Распоряжением Правительства РФ от 07.07.2017 N 1455-р утверждена Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года.

2.2.1. Рынок сельхозтехники в России

До 2008 года рынок сельхозтехники в России рос среднегодовым темпом 39% и достиг в докризисный год своего максимума <1> - 141 миллиард рублей (около 6% мирового рынка), а доля импорта превысила 64% <2>. На 150% в год росло крупно-узловая сборка техники и лишь на 22% увеличивался выпуск отечественной сельскохозяйственной техники.

--------------------------------

<1> Для целей данного документа под рынком понимаются отгрузки сельскохозяйственной техники. Данные приведены без учета комплектующих. С учетом комплектующих рынок в 2008 г. составил 155,499 млн. руб. Кроме того, ввиду неполноты данных, не учитывается сегмент машин для птицеводства и свиноводства. По оценкам экспертов с учетом этих машин рынок в 2008 - 2010 гг. составил 151521 млн. руб., 61 758 млн. руб. и 69 500 млн. руб. соответственно.

<2> Ввиду отсутствия статистики по объему рынка сельскохозяйственной техники России для целей Стратегии в качестве оценки рынка используются данные предприятий об отгрузках техники. Данный способ оценки рынка часто используется ведущими мировыми аналитическими агентствами (например, Freedonia group). Погрешность такой оценки не превышает 10%.

Рисунок 1. Динамика российского рынка сельхозтехники, млн. руб.

00000002.png

Столь высокие показатели российского рынка во многом были связаны с обновлением устаревшего парка, улучшением финансового состояния сельхозпредприятий. Сыграли свою положительную роль и реализация Национального проекта "Развитие АПК", а впоследствии принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

Ключевыми игроками на рынке сельхозтехники (см. Таблицу 6) среди отечественных компаний являются комбайновый завод "Ростсельмаш" (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, тракторов сельскохозяйственных), "Концерн "Тракторные заводы" (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, сельскохозяйственных тракторов), а также "Петербургский тракторный завод" (производство сельхозтракторов с мощностью двигателя свыше 250 л.с). У перечисленных компаний уровень локализации продукции достигает 92%.

В числе производителей стран СНГ лидирующие позиции занимают белорусские компании - "Минский тракторный завод" (производит около 30 моделей сельхозтракторов, имеет три сборочных предприятия на территории России с уровнем локализации до 15%) и ПО "Гомсельмаш" (производитель зерно- и кормоуборочных комбайнов с уровнем локализации до 25%). Среди предприятий Украины - лидер "Харьковский тракторный завод" (локализация не более 10%).

Самую крупную группу представляют глобальные зарубежные производители сельхозтехники. В их числе John Deere, CNH, Claas, AGCO, SDF. Все эти компании имеют сборочное производство на территории России, однако уровень локализации у них не превышает 5 - 10% (за исключением Claas - 17,30%).