2. Составляющие факторы системных проблем
Выявление и анализ влияния факторов системных проблем целесообразно осуществить рассматривая отрасль как набор этапов жизненного цикла продукции (Рисунок 7).
Рисунок 7. Этапы разработки, производства и продвижения продукции.
┌───────────┐
│ ключевых │
│компонентов│ ┌─────────────┐
└───┬───────┘ ┌─>│Распределение│
│ │ └─────────────┘
┌────────┐ ┌─────┐└──>┌────────────┐ ┌───────────┐│
│Изучение├ ─ >│НИОКР├ ─ >│Производство├ ─ >│Продвижение├┤ ┌──────────────┐
│ спроса │ └─────┘┌──>└────────────┘ └───────────┘│ │Послепродажное│
└────────┘ │ └─>│ сопровождение│
┌───┴───────┐ └──────────────┘
│ прочих │
│компонентов│
└───────────┘
┌──────┐
└──────┘
За последние два десятилетия на отечественном рынке медицинских изделий наибольший прогресс достигнут в формировании системы дистрибуции (распространения) продукции. В России сформировано достаточное количество торговых компаний, имеющих налаженную систему хранения, доставки медицинских изделий. В некоторых случаях это дополнено компетенциями по обучению пользователей, сервисному обслуживанию. Созданы предпосылки к консолидации этого сектора, формированию общенациональных дистрибьюторских компаний в области медицинских изделий, что позволит обеспечить комплексное предложение по оснащению и обеспечению нужд ЛПУ. Формированию системы дистрибуции способствовали действия крупных зарубежных компаний по продвижению собственной продукции на российский рынок. Как следствие, на практике созданная инфраструктура обслуживает преимущественно импорт.
В вопросах послепродажного сопровождения ощущается недостаток квалифицированного персонала, в первую очередь, технических специалистов, способных осуществлять обслуживание и ремонт оборудования. Также недостаточно средств выделяется в рамках финансирования системы здравоохранения на приобретение услуг по сервисному обслуживанию медицинских изделий.
На этапе продвижения российские медицинские характеризуются слабой интеграцией в существующие каналы распределения. Эта ситуация является следствием ограниченной активности отечественных компаний в вопросах продвижения своей продукции. Компании, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу, зачастую не могут преодолеть традиции распределительной системы, считая ключевой только функцию производства. Многие частные компании относятся к категории малого бизнеса и сильно ограничены в своих финансовых возможностях. В этих условиях потенциальные потребители лишены возможности ознакомиться с продукцией российских компаний и сделать обоснованный выбор. У пользователей в государственных учреждениях здравоохранения на практике отсутствует информация о российских товарах, а сама система государственных закупок не формирует спрос с учетом локальных производственных возможностей.
В свою очередь, многие российские компании слабо осведомлены о возможностях поставки продукции за рубеж и потребностях мировых рынков.
Производство медицинских изделий на территории Российской Федерации обеспечивает менее 20% потребляемой продукции. Препятствием к развитию локального производства на базе существующего являются: слабая материально-техническая база, являющаяся следствием недостаточного уровня инвестиций в основные фонды, недостаток квалифицированного технического персонала, знакомого с современными стандартами организации процессов производства, несоответствие многих предприятий требованиям к качеству процессов разработок и производства. В частности это объясняется различием в обязательных российских и международных требованиях к промышленным компаниям. Далеко не все российские производители сертифицированы по международным стандартам, характерным для иностранных компаний.
Отрасль характеризуется высокой зависимостью от импортных комплектующих. Большинство производств медицинских изделий на 50 - 90% обеспечены поставками комплектующих из-за рубежа, что существенно снижает инвестиционную привлекательность российских промышленных активов.
Динамика исследований и разработок являются одним из основных критериев успеха компаний в отрасли производства медицинских изделий. На сегодняшний день только крупнейшие российские компании могут позволить эффективно финансировать собственные разработки; при этом объемы этих средств несопоставимы с вложениями крупных иностранных производителей. Существенной проблемой во внедрении результатов научных работ в производство является отсутствие системы трансфера научных разработок в производство - отсутствие доступа к информации о научных разработках, проведенных в академической среде, эффективной кооперации между компаниями, работающими на отдельных этапах разработки и производства.
В результате проведенного анализа был выявлен разрыв в критических аспектах взаимодействия научной, производственной и коммерческой среды, что, в конечном итоге, препятствует непрерывному функционированию инновационной системы, и выделены следующие факторы, обуславливающие снижение конкурентоспособности отечественных компаний:
- недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом;
- недостаточный уровень инвестиций в целом, и недостаточный уровень прямых иностранных инвестиций в частности;
- информационная непрозрачность отрасли и рынка: недостаток объективных данных о российских компаниях и товарах, недостаток широко доступной информации о тенденциях развития зарубежных рынков;
- несоответствие процессов ведения бизнеса в российских компаниях устоявшимся международным стандартам - различия в обязательных требованиях со стороны российского и международного законодательства к организации разработок и производства медицинских изделий;
- отсутствие (крупных) российских компаний, способных определять отраслевую политику и поддерживать цикл разработок;
- зависимость от импорта комплектующих и компонентов, снижающая инвестиционную привлекательность промышленных проектов в России;
- слабая система продвижения отечественных медицинских изделий, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках;
- недостаточная эффективность системы передачи разработок в промышленность.
Большинство выделенных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности отрасли, являются сквозными и взаимозависимыми, то есть, сказываются в каждой из основных системных проблем. Выявленные взаимосвязи представлены в таблице 4.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей