Распоряжением Правительства РФ от 07.07.2017 N 1455-р утверждена Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года.

5. Низкая доля экспорта в производстве

Анализ торгового баланса (раздел 2.2.2 Стратегии) показал низкую долю экспорта в общем объеме производства российского сельхозмашиностроения. Кроме того, компании продолжают терять долю на традиционных рынках ближнего и дальнего зарубежья (падение доли экспорта в производстве на 65% в 2010 году).

Например, исторически высокая доля на рынке Казахстана снижается из-за жесткой конкурентной политики импортеров дальнего зарубежья, предлагающих более выгодные программы связанного финансирования.

При отсутствии государственной поддержки российские производители будут окончательно вытеснены с традиционных для Российской Федерации рынков Центральной Азии и Закавказья - Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана и Армении. В настоящее время российский экспорт в эти страны осуществляется под жестким давлением со стороны производителей Германии и США.

Высокая зависимость отрасли от внутреннего рынка приводит к отсутствию экономии на объеме производства и продажи продукции. У производителей нет возможности диверсифицировать риски в случае снижения внутреннего спроса на сельхозтехнику и переориентировать их на экспорт.

Неэффективность ориентации продаж исключительно на внутренний рынок подтвердилась в разгар мирового финансового кризиса. Все российские компании серьезно "просели" как в выпуске машин и продажах, так и в получении выручки и прибыли.

Низкий уровень экспорта приводит к отсутствию стимулов для конкуренции на глобальных рынках, что в свою очередь негативно сказывается на конкурентоспособности, техническом и инновационном уровне сельхозтехники российского производства. Описанная системная проблема может быть частично решена за счет снижения стоимости кредитных ресурсов в России.