Характеристика сферы реализации подпрограммы N 2
Выстраивание эффективно действующей структуры управления системой гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах продолжалось с момента создания Российского корпуса спасателей (ГКЧС) в 1990 г.
В период 1990 - 2010 гг. пройдено множество этапов преобразования этой структуры до уровня министерства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому одновременно были переданы функции упраздненных Госкомитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других аварий (Госкомчернобыль), и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309, от 28 августа 2003 г. N 991, от 6 мая 2010 г. N 554 в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, военизированные горноспасательные части.
За прошедшие годы проделана огромная работа по становлению и развитию Министерства, его территориальных органов, сил и средств, образовательных и научно-исследовательских учреждений, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединившей в себе организационные, кадровые, материальные, технические и научные ресурсы.
Координирующими органами единой системы являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на региональном, муниципальном и объектовом уровне - соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры):
- на региональном уровне - 83 территориальных органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Эффективность созданной структуры подтверждается общим сокращением количеством ЧС с 1 242 в 1992 г. до 360 в 2010 г. Число пострадавших уменьшилось в 23 раза. Количество пожаров в период с 2002 г. по 2010 г. уменьшилось на 31% (с 259,7 тыс. в 2002 г. до 179,1 тыс. в 2010 г.), количество погибших людей на пожарах уменьшилось на 35% (с 19 900 чел. до 12 938 человек). В период с 2004 по 2010 годы произошло уменьшение на 40% количества несчастных случаев на водных объектах и сокращение числа погибших на водных объектах с 16 000 чел. до 7 575 человек. Количество аварий с маломерными судами сократилось на 83,6%.
Одним из важнейших элементов созданной и действующей в стране единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является система антикризисного управления в чрезвычайных ситуациях, которая является оперативной составляющей системы РСЧС, входящей в общий комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основу системы антикризисного управления в чрезвычайных ситуациях составляют постоянно действующие органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, формируемые на время ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативные штабы и оперативные группы.
В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, произошедших в 2010 году, система антикризисного управления показала свою эффективность, действенность и оперативность.
Существующая система антикризисного управления обеспечила выполнение задач по предназначению, о чем свидетельствуют ее своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, снижение количества пострадавших и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций.
В рамках единого информационного пространства системы антикризисного управления показали свою эффективность постоянно действующие органы управления ряда федеральных органов исполнительной власти и системообразующих организаций.
В настоящее время основу единого информационного пространства системы антикризисного управления составляет 97 участников межведомственного информационного обмена. Информационный обмен в 2010 г. между оперативными дежурными службами органов повседневного управления об угрозах или фактах ЧС и происшествий осуществлялся 4800 раз. Информационный обмен производился с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации; Генеральной прокуратурой России; ОАО "Федеральная сетевая компания "Единые энергосистемы"; ОД ЦДУ "Транснефть"; ОД ОАО "Газпром"; Госкорпорацией "Росатом"; Геофизической службой РАН.
По данным НЦУКС МЧС России, в 2010 г. среднее время прохождения информации в функциональных подсистемах РСЧС составило 16 мин. (в 2009 г. - 17 мин.); среднее время реагирования сил и средств функциональных подсистем РСЧС составило 16 мин. (в 2009 г. - 17 мин.).
Информирование об оперативной обстановке органов повседневного управления министерств, ведомств и организаций оперативной дежурной сменой НЦУКС МЧС России осуществлялось 3 708 раз, что составляет 81% от общего количества информационных сообщений.
В 2010 г. совершенствование системы антикризисного управления осуществлялось с учетом изменений характера и объема задач, возложенных на систему, современных достижений в области организации управления, прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также создания технических средств, информационных технологий, программных продуктов, цифровых сетей связи, управления и оповещения.
Совершенствование системы проводилось по следующим направлениям:
- формирование единой вертикали антикризисного управления посредством организации соответствующей деятельности НЦУКС и ЦУКС территориальных органов МЧС России, создание ЕДДС муниципальных образований на штатной основе;
- развитие подвижных пунктов управления МЧС России и территориальных органов МЧС России;
- совершенствование системы связи и передачи данных, развитие сетей спутниковой и радиосвязи, развитие сетей и ресурсов мобильной связи;
- развитие системы информационного обеспечения взаимодействия НЦУКС с кризисными центрами иностранных государств.
Для завершения формирования единой вертикали управления проведены мероприятия по созданию Центров управления в кризисных ситуациях.
В 2010 г. было продолжено наращивание возможностей постоянно действующего органа управления РСЧС - Национального центра управления в кризисных ситуациях ЦУКС МЧС России, который представляет собой многоуровневый, территориально-распределенный управляющий автоматизированный комплекс нового поколения, который решает задачи управления силами, средствами и ресурсами РСЧС и гражданской обороны в повседневной деятельности, а также в условиях кризисов и ЧС.
В полномочия НЦУКС МЧС России входят организация взаимодействия и координация действий оперативных служб различных министерств и ведомств, региональных центров управления в кризисных ситуациях, а также антикризисных центров субъектов Российской Федерации.
Основными задачами НЦУКС МЧС России в 2010 г. являлись:
- оперативное управление действиями подразделений при выполнении мероприятий по экстренному предупреждению и ликвидации ЧС;
- координация деятельности органов повседневного управления РСЧС при угрозе возникновения ЧС;
- сбор, обработка и предоставление органами управления РСЧС оперативной информации о ЧС, организация мониторинга и прогнозирования ЧС, а также учет сил и средств, ресурсов, задействованных для ликвидации ЧС.
В НЦУКС МЧС России функционирует ситуационный зал, в котором оборудованы автоматизированные рабочие места для представителей федеральных органов исполнительной власти, экспертов в области предупреждения и ликвидации ЧС.
В течение 2010 г. НЦУКС МЧС России обеспечивал проведение селекторных совещаний различного уровня, в том числе пяти селекторных совещаний в режиме видеоконференцсвязи под руководством Президента Российской Федерации и четырех - под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей