Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Основные проблемы

В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возникают новые виды эпидемий и болезней. Только на возмещение материального ущерба и выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавшим от пожаров ежегодно расходуется свыше 100 млрд. рублей. Серьезную демографическую проблему создает уровень гибели людей в различных деструктивных событиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах и др.). Количество пострадавших в них ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.

Прогноз возможных военных угроз, последствий применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, обществу и государству, его обороноспособности и национальной безопасности, могут приносить огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.

В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается.

Вместе с тем риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.

По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения.

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены в том числе глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами.

В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны (60 процентов). Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа.

Существующий фонд защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) обеспечивает укрытие только 78% наибольшей работающей смены (далее - НРС) объектов, продолжающих работу в военное время, 22% НРС (около 1,7 млн. человек) на сегодняшний день не обеспечены средствами коллективной защиты. В настоящее время приоритетной задачей является завершение строительства недостроенного фонда ЗСГО.

В соответствии с основными показателями планирования эвакуации населения из населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО, и других потенциальных зон поражения в особый период в военное время подлежит эвакуации более 70 млн. чел. В настоящее время существующая инфраструктура большинства районов эвакуации не позволяет в полной мере обеспечить потребности местного и прибывающего по эвакуации населения, в части достаточного количества жилых и производственных помещений, учреждений социально-бытового назначения, водозаборных и канализационных сооружений, электроподстанций и линий электропередачи, газовых сетей, дорог и т.п.

В целях обеспечения оповещения населения созданы и функционируют автоматизированные системы централизованного оповещения. Однако 97% из них находятся в эксплуатации сверх установленного ресурса и морально устарели, что затрудняет поддержание их готовности и развитие на современных цифровых сетях связи.

В части предотвращения и борьбы с пожарами выделяются три основных проблемы: поздние сообщения о пожаре, продолжительное время свободного развития пожара, недостаточный уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров.

Основными причинами позднего сообщения о пожаре являются: отсутствие автоматической пожарной сигнализации на объектах организаций, попытка населения тушить пожар своими силами без сообщения пожарной охране, отсутствие телефонной и других видов связи.

Основными причинами достаточно продолжительного времени свободного развития пожара являются отсутствие автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения, а также необученность населения правильным действиям при пожаре.

Анализ статистических данных оперативной обстановки в стране и показатели оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров за последние годы показывает, что уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров является недостаточным.

Основными проблемами, порождающими возникновение техногенных ЧС, являются:

высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;

нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;

низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;

отсутствие на объектах промышленности и транспорта резервных источников электроснабжения;

слабое взаимодействие заинтересованных органов государственной власти и организаций;

недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств, несовершенность методов контрольно-надзорной деятельности;

ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;

нарушение правил и техники безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;

высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;

нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта;

нерешенность вопроса утилизации токсичных отходов I и II классов опасности, нехватка организаций, предприятий, допущенных к проведению подобных работ.

В промышленности наибольшие проблемы для государства, экономики и населения создают ЧС в нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой и угольной промышленности, что связано с тяжелыми последствиями этих ЧС.

В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС являлись разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации.

В газовой промышленности технологические процессы, используемые на промышленных объектах, связаны с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья.

Несмотря на большой объем работ по поддержанию в технически исправном состоянии газопроводов и оборудования, аварии на них происходят.

Как показывает проведенный анализ, их основные причины - строительный брак и дефекты металла труб. В организациях нефтедобывающего комплекса основную техногенную опасность представляли аварии на промысловых трубопроводах.

Основными предпосылками возникновения ЧС в угольной промышленности являлись высокая эксплуатационная нагрузка на технические устройства, используемые в технологическом процессе, а также высокая вероятность образования опасной концентрации пылегазовой смеси.

Существенную проблему в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создают изношенные и бесхозные гидротехнические сооружения (далее - ГТС), уровень безопасности которых на объектах промышленности и энергетики оценивается следующим образом:

нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и повреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуатация ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеет 39,4% комплексов ГТС от общего количества;

пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нормальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации, имеет 43,4% комплексов ГТС;

неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограниченной работоспособностью сооружений, - имеет 12,5% комплексов ГТС;

опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно допустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности (не подлежат эксплуатации), имеет 4,7% комплексов ГТС.

В 2010 году в ходе выполнения мероприятий по выявлению и сокращению количества бесхозяйных ГТС территориальными управлениями Ростехнадзора было дополнительно выявлено 2 032 бесхозяйных ГТС, в результате чего на начало 2011 г. на территории Российской Федерации установлено 7 247 бесхозяйных ГТС, которые распределились по федеральным округам Российской Федерации следующим образом:

Дальневосточный федеральный округ - 101 (1,2%);

Сибирский федеральный округ - 851 (11,7%);

Уральский федеральный округ - 104 (1,4%);

Приволжский федеральный округ - 1 870 (25,9%);

Северо-Западный федеральный округ - 109 (1,5%);

Центральный федеральный округ - 2 382 (32,9%);

Южный федеральный округ - 1 580 (21,8%);

Северо-Кавказский федеральный округ - 250 (3,4%).

В системе жизнеобеспечения населения ЧС обусловлены проблемой возрастающего уровня износа инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования, разрывом тепловых трасс и водопроводов, выходом из строя котельного оборудования, низкой надежностью очистных сооружений питьевого водоснабжения и очистных сооружений сточных вод, нарушением режимов подготовки к зиме трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Общее количество источников теплоснабжения в стране составляет 73136 ед., в том числе муниципальных - 43 278 ед. При этом износ котельных составляет 54,2%, центральных тепловых пунктов - 49,4%, трансформаторных подстанций - 57,4%. Необходимо заменить коммунальных тепловых сетей 37,5%, коммунальных электрических сетей 32,4%.

Отдельной проблемой в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются объекты атомной энергетики. Результаты систематических измерений содержания радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, воде и водоемах охладителях, продуктах питания, а также в почве и растительности в контрольных точках, расположенных на расстоянии до 50 км от АЭС, подтверждают отсутствие обнаруживаемого современными методами радиоактивного загрязнения объектов внешней среды на фоне сезонных и статистических колебаний загрязнения этих объектов искусственными радионуклидами от глобальных выпадений вследствие испытаний ядерного оружия и Чернобыльской аварии.

Степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных отходов (далее - ХЖО) на АЭС в среднем составляла 60,5%. Однако, ХЖО Ленинградской АЭС заполнены на 84,9%, а ХЖО Смоленской АЭС - на 85,8%. Степень заполнения хранилищ твердых радиоактивных отходов (далее - ХТО) на АЭС в среднем составляла 58,6%. Однако, ХТО Курской и Ленинградской АЭС заполнены на 85,5% и 87,5%, соответственно.

Анализ инспекционной деятельности за 2010 г. показал, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной безопасности радиационно опасных объектов, являются:

изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, выработавших ресурс, и перегрузка действующих радиоизотопных установок;

не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям, а также уровень подготовки их персонала;

сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;

проблемы утилизации не используемых и не пригодных для дальнейшей эксплуатации (включая аварийные) радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ);

нерешенность вопросов накопления и необоснованного долговременного хранения в организациях радиоактивных источников с истекшим назначенным сроком службы, в основном, из-за ограниченных финансовых возможностей;

замена или продление назначенных сроков службы приборов метрологического назначения в воинских частях;

отсутствие правового статуса объектов подземных ядерных взрывов.

В целом долговременный характер и масштабы последствий радиационных аварий не позволяют говорить о полном решении всех проблемных социально значимых вопросов.

При наличии специфики каждой аварии они имели общие черты, определяемые следующими факторами:

наличие повышенных радиационных рисков и негативных последствий для здоровья населения;

загрязнение долгоживущими радионуклидами цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет, что негативно сказывается на радиационно-гигиенической ситуации (сверхнормативное загрязнение продукции сельского и лесного хозяйства радионуклидами);

масштабами и неоднородностью радиоактивного загрязнения территорий.

В последнее время стала наиболее очевидной проблема старения кадрового потенциала (средний возраст сотрудников более 40 лет), особенно научного, разрыва между старшим и младшим поколением работников, отсутствия среднего квалифицированного профессионального ядра. Мал приток молодых специалистов.

Число лиц, которым необходимо пройти подготовку (переподготовку или повышение квалификации), превышает возможности учебных центров ФПС. Учебная материально-техническая база для подготовки на современном уровне специалистов МЧС России не соответствует предъявляемым требованиям, здания и сооружения требуют реконструкции или ремонта, современные образцы техники и оборудования не поставляются.

Существенной проблемой в части переоснащения служб является незавершенность научных разработок и сокращение масштабов поставки на серийное производство отечественной специальной техники.

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, недостаточным уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

В последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, возникли напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, сформировалась высокая плотность населения в городах, образовалось большое количество мест массового пребывания людей, значительно повысился уровень террористической угрозы и т.д. Все это поставило государству и его экстренным оперативным службам новые, более высокие, требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.

Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10% случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.

Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного уровня количества погибших и пострадавших людей от различных причин, а также значительными показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году количество умерших от внешних причин смерти составило 216 867 человек.

Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных служб. Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы.