Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приоритеты государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности

Приоритеты государственной политики в области обеспечения

пожарной безопасности

Приоритетами государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности являются:

повышение эффективности надзора в области пожарной безопасности;

пропаганда знаний в области обеспечения пожарной безопасности;

стимулирование собственников к соблюдениию на своих объектах требований пожарной безопасности;

дальнейшее развитие пожарного добровольчества;

повышение эффективности пожаротушения и спасения людей при пожарах.

Основными направлениями деятельности в части повышения эффективности надзора в области пожарной безопасности являются:

совершенствование существующих и разработка новых правовых и нормативных документов по пожарной безопасности;

совершенствование организации и осуществления надзорной (контрольной) деятельности в области пожарной безопасности;

совершенствование системы лицензирования;

подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

научно-техническая поддержка деятельности по организации и осуществлению профилактики пожаров;

создание органов муниципальной, ведомственной, добровольной, частной пожарной охраны, подразделений пожарной охраны субъектов Российской Федерации;

развитие системы аудита безопасности объектов и территорий;

создание условий осуществления надзорной деятельности;

развитие и совершенствование физических и психических качеств личного состава.

Совершенствование существующих и разработка новых правовых и нормативных документов по пожарной безопасности обусловлено необходимостью приведения нормативной правовой базы деятельности государственного пожарного надзора в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации, которое направлено на упрощение и создание прозрачности надзорных процедур.

Совершенствование организации и осуществления надзорной (контрольной) деятельности в области пожарной безопасности обусловлено следующими причинами. По данным статистической отчетности за I полугодие 2010 года, непосредственным осуществлением государственного пожарного надзора занимается фактически 14,5 тыс. государственных инспекторов по пожарному надзору, при штатной численности 15,9 тыс. единиц. Доля численности государственных инспекторов в общей структуре Государственной противопожарной службы составляет около 6%. Ежегодно при осуществлении государственного пожарного надзора должностными лицами Государственной противопожарной службы обследуется более 2 млн. объектов различного назначения, предлагается к исполнению около 2,6 млн. противопожарных мероприятий, из них реализуется 81% мероприятий.

Совершенствование системы лицензирования предусматривает:

организацию эффективного контроля за соблюдением соискателями лицензии и лицензиатами лицензионных требований и условий, невыполнение которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан;

создание максимально благоприятной среды для увеличения количества организаций и индивидуальных предпринимателей, качественно осуществляющих работы и услуги в области пожарной безопасности и создание здоровой конкурентной среды. Результатом лицензионной работы будет являться повышение качества работ и услуг в области пожарной безопасности.

Одновременно при участии МЧС России ведется работа по замене лицензирования деятельности в области пожарной безопасности на механизм саморегулирования.

Деятельность в области подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществляется в формах декларирование или сертификация.

Федеральным законом установлены требования к различным видам пожарно-технической продукции и пожароопасной продукции общего назначения.

Подтверждение соответствия этой продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется в организациях, аккредитованных на право проведения работ в данной области.

На сегодняшний день в области подтверждения соответствия продукции работает 54 органа по сертификации (из них на базе подразделений МЧС - 4), 74 испытательных лаборатории (из них на базе подразделений МЧС - 7). За 2010 год выдано более 8000 сертификатов и деклараций соответствия требованиям технического регламента.

Достижение социально значимых результатов деятельности МЧС России невозможно без научной проработки наиболее актуальных проблем пожарной безопасности. Данная работа направлена в том числе на разработку и обеспечение инспекторов по пожарному надзору нормативно-методическими документами и программными средствами по основным направлениям деятельности, что позволит существенно повысить эффективность их деятельности. Кроме того, данная работа направлена на внедрение новых форм и методов осуществления государственного пожарного надзора, в том числе для снятия барьеров на пути развития предпринимательской активности.

Организация работы инспекторов государственного пожарного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора)" предопределяет необходимость их соответствующего материально-технического обеспечения. В настоящее время степень обеспечения органов государственного пожарного надзора подразделений ГПН вычислительной техникой - 34%, автотранспортом - 67%, обеспеченность дознавателей переносными экспертно-криминалистическими лабораториями - 69%, укомплектованность приборами и оборудованием судебно-экспертных учреждений, с учетом вновь созданных, - 65%.

Среди основных факторов, определяющих эффективность пожаротушения и спасения людей при пожарах, следует особо выделить: оснащенность оперативных подразделений пожарной охраны современными образцами основных и специальных пожарных автомобилей, аварийно-спасательного оборудования; укомплектованность пожарных расчетов личным составом; степень подготовленности личного состава к выполнению возложенных на него задач; оснащенность оперативных подразделений современными огнетушащими средствами; количество оперативных подразделений пожарной охраны в населенном пункте и скорость движения автотранспорта в населенном пункте и другие.

В связи с этим основными направлениями деятельности в части обеспечения пожаротушения и спасения людей при пожарах являются:

совершенствование существующих и разработка новых нормативных правовых и нормативных документов по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

совершенствование научно-технического обеспечения деятельности по тушению пожаров;

обеспечение подразделений федеральной противопожарной службы современной техникой, средствами защиты и пожарно-техническим вооружением;

обеспечение жильем военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы.

Совершенствование существующих и разработка новых нормативных правовых и нормативных документов по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ обусловлено необходимостью приведения нормативной правовой базы деятельности должностных лиц оперативных подразделений ФПС в соответствие с изменившимся законодательством. В настоящее время деятельность ФПС регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и иными нормативными документами. Интеграция подразделений ФПС в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требует уточнения нормативной базы оперативных подразделений пожарной охраны.

К основным направлениям научно-технического обеспечения деятельности по тушению пожаров относятся: разработка новых образцов аварийно-спасательной техники, оборудования и инструмента; создание новых тактических приемов борьбы с пожарами и проведения аварийно-спасательных работ; создание нового поколения высокоэффективных огнетушащих средств и способов их подачи в очаг пожара; активное внедрение в деятельность руководителей тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ геоинформационных технологий и программных средств по решению оперативно-тактических задач.

Безусловным приоритетом государственной политики также является обеспечение жильем военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы за счет приобретения жилья, а также с использованием ипотечно-накопительной системы и системы жилищных сертификатов.