Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Обеспечение режима безопасности и охраны правопорядка и законности в местах лишения свободы

Обеспечение режима безопасности и охраны правопорядка

и законности в местах лишения свободы

В целях обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, прибывших для посещения исправительных учреждений и следственных изоляторов, лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрических больницах (стационарах) специализированного типа с интенсивным наблюдением, персонала данных учреждений, надежной охраны указанных объектов, профилактики преступлений и нарушений режима отбывания наказаний принимаются последовательные меры по совершенствованию тактики применения караулов и дежурных смен, их готовности к действиям при происшествиях, повышению эффективности применения инженерно-технических средств охраны и надзора, внедрению современных технологий.

Продолжается работа по оснащению учреждений новыми интегрированными системами безопасности (далее - ИСБ), которые по техническим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам, имеют широкие возможности модернизации и адаптации к различным условиям эксплуатации.

За период 2005 - 2012 гг. в территориальные органы ФСИН России поставлено свыше 21 тыс. комплектов технических средств охраны и надзора.

В настоящее время 50% объектов уголовно-исполнительной системы оснащены системами безопасности, созданными на базе компьютерных технологий, при этом современными интегрированными системами безопасности оборудовано 452 учреждения.

В целом обеспеченность учреждений основными техническими средствами охраны и надзора составляет 78,9% от потребности.

Широкое применение современных ИСБ за счет дистанционного контроля за осужденными и лицами, содержащимися под стражей, исключает возможность непосредственного контакта с ними, создает необходимые условия для своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки, предупреждения и пресечения противоправных действий и одновременно обеспечивает эффективный контроль за несением службы сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы.

За счет подключения интегрированных систем безопасности к ведомственной сети планируется создание ситуационных центров, что позволит прогнозировать развитие событий, а также более оперативно реагировать на изменение обстановки.

Также внедрение в служебную деятельность интегрированных систем безопасности позволяет персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы без отрыва от производства овладевать основами профессий компьютерных пользователей, а также программистов и системных администраторов, что, в свою очередь, сказывается на повышении престижа службы в уголовно-исполнительной системе.

В ходе реализации Концепции планируется к 2020 году:

провести полную реконструкцию инженерного сооружения охранного предназначения, оснащение всех охраняемых объектов ИСБ современными техническими средствами охраны и надзора, системами контроля и управления доступом, средствами видеонаблюдения (IV квартал 2018 г.);

на основе результатов модернизации инженерно-технического оснащения охраняемых объектов перевести охрану и надзор в учреждениях уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы (IV квартал 2019 г.).

По мере обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы современными комплексами безопасности, реконструкции инженерных (охранных) сооружений исправительных учреждений и следственных изоляторов к 2020 году обеспечить перевод охраны и надзора на способы службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала.

Обеспечение пожарной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы является одним из основных условий достижения устойчивого функционирования уголовно-исполнительной системы.

Федеральной службой исполнения наказаний продолжается работа по укреплению противопожарной защиты подведомственных объектов с учетом требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В 2012 году на объектах учреждений и органов УИС зарегистрированы 33 пожара, материальный ущерб от которых составил 5,5 млн. рублей. При пожарах погибли 4, травмировано - 5 человек. В сравнении с 2011 годом количество пожаров увеличилось на 6,1%, вместе с тем материальный ущерб от них снизился в 1,7 раза.

Уровень обеспеченности подразделений уголовно-исполнительной системы первичными средствами пожаротушения составил 100%, системами пожарной автоматики - 74,16%.

Размещение осужденных в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними. Установленные в настоящее время законом принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.

В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, действий, дезорганизующих деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц.

В связи с перемещением по субъектам федерации большого количества осужденных, в исправительных колониях число допущенных преступлений возросло на 10,8% (с 800 до 886), побегов из-под охраны - на 125% (с 4 до 9). Вместе с тем отмечается сокращение на 11,8% количества побегов из-под надзора (со 170 до 150). В воспитательных колониях число зарегистрированных преступлений снизилось на 12,5% (с 8 до 7). Особо учитываемых преступлений не допущено. 25369 осужденных к лишению свободы признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний, 22433 человека изолированы от основной массы осужденных и содержатся в запираемых помещениях.

Рост общего количества преступлений связан с возросшей побеговой активностью осужденных из колоний-поселений и предпринимаемым мерам по недопущению проникновения на территорию исправительных учреждений наркотических средств и психотропных веществ.

Несмотря на снижение количества зарегистрированных преступлений в целом по Российской Федерации криминальная обстановка на территории России продолжает оставаться сложной. Ряд мощных криминогенных факторов продолжает оказывать деструктивное воздействие на состояние правопорядка в стране, на систему защиты населения, а также государственных и общественных институтов от криминальной экспансии. В результате этого по оценкам криминологов на период до 2020 года в преступности будут сохраняться следующие тенденции, негативно влияющие на обстановку в уголовно-исполнительной системе:

сохранение высокой доли корыстных и корыстно-насильственных преступлений;

увеличение удельного веса лиц, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, включая насильственные преступления;

рост вооруженности, профессионализма и организованности преступников;

развитие этнических, межрегиональных и транснациональных преступных организаций и преступных сообществ, особенно в сферах наркотрафика, торговли людьми, оружием, фальшивомонетничества и так далее;

сохранение практики дерзких, так называемых "резонансных" и особо квалифицированных по замыслу преступлений;

сохранение высокой доли маргиналов среди лиц, совершивших преступления (страдающих алкоголизмом, наркоманией, сифилисом, туберкулезом, гепатитом, ВИЧ и другими социально-значимыми заболеваниями и пороками).

Предотвращение преступлений в учреждениях, исполняющих наказания, розыск лиц, совершивших побеги из мест заключения, нейтрализация влияния лидеров уголовно-преступной среды на обстановку в учреждениях, выявление случаев запрещенных связей сотрудников со спецконтингентом требуют осуществления оперативно-разыскных мероприятий, в том числе оперативно-технических.

Для проведения оперативно-разыскных мероприятий, повышения их эффективности и оперативности требуются современная оперативно-криминалистическая, организационная и специальная техника, средства связи.

Определение границ режимных территорий, прилегающих к учреждениям УИС, и установление на них режимных требований позволили в определенной степени перекрыть один из каналов поступления в ИУ запрещенных предметов. За передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержано 7537 граждан (в 2011 году - 7807), из них 6767 граждан - в пределах режимной территории учреждений, что на 4,3% меньше, чем за 2011 год. Вместе с тем доля лиц, привлеченных к административной ответственности, выросла с 71,5% до 73,6%. При попытке доставки осужденным изъято более 7 млн. рублей, 10 тыс. литров спиртных напитков промышленного производства, 91 кг наркотических веществ, более 34,5 тыс. единиц средств мобильной связи.

В целях реализации Концепции планируется:

дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, для обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, для выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания (IV квартал 2016 г.);

создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных (IV квартал 2015 г.);

совершенствование системы мер взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения (IV квартал 2013 г.);

повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы (IV квартал 2019 г.);

разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей (IV квартал 2014 г.);

совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений (на постоянной основе);

создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности (IV квартал 2016 г.);

применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными (на постоянной основе);

введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение - IV квартал 2019 г., беспроводные технологии - IV квартал 2016 г.);

повышение уровня организации специальных перевозок путем оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с государственными органами и организациями, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей (IV квартал 2013 г.);

использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга за передвижением специальных автомобилей и специальных вагонов для перевозки осужденных, оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи (IV квартал 2013 г.);

перевод подразделений охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала (IV квартал 2018 г.);

поэтапная замена специальных вагонов моделями новой конструкции, обновление технических средств охраны, надзора и средств связи, установленных на специальных транспортных средствах (IV квартал 2019 г.);

переработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию охраны, режима и надзора в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, их инженерно-техническое обеспечение (IV квартал 2014 г.);

проведение экспериментов по переоборудованию инженерно-технических средств охраны в запретных зонах учреждений, интеграции подразделений охраны и надзора (IV квартал 2013 г.);

разработка и реализация ведомственной целевой программы по развитию охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2016 года (II квартал 2013 г.).