Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2013 N АКПИ13-28 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, утв. Приказом ФТС РФ от 31.08.2005 N 810>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2013 г. N АКПИ13-28

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 августа 2005 г. N 810,

установил:

пункт 5 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах (далее - Инструкция), утвержденной приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 31 августа 2005 г. N 810, предусматривает, что при выплате единовременного пособия принимается в расчет оклад месячного денежного содержания без применения коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и без учета выплаты процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, как не предусматривающего применение районного коэффициента на единовременное пособие при увольнении сотрудника, имеющего свыше 20 лет выслуги в таможенных органах. Заявитель полагает, что оспариваемая норма противоречит статье 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Считает, что указанное единовременное пособие является дополнительной выплатой и входит в состав денежного довольствия, которое выплачивается сотруднику таможенного органа с применением районных коэффициентов.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и ФТС России в письменных возражениях на заявление указали, что действующими нормативными актами Российской Федерации не предусмотрено начисление районных коэффициентов на единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам таможенных органов при увольнении.

Д., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей ФТС России - К., Минюста России - М., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, Верховный Суд Российской Федерации находит, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии с пунктами 2, 9 (подпункты 9.4, 9.11, 9.12) ранее действовавшего Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429, ФТС России утвердила оспариваемую в части Инструкцию. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2005 г., регистрационный N 7043, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005 г., N 40.

Инструкция, как следует из содержания ее преамбулы, определяет порядок выплаты сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах.

Глава VI Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с прекращением службы в таможенных органах, и устанавливает выплаты и компенсации увольняемым сотрудникам таможенных органов (статья 50).

Таким образом, ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать вопросы организации деятельности службы, прохождения федеральной государственной службы в таможенных органах, имела полномочия на утверждение оспариваемой в части Инструкции.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяя свое действие с 1 января 2013 г. в том числе на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 20), предусматривает, что сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы (часть 7 статьи 3).

Статья 2 этого Федерального закона закрепляет, что денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (части 1 и 3).

Данная норма определяет в качестве дополнительных выплат коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и не относит к этим выплатам единовременное пособие при увольнении сотрудника (часть 6).

Статья 2 названного Федерального закона не учитывает данное пособие и для применения районных коэффициентов в составе денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, и предписывает, что порядок применения и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (части 15 и 16).

Положение о том, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пособий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации, содержит и часть первая статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", на которую ссылается заявитель.

Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, также не предусматривают начисление районных коэффициентов на единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам таможенных органов при увольнении.

Из приведенных норм следует, что единовременное пособие, право на которое возникает только вследствие увольнения сотрудника со службы, не входит в состав денежного довольствия и выплачивается однократно. Данное пособие рассчитывается с применением составляющей денежного довольствия - оклада денежного содержания, и на пособие не начисляются процентная надбавка и районный коэффициент.

Содержание пункта 5 Инструкции полностью соответствует данному правовому регулированию. Оспариваемая норма, регламентируя вопросы организации деятельности ФТС России в сфере прохождения федеральной государственной службы, связанные с определением порядка выплаты сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы, носит разъяснительный характер, и ею не устанавливаются размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок. С учетом этого при принятии оспариваемой в части Инструкции ФТС России не вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

Доводы заявителя о том, что единовременное пособие является дополнительной выплатой, устанавливаемой дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, не основаны на содержании части 7 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющей продолжительность службы в учреждениях и органах в качестве единственного условия, влияющего на размер данного пособия.

Необоснованна и ссылка Д. на пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. N 162 "О реформе розничных цен и социальной защиты населения РСФСР", согласно которому в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, повышенные в соответствии с данным постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Указанный нормативный правовой акт бывшего Союза ССР не регулирует отношения, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФТС России.

Статья 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", на которую ссылается заявитель, с 1 января 2013 г. не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подпункт 2 части 1 статьи 19, часть 1 статьи 20).

Утратили силу и пункты 1 - 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции Российской Федерации, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных".

С учетом изложенного оспариваемая норма действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 августа 2005 г. N 810, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА