Показатели отрасли производства медицинских изделий

│ Показатели отрасли производства медицинских изделий │

├────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤

│Доля медицинской промышленности в │ % │ 0,06 │ 0,08 │ 0,16 │

│ВВП страны │ │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Количество занятого населения в │ % │ 0,04 │ 0,04 │ 0,04 │

│медицинской промышленности от │ │ │ │ │

│общего числа трудоспособного │ │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Объем рынка медицинских изделий в │ млрд. │ │ │ │

│России │ руб./ │ 188,8 │ 287 │ 450 │

│ │ год │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Объем производства │ млрд. │ 35,2 │ 69,2 │ 209,8 │

│ │ руб./ │ │ │ │

│ │ год │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Объем поставок на внутренний рынок │ млрд. │ 30,2 │ 63,2 │ 180 │

│ │ руб./ │ │ │ │

│ │ год │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Объем экспорта │ млрд. │ 5,0 │ 6,0 │ 30 │

│ │ руб./ │ │ │ │

│ │ год │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│Доля отечественных производителей │ % │ 18 │ 22 │ 40 │

│на внутреннем рынке │ │ │ │ │

└────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┘

--------------------------------

Источники: <*> МЭР, Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития.

<**> Данные предприятий, данные Росстат, ФТС.

В сегменте медицинских изделий доля российских компаний, осуществляющих технологические инновации, составила в 2012 году около 26,2% при среднем уровне по промышленности 10,5%.

К использованию в медицинской практике допущено (зарегистрировано) более 45 тысяч единиц медицинских изделий, из них около 20 тысяч зарегистрировано российскими компаниями. Однако, динамика развития номенклатуры отечественных медицинских изделий отстает от мировых темпов (Рисунок 4).

Рисунок 4. Медицинские изделия, зарегистрированные в Российской Федерации

00000004.png

Источник: Отчет о деятельности Управления контроля за качеством медицинских изделий за 2010 год Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Подавляющая часть медицинских изделий, выпускаемых отечественными предприятиями, по своему техническому уровню значительно уступает зарубежным аналогам. На практике российские медицинские учреждения предпочитают приобретать импортные изделия.

Отечественные производственные компании выпускают широкий спектр изделий, но при этом в незначительной степени применяют технологии нового поколения (Рисунок 5). В медицинских изделиях это, прежде всего, рентгеновская, наркозно-дыхательная аппаратура, электрокардиографы, приборы для функциональной диагностики и физиотерапии.

Также отечественные компании представлены в сегментах (одноразового) медицинского белья и одежды, расходных материалов (реагентов) для лабораторной диагностики, медицинских изделий, эндоскопических приборов, одноразовых шприцов.

Дополнительно российские компании выпускают изделия, не участвующие в непосредственном контакте с пациентом, а выполняющие вспомогательные или обеспечивающие функции, например: центрифуги, весы, микроскопы, светильники, оборудование для стерилизации, медицинскую мебель, стерилизаторы.

Технологическая слабость и устаревшие технологии формируют отставание национальных компаний от зарубежных конкурентов.

Рисунок 5. Различия в компетенциях отечественных и иностранных компаний (примеры).

Участники рынка

┌────────────────────┴──────────────────┐

Отечественные компании Зарубежные компании

- Диагностическая визуализация - Диагностическая визуализация

(цифровой рентген, маммограф) (КТ, МРТ, ПЭТ, ОФЭКТ)

- Оборудование для терапии - Оборудование для терапии

(физиотерапевтическое (Брахитерапия, Медицинские

оборудование) линейные ускорители)

- Изделия для хирургии - Изделия для хирургии

(хирургический инструмент) (одноразовые изделия для нейро- и

- Клинико-диагностика кардиохирургии)

(реагенты для - Клинико-диагностика

клинико-диагностики) (автоматизированное оборудование

- Оборудование и изделия для для клинико-диагностики)

функциональной диагностики - Оборудование и изделия для

(электрокардиографы) функциональной диагностики (УЗИ

- Стерилизация (паровая, высокого и экспертного класса)

вакуумная) - Стерилизация (плазменная)

- Перевязочная продукция - Перевязочная продукция

(марля, бинты) (заживляющие, биосовместимые

- Оборудование и изделия материалы)

восстановительной медицины - Оборудование и изделия

(механотерапия) восстановительной медицины

- Эндоскопия (жесткая) (ортезы)

- Эндоскопия (гибкая)

Наибольшую добавленную стоимость имеет высокотехнологичное оборудование и изделия, выпускаемые с применением передовых технологий. Такие медицинские изделия в основном импортируется в Россию. Как следствие, стоимостная доля российской продукции в структуре потребления в денежном выражении незначительна.

Отставание уровня развития медицинской промышленности в России от уровня развитых стран значительно сильнее, чем во многих других отраслях экономики. Даже в период кризиса 2008 - 2009 годов отечественные производители не смогли увеличить свою долю на внутреннем рынке. Отчасти это объясняется высокой зависимостью от импортных комплектующих, из которых производится большая часть продукции.

В отдельных сегментах имеет место ценовая конкуренция со стороны импорта. В частности, серьезное ценовое давление происходит в сегменте медицинского инструмента. Одной из причин такой ситуации является возможность на практике получить доступ на российский рынок (сертифицировать) продукции ненадлежащего качества.

Рисунок 6. Оценка доли локального производства в отдельных сегментах в натуральном и денежном выражении.

00000005.png

Источник: www.zakupki.gov.ru; оценки ГК "БЮРО".

Инструментом увеличения доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке медицинских изделий является стимулирование партнерств и локализации производства зарубежных компаний на территории Российской Федерации. Только в последние 2 - 3 года ряд компаний сформулировал свои долгосрочные планы в отношении России, включив в них программы локализации.

Существует ряд отечественных инновационных разработок, конкурентоспособных на международном уровне: отдельные виды оборудования и изделий в области радиационных медицинских технологий, изделия для кардиологии (протезы сосудов, клапаны сердца), приборы, основанные на применении лазерных технологий.

Отдельное внимание можно уделить перспективному направлению ядерной медицины. У России имеются компетенции по технологиям ядерной медицины в области технологического оборудования, радионуклидного сырья, отдельные образцы продукции для радиохимических лабораторий для синтеза и анализа радиофармпрепаратов. Россия в мировом масштабе остается преимущественно поставщиком сырьевых изотопов и отдельного технологического оборудования для ядерной медицины, в то время как основная добавленная стоимость сосредоточена в конечном, пользовательском (диагностическом и терапевтическом) оборудовании, инжиниринговом решении.

Крайне актуальным для компаний всех размеров является развитие своей деятельности на международных рынках - как развивающихся, так и развитых. В России нет ни одного широко диверсифицированного производителя. Бизнес большинства компаний сконцентрирован в одном из сегментов, а номенклатура сравнительно ограничена и измеряется десятками видов изделий, в то время как иностранные компании предлагают более широкий выбор. Как отмечено выше, российские компании присутствуют во многих сегментах медицинских изделий, но номенклатура продукции зачастую не соответствует требованиям рынка. Это означает, что существует потенциал развития отечественных компаний за счет освоения новых видов продукции в тех сегментах, в которых они уже присутствуют.