1. Российский рынок медицинских изделий

1. Российский рынок медицинских изделий.

Российский рынок медицинских изделий обладает высоким потенциалом роста, что обусловлено высокой численностью населения (по данным Росстата, в 2012 году в России проживало порядка 143 млн. человек), наличием значительных финансовых ресурсов и потребностью в модернизации системы здравоохранения.

Расходы на здравоохранение находятся в настоящее время на низком уровне по сравнению с развитыми странами. В 2012 году общие расходы на здравоохранение в России составили порядка 5,4% ВВП в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", данными Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и статистикой Федеральной службы статистики Российской статистики (далее - Росстат), в то время как в западных странах этот показатель находится на уровне 8 - 16% ВВП в соответствии с данными ВОЗ. Государственные расходы на здравоохранение в России - отличаются от ЕС в 2 раза (3,7% ВПП (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и статистикой Росстат) и 6,9% ВВП соответственно (в соответствии с данными ВОЗ)). В расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС.

Рисунок 1. Сравнение расходов на медицинские изделия из расчета на душу населения (2012 год)

00000001.png

Источники: Отчеты мировых аналитических агентств Frost & Sullivan и Global Data, национальные статистические агентства.

Рынок медицинских изделий в России растет высокими темпами. Среднегодовой темп роста за период 2000 - 2012 составил 19,6%. В 2012 году, по разным оценкам, объем внутрироссийского потребления медицинских изделий составил порядка 160 млрд. рублей, что составляет около 1,4% от мирового рынка медицинских изделий. Необходимо отметить, что российский рынок быстро восстановился после периода замедления 2008 - 2009 годов.

Рисунок 2. Объем рынка медицинских изделий в Российской Федерации в 2000 - 2012 гг. (млрд. руб.)

00000002.png

Источник: Росстат, оценки ГК "БЮРО".

При этом в отдельных сегментах рынка структура доли отечественных производителей различается в денежном и натуральном выражении. Это различие характеризует концентрацию отечественных компаний в низком и среднем ценовом сегментах и говорит о рисках потери позиций в будущем при росте доли высокотехнологичной продукции в структуре потребления медицинских изделий.

Таким образом, тенденция снижения совокупной доли отечественных производителей связана с низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции и ее невысокими потребительскими качествами, несоответствием современным стандартам, предъявляемым к процессам производства, отсутствием собственной современной базы разработок продукции.