач, мониторинга состояния актуализации информации, хранимой в базах данных (паспорта территорий), а также для оптимального перераспределения хранимой информации и организации коммуникаций между сотрудниками всех уровней (в рамках системы антикризисного управления).
- создание и внедрение автоматизированной системы аналитической обработки информации. Реализация данного мероприятия позволит создать территориально-распределенный информационно-аналитический ресурс, предназначенный для оценки оперативной обстановки по различным видам опасностей (рисков), возникающих на территориях с использованием технологии многомерного анализа данных и созданию аналитических отчетов на основе интегральных показателей опасности. Использование данного информационного ресурса позволит специалистам оперативных дежурных служб выявлять закономерности возникновения и развития ЧС, что существенно повышает эффективность проведения предупредительных и экстренных мероприятий. Программное обеспечение планируется внедрить в 2012 году в НЦУКС и во всех региональных центрах МЧС России.
- разработка и внедрение программных средств по прогнозированию природной, техногенной, биолого-социальной и интегральной безопасности территорий.
В результате реализации данного мероприятия планируется создать специальное программное обеспечение, предназначенное для определения уровня природной, техногенной, биолого-социальной и интегральной безопасности территорий, основанное на оценке возможных опасностей, возникающих на территории, уровней защищенности, устойчивости и уязвимости объектов/территорий. Данное программно-математическое средство позволит выполнять функцию мониторинга состояния объектов и территорий в режиме реального времени.
- развитие системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе приемных пунктов. В результате реализации данного мероприятия планируется модернизировать станцию космического мониторинга в городе Владивосток, а также создать новые станции наблюдения в городах Анадырь, Мурманск и острове Средний. Данное мероприятие планируется реализовать в период с 2012 по 2015 год в системе МЧС России.
- создание и внедрение автоматизированных средств обучения, направленных на подготовку специалистов для оперативно-дежурных служб НЦУКС, ЦУКС РЦ и ЦУКС ГУ, а также для проведения тренировок по действиям ОДС в различных режимах функционирования РСЧС с целью повышения навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями управления. В результате реализации данного мероприятия планируется создать систему распределенных программно-аппаратных комплексов по различным направлениям, позволяющее проводить многоуровневые тренировки, учения (в т.ч. с привлечением учебных заведений МЧС России) для привития навыков и умений работы ОДС во всех режимах функционирования РСЧС.
Основой для реализации такой важной функции, как разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также обоснование соответствующих решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, является прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны. Прогноз осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
В рамках данной задачи усилия РСЧС направлены также на то, чтобы данные мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являлись ключевым элементом при разработке комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Важность этого направления в области защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
Приоритетными мероприятиями в рамках данного направления являются:
- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, на базе геоинформационных систем;
- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.
Основным мероприятиям также предусматривается развитие Новокузнецкого филиала ФГУ "ВНИИПО", в том числе развитие научно-производственной базы, обеспечение функционирования планируемой к строительству экспериментальной штольни в Кемеровской области.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей