Таблица 1. Различия в уровне оснащенности (количество ед. оборудования на один миллион жителей) медицинскими изделиями в развитых странах и в России. 2010 год

┌────────────────┬──────────────────────┬───────────────────┬─────────────┐

│ Вид │ Оснащение в развитых │Оснащение в России,│ Отставание │

│ медицинского │странах, шт. на 1 млн.│шт. на 1 млн. чел. │ России │

│ изделия │ чел. <*><**> │ │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│УЗИ │ 230 │ 78 │В 3 раза │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│КТ │ 20 │ 7 │В 2,8 раза │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│МРТ │ 10 │ 3 │В 3,2 раза │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│Ангиограф │ 23 │ 1 │В 23 раза │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│Линейный │ 5,2 │ 0,35 │В 15 раз │

│ускоритель │ │ │ │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│ПЭТ, ПЭТ/КТ │ 1,2 │ 0,08 │В 15 раз │

├────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────┤

│ОФЭКТ, ОФЭКТ/КТ │ 6,2 │ 1 │В 6 раз │

└────────────────┴──────────────────────┴───────────────────┴─────────────┘

--------------------------------

Источники: <*> ВОЗ.

<**> Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Стандартизация. В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится политика постепенной конкретизации государственных гарантий посредством разработки и утверждения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Реализация этой политики потребует на протяжении всего периода до 2020 года поддерживать на достаточно высоком уровне расходы на закупку медицинских изделий. По мере внедрения порядков и стандартов будет увеличиваться бюджет на их соблюдение. Так, доля учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, должна увеличиться с уровня около 43% до 100% в период 2012 - 2020 годов. Это является существенным стимулом для роста внутреннего рынка медицинских изделий.

Кроме того, в силу сложившегося фактического территориального различия в доступности медицинской помощи предельно четкое соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи может потребовать в отдельных регионах резкого увеличения расходов на медицинские изделия.

Госпрограммы. В период 2013 - 2020 года росту рынка по-прежнему будет способствовать государственная политика в сфере охраны здоровья населения, реализуемая в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Развитие частной медицины. Важным фактором роста рынка является развитие сектора частной медицины. В России увеличение объема платных медицинских услуг происходит на фоне увеличения объема услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования. То есть оба направления развиваются параллельно, а не за счет друг друга. По разным оценкам, поток клиентов на рынке платных медицинских услуг в наиболее обеспеченных регионах Российской Федерации увеличивается ежегодно на 20% - 35%. Оснащение частных медицинских организаций находится на достаточно высоком уровне.

Решение государственной задачи повышения доступности и качества медицинской помощи, развитие системы государственных и частных медицинских центров, повышение уровня оснащения российских ЛПУ создадут долгосрочный устойчивый спрос на расходные материалы и новое оборудование для плановой замены и поддержания состава имеющегося парка медицинского оборудования.

Изменение стоимостной структуры медицинской услуги является еще одним фактором роста рынка медицинских изделий Российской Федерации в период до 2020 года. В перспективе в течение 10 - 15 лет произойдет изменение структуры расходов на здравоохранение, ее постепенное приближение к структуре расходов развитых стран. Увеличится применение разнообразных технических средств. Можно прогнозировать рост доли расходов на медицинские изделия в общей структуре расходов на здравоохранение с 4% в 2010 году до порядка 8,5 - 9,0% к 2020 году.

Развитие персонифицированной медицины и биомедицины. Персонализация лечения пациента - наиболее важный тренд современной медицины. Применяемые методы позволяют назначить терапию конкретному больному на основании диагностики и последующей обработки индивидуальных особенностей пациента и его заболевания. Персонализация медицины значительно повышает требования к клинико-диагностическим системам. Кроме того, новые технологии направлены на решение задачи выявления индивидуальных факторов риска заболеваний, их возможно более ранней диагностики. Это возможно благодаря развитию малоинвазивной, амбулаторной хирургии, дистанционного мониторинга состояния больного.

Рисунок 3. Прогноз изменения объемов рынка

00000003.png

При оптимистичном сценарии развития потребления будут реализованы все государственные программы, в целом будут достигнуты показатели оснащенности, соответствующие 100%-ному соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, при одновременном интенсивном развитии негосударственного сектора оказания медицинских услуг. В рамках этого сценария можно ожидать, что среднегодовые темпы роста российского рынка медицинских изделий за период 2013 - 2020 гг. составят не менее 13,5%, а объем рынка к 2020 году будет на уровне 450 млрд. руб.

При сценарии органического роста будут реализованы только основные мероприятия государственных программ, доля расходов на здравоохранение в % от ВВП сохранится на текущем уровне, а темпы развития негосударственного сектора оказания медицинских услуг будут соответствовать темпам роста ВВП. В рамках этого сценария можно ожидать, что среднегодовые темпы роста российского рынка медицинских изделий за период 2013 - 2020 гг. составят 10%, объем рынка к 2020 году будет на уровне 320 - 350 млрд. руб.

Для целей разработки Стратегии в качестве базового принят оптимистичный сценарий развития внутреннего спроса.